Просмотр содержимого документа
«11 открытый»
Просмотр содержимого презентации
«урок»
- Обособленные обстоятельства
- Учитель русского языка и литературы
- Галаова К.А.
Тема урока Обособленные обстоятельства
Цель урока:
научиться находить и выделять запятыми обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.
- Что такое деепричастие?
- -Что обозначает?
- -На какие вопросы отвечает?
- -Признаки каких частей речи у деепричастия?
Деепричастие
Особая форма глагола
Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
Отвечает на вопросы и имеет суффиксы
Совершенный вид
Что сделав?
-в, -вши, -ши
Несовершенный вид
Что делая?
-а, -я
В предложении является обстоятельством
Обособленные члены предложения
Обособленные определения
Обособленные приложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные дополнения
Выраженные деепричастным оборотом
Выраженные одиночным деепричастием
Выраженные
существительным с предлогом
Распределите слова в три столбика. Определите, какой частью речи выражены данные слова.
Посеять, посеяв , испечь , собрать, посеявший , собранный , собрав , испекши, испечённый
- В деепричастиях с суффиксом –в-, -вши – ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами
Задать – задав
Исчерпать - исчерпав
- =Оттолкнув меня бабушка бросилась к двери.
- =Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
- =Доктор ушел осмотрев больного и выписав ему лекарство
- =Мать ускорив шаги догнала сына и пошла рядом.
- Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания.
- 1) Обсудив все вопросы он поднялся стараясь не потревожить нежные огуречные плети и заторопился к калитке. 2) Здесь положив на деревянные рейки лапчатые узловатые локти и лоснясь на солнце узорчатым листом рос виноград. 3) Прогрессируя наша историческая наука дала множество новых разветвлений. 4) Он обернулся и не поднимая головы и не показывая ей лица ушёл. 5) Он вспомнил что уходя не запер дверь. 6) Заметив людей конь сердито фыркнул и пустился прочь ломая кусты.
Среди предложений 7–13 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений .
- (7)Поэтому он однажды принёс в стеклянной банке большого паука. (8)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
- (9)С этого и началось… (10)Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы совершенно не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
- (11)Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
- – (12)Я ведь не зря принёс паука. (13)Я хотел приучить Асю ничего не бояться, а она опять испугалась.
8
Среди предложений 31–36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения .
- (31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.
- – (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
- (34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
- – (36)Вот ваши карточки, бабаня.
35
Среди предложений 17–23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения .
- (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
- (20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину.
22
Задание ЕГЭ -7, 16
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Основное и добавочное действие выполняет подлежащее. Если его выполняет не подлежащее, то в предложении ошибка.
Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
- Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
- Находясь в пути, всегда вспоминается дом. Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха
Задание ЕГЭ 16
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
- Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их сережек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.
- Сад(1) все больше редея и переходя в настоящий луг(2) спускался к (3) поросшей зеленым камышом и ивняком (4) реке.
- Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.
- Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от теплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
- С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) волны (4) набегавшей на берег.
Задание №2 Прочитайте и найдите предложение с деепричастием
1. Зная историю своей страны, каждый человек должен бережно относиться к хлебу.
2. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
3. Дети, не отрываясь, следили, как выпекают хлеб.