СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Даниил Хармс «Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения и развития речи в 6 классе.

Цели урока:  1) знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса, содержанием рассказа «Пушкин».  2) формировать навыки осознанного чтения, умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы по тексту, читать по ролям.  

Просмотр содержимого документа
«Даниил Хармс «Пушкин»

Урок чтения и развития речи в 6 классе.

МКОУ «Сузунская ОШ – И»

Учитель русского языка и литературы

Василева Галина Валентиновна



Тема урока: «Даниил Хармс «Пушкин»

Цели урока:

1) знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса, содержанием рассказа «Пушкин».

2) формировать навыки осознанного чтения, умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы по тексту, читать по ролям.

3) привитие интереса к литературе и чтению.

Оборудование: учебники, мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.

План урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

  2. Артикуляционная разминка

  3. Формулировка темы урока.

  4. Постановка цели урока.

  5. Актуализация знаний. Предтекстовая деятельность: слово учителя о Данииле Хармсе, игра «Откуда эти строчки», беседа о Пушкине.

  6. Текстовая деятельность

  1. Первичное восприятие текста. Чтение текста учителем.

  2. Вторичная текстовая деятельность:

  • Глоссарий

  • Дискретное чтение. Работа в парах.





  1. Динамическая пауза

  2. Послетекстовая деятельность: беседа на выявление понимания авторского замысла; обобщающая беседа.

  3. Рефлексивная деятельность

  4. Домашнее задание

  5. Итоги урока.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Улыбнитесь, 6-ой класс,

Урок чтения у нас.

  1. Артикуляционная разминка. Слайд 1

Наклоняли, наклоняли,

Наклоняли самовар,

Но оттуда выбивался

Только пар, пар, пар…

3. Формулировка темы урока.

- Из какого стихотворения эти строчки? А кто автор этих весёлых стихов? («Самовар», автор Д. Хармс)

4. Постановка цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о творчестве детского поэта Даниила Хармса. Слайд 2

5. Актуализация знаний. Предтекстовая деятельность.

Слово учителя о поэте.

- 30 декабря 1905 г. в  Санкт-Петербурге родился Даниил Иванович Ювачев.

     Будущий писатель обладал абсолютным музыкальным слухом, неплохо рисовал, был смышлён и находчив. С детства обладал неуёмной фантазией, причём почти всегда мог убедить сверстников в реальности своих выдумок.            Ученик Даниил проказничал как-то странно: приносил на урок валторну и фисгармонию. Внезапно вдруг во время урока начинал играть.  

При нем всегда была маленькая записная книжка, и он что - то строчил в ней, даже сидя на дереве в городском парке. Это были его первые стихи. Он подписывал их: Даниэль Шарм. В переводе с французского языка «charme» означает «обаяние», «чары». Звуковой облик слова был изменен, чтобы «запрятать» основной смысл: Ювачев стал подписывать свои работы Даниил Хармс.

Волосы у писателя были не черные и не светлые, а темно-русые. Он зачесывал их  назад. Глаза небольшие, светлые. Лоб высокий, как спортивная площадка. В спортивном пиджаке, в брюках- гольф, в шапочке с длинным козырьком он был удивительно похож на английского сыщика Шерлока Холмса. Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Борис Житков.

Игра «Откуда эти строчки»

- Сегодня мы прочитаем его рассказ о другом поэте. О ком этот рассказ вы узнаете, если ответите, из каких произведений взяты эти строчки:

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»)

«Приплыла к нему рыбка,

Спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о золотой рыбке»)

«Белка песенки поёт

Да орешки всё грызет…» («сказка о царе Салтане…»

Беседа об А.С. Пушкине

- Кто автор этих замечательных сказок? (А. С. Пушкин) Слайд 3

- Что вам уже известно об А. С. Пушкине?

-Какие произведения Пушкина вы уже читали?

Слово учителя:

Даниил Хармс написал для нас рассказ «Пушкин», прочитав его, мы узнаем о Пушкине много нового и интересного.

6. Текстовая деятельность.

1) Первичное знакомство с текстом. Чтение рассказа «Пушкин» учителем.

2) Вторичная текстовая деятельность.

Глоссарий: поэт, лицей, лицеисты

Беседа по восприятию текста:

- Рассказ написан в форме беседы. Назовите участников беседы.

- О чём беседовали Кирилл и автор рассказа?

- Найдите в тексте вопросы Кирилла. Зачитайте их.

- Как характеризуют мальчика эти вопросы?

Дискретное чтение.

Разбивка текста на части. Каждая пара готовит индивидуальное задание по своей части. Все отмечают новую информацию о Пушкине на полях. На выполнение задания дается 7 минут.

1-ая часть (начало рассказа до слов « И маленький Пушкин засыпал.»

Задание: подготовьте чтение по ролям, отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

2-ая часть (от слов « А кто такой Пушкин?» до слов «… и начал писать стихи по-русски.»

Задание: подготовьте чтение по ролям, отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

3-я часть (от слов « В это время часы…» до слов « А Пушкин писал стихи всё лучше и лучше.»

Задание: 1) ответьте на вопрос: где учился Пушкин и каким было это учебное заведение. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

2)выразительно прочитайте эпизод о том, как Пушкин писал стихи.

4-я часть ( от слов « И вот однажды в Лицей…» до слов «…ещё более великий, чем он.»

Задание: 1) ответьте на вопрос: кто такой Державин и как к нему относился Пушкин?

2)выразительно зачитайте эпизод, как читал свои стихи на экзамене. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

.

5-я часть (от слов « Кирилл сидел на кресле…» до конца рассказа)

Задание: подготовьте чтение по ролям, ответьте на вопрос, сколько сегодня прошло лет со смерти Пушкина. Отметьте новую информацию о Пушкине на полях.

Проверка выполнения задания.

7. Динамическая пауза. Игра «Дождь»

Капля первая упала «кап», (моргнули)

И вторая пробежала «кап». (моргнули)

Мы на небо посмотрели, (смотрим вверх)

Капельки «кап – кап» запели, (быстро моргаем)

Намочили лица.

Мы их вытирали. (массирование глаз)

Туфли посмотрите, (смотрим вниз)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём (разминка плеч)

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим, (встали, бег на месте)

Под кусточком посидим. (садимся за парты)

8. Послетекстовая деятельность.

Обобщающая беседа:

- Что нового вы узнали о Пушкине из этого рассказа?

- Как Даниил Хармс относится к Пушкину? Зачем он написал такой рассказ для детей?

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание. Подготовить чтение рассказа по ролям.

11. Итог урока.