СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дарите людям доброту!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мероприятие нацелено на воспитание в учащихся нравственных качеств.

Просмотр содержимого документа
«"Дарите людям доброту!"»

Слайд . Название мероприятия.

Ведущий (под музыку)

В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости, 
Вовремя есть, вовремя пить, 
Вовремя делать гадости. 
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям. 

Здравствуйте, дорогие гости! В этот прекрасный весенний день мы хотим подарить вам тепло наших сердец, веселое настроение. Ведь сегодня у нас прекрасный праздник доброты и счастья «Дарите людям доброту!»
Сейчас мы проведем церемонию приветствия. Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!».

Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!». 
Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко. 
(на доске крепится изображение солнца). 


- Представим себе, что у каждого из вас есть внутри маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.



Мы сегодня будем с вами говорить о нравственности, о доброте и добре. И дарить это добро и доброту друг другу, вы готовы? Тогда начнем.

Ученик:

Доброта, доброта… Как её не хватает

В наш такой сумасшедший и горестный век.

Очень часто о чувстве таком забывает

Иступлённый агонией зла человек.

Доброты слишком мало, чтоб видеть стремление

К совершенству, гармонии и красоте.

А душа так желает вдохнуть исцеление –

Хоть на шаг, но приблизиться к светлой мечте.

И её хоть бы краешком сердца коснуться

И, хотя бы на миг, но увидеть тот свет,

Исходящий от этого вечного чувства,

Что утрачено нами спустя столько лет…

Но оно ведь живёт, пусть не с нами, но рядом.

Без него так тоскуют остывшие взгляды,

Без него не дождаться тепла и любви.

Это чувство, которое нас окрыляет,

Наполняет блаженством, своей чистотой.

Доброта, доброта… Как тебя не хватает

В сумасшедший наш век, обделённый тобой.



Учитель читает притчу: Инсценизация (под музыку)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Учитель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

- Что такое нравственность?

Слайд: В толковом словаре Ожегова указано : Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Учитель: Какие качества человека вы знаете?

Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д.

Учитель: Все эти качества вмещает в себе наше большое сердце

Учитель: Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность ит.д.

Учитель: Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества преобладают в вашем характере?

Ученик: Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Учитель: Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Ученик ( наводит примеры)

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Ученик: Успешными, удачными, счастливыми.

Учитель: Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?

Ученик: Развивать хорошие качества характера.

Учитель: “Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”

Вы хотите в жизни чего-то достичь?

Ученик: Да!

Учитель: Что вы должны делать с малых лет?

Ученик: Развивать в себе хорошие качества характера.

Учитель: Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.





Групповая работа:

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)



Слайд Понятие "доброта"(из словаря)

Ведущий- Что такое добро? ( Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама...)



-А какого человека можно назвать добрым? ( Добрый человек тот, кто  любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. )



-А кто себя считает добрым?



- Теперь я предлагаю проверить, внимательны ли вы, и знаете ли волшебные слова, ведь добро невозможно без волшебных и ласковых слов.



Конкурс «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

- Я начну, вы продолжайте, хором дружно отвечайте.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)

4. Если друг попал в беду (помоги ему)

5. Решай споры словами, (а не кулаками)

6. Если словом или делом вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить: ( Спасибо!)

7. Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (Спасибо!)

8. Если солнышко садиться, по деревьям золотиться. Говорим тогда при встрече всем знакомым: ( Добрый вечер!)

9. Мальчик, вежливый и развитый говорит встречаясь: ( Здравствуйте!)



Игра «Вежливо - невежливо» (проводит подготовленный ученик)

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе дружно

Топайте ногами!

1.    Если стали вам хамить,

Нужно вслед им нахамить

2.    Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше деньги сэкономить.

3.    Если вам подарят книгу, Вы ответите: «Спасибо!»

4.    Если вы зашли в кино,

А  оно идет давно,

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать?»

5.    Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он ни извинялся,

Поступок этот не простил.

6.    Если к вам пришла подруга,

Вы представьте ее другу.

7.    Если вам вдруг стало плохо,

Нужно громко ахать, охать.

8.    Если ты пошел гулять

И оделся чисто,

То домой прийти ты должен

Хуже трубочиста.

 


Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный стул» (на него по очереди приглашаются все по очереди. Как только человек садится на этот стул, «высвечиваются» все его достоинства, дети по очереди говорят то, что видят их глаза. Ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато ее положительное становится явным. 
(дети по очереди говорят комплименты сидящему на стуле)
- Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты? 
- Трудно ли говорить добрые слова или приятно? 
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. 



Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель: Добрый человек – это какой человек?

Ученик:Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Сценка «Счастье»

А что это у тебя в руке?

- Счастье...

- А почему такое маленькое?

- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

- Да, восхитительно!

- Хочешь кусочек?

- Наверное...

- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

- Ой, оно такое тёплое!

- Нравится?

- Очень...Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

- Так всегда бывает.

- А если я с кем-то поделюсь?

- Тогда у тебя прибавится своего!

- Почему?

- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

- А руки об него обжечь можно?

- Руки обжигает боль...Счастье не может обжечь...

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

ДЕЛЮСЬ!!!

Учитель: Дети встаем в круг Доброты.У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко товарищу по команде с хорошими пожеланиями.

Учитель: Спасибо.

Стихотворение
«Что в человеке самое главное»
Что в человеке самое главное? 
В чем же глубокой души красота? 
Главное, мудрое, тонкое, славное – 
Это, бесспорно, всегда доброта! 
Это бальзам для души человека. 
Это дорога, что к счастью ведет, 
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет. 
Гнев если к горлу внезапно подступит, 
Сделать попробуй кому-то добро, 
Желчь облегчению место уступит, 
Свет разольет на душе серебро! 
Добрым живется, конечно же, легче, 
Камень за пазухой ты не держи, 
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла, коварства и лжи! 

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. 

Ведущий: 
- Помните:

Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах. 
Добрые сердца - это сады. 
Добрые слова - корни. 
Добрые мысли - цветы. 
Добрые дела - плоды.

К доске прикрепляем рисунки «Сад добрых дел». Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Работа с пословицами на доске.

Групповая работа:1)Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.

Слайд

Добрые дела, …(дороже денег)

Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

Добро не лихо - … (бродит тихо)

Доброе дело … (два века живёт)

Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)


Без добрых дел нет (доброго имени)
Доброе слово дом построит, (злое слово дом разрушит)
Доброе слово и железные ( ворота открывает)
Ласковое слово, что (солнышко в ненастье)
Доброе слово человеку, что (дождь в засуху)


Учитель: Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Учитель: Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Ученик:

Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Ученик:…..

Ведущий: 
Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.

Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Ведущий:

К Счастливому миру ведут все дорожки. 
Живут в этом мире счастливые крошки, 
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости - реки, 
Там рыжее солнце играет лучами, 
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны. 
Там служат волшебники светлому детству, 
И музыка там живет по соседству. 

Ведущий: 
Давайте поклоняться доброте! 
Давайте с думой жить о доброте: 
Вся в голубой и звёздной красоте, 
Земля добра. Она одарит нас хлебом, 
Живой водой и деревом в цвету. 
Под этим вечно неспокойным небом 
Давайте воевать за доброту! 
Ценней всего на свете Доброта, 
Она сияет добрыми глазами, 
Невидима, но яркими лучами
Согреет и откликнется душа. 
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. 

Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест:

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы: Слайд

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про­блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте­ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про­играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс­лушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди­телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз­веселить своих друзей?



Подведем итоги:

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

- и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Ведущий:

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание… В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. 


Раздайте все хорошее другим, 
От этого не станете беднее. 
Все, что отдал, считается твоим, 
Рука дающего, поверьте, не скудеет. 
Вы, в этом мире вечной суеты, 
Себя прославьте добрыми делами, 
Вы не жалейте ласки, теплоты, 
Для тех, кто рядом, кто сегодня с Вами. 
Не обижайте близких грубым словом, 
Дарите счастье им и нежную любовь. 
И пусть они поймут, что Вы готовы
Прийти на помощь к ним на первый зов. 



Видео притчи Леона Кона «Стакан молока»

Ведущий. 
Дарите, люди, тёплые слова! 
Чтобы от них кружилась голова. 
Ведь слово может душу излечить, 
А может просто ранить и убить. 
Ведь слово может красоту создать. 
А может очернить, и оплевать. 
Ведь в слове каждом целая страна! 
От злого– начинается война, 
И зарождаются обиды, месть. 
Ах, сколько слов! Их всех не перечесть. 
Давайте будем счастье создавать! 
Ведь слово - это мир и благодать! 

Ведущий: 

О доброте можно говорить долго и пусть добро шагает по нашей планете, согревая человеческие души и сердца верой, надеждой и любовью. 


Учитель: Сейчас я прочту вам одну притчу.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

"Теперь", - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок "

(Стук в дверь) Входит почтальон и говорит: «Это у вас тут проходит классный час? Вам посылка».

Учитель забирает у него посылку и говорит: «Что же это такое?» А к посылке приложена записка, открывает и читает вслух: «Здесь лежит то, отчего зависит, как к вам будут относиться другие : с добром или со злом».
-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный вопрос. Неужели, в такой маленькой коробочке может находиться ответ.
-А ну, давайте соберемся, узнаем, какой ответ?
(Учитель открывает посылку, все дети собрались вокруг и ждут)
-Что же мы здесь видим? ( В посылке зеркало и каждый видит себя)
-Так , отчего же зависит то, как к нам будут относиться другие? От нас самих! Какой простой ответ! Все согласны?

-Подходит к концу такой необычный, такой светлый и добрый праздник. Благодарим всех участников, всех гостей за их отзывчивость, доброту и теплоту, частички которой они подарили! До свидания! До новых встреч! 

Песня «Дорогою добра»