ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ
Урок - практикум
Цель урока:
Сегодня мы с вами повторим и закрепим правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
Необходимо знать:
- Причастие с зависимыми словами образует причастный оборот.
Например:
1.Море, взволнованное ветром , шумело у берегов.
2. Взволнованное ветром море шумело у берегов.
(В первом предложении причастный оборот обособляется , т.к. он стоит после определяемого слова. Во втором предложении причастный оборот необособленный , т.к. он находится в предложении после определяемого слова).
Необходимо знать:
- Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами.
Например:
1.Кот, удобно устроившись на диване , безмятежно спал.
2. Удобно устроившись на диване , кот безмятежно спал.
3.Кот безмятежно спал, удобно устроившись на диване.
Помните!
- Всегда обособляются одиночные деепричастия.
Например:
1.Самойлова вошла в небольшую комнату гостиницы и села, не раздеваясь , в кресло.
2.Павел, сморщившись , посмотрел на молодого франта.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: Подчеркните причастный и деепричастный обороты, выделите рамкой слово, к которому относится оборот, допишите окончания, расставьте знаки препинания.
Образец:
- Интересно поговорить с возвративш…мся из похода туристом.
Пример выполнения задания:
Интересно поговорить с возвратившИмся
из похода
туристом
Образец:
Возвратившись из похода турист рассказал много интересного.
Пример выполнения задания:
Возвратившись из похода , турист много инересного.
рассказал
1.Повеяло близк… рекой в тумане сверкающей немо.
2. И приближающ…ся вечер меня тороп…т темнотой.
3. Конь стоял возле стога кар…м глазом кося.
4.Я верю: скрывшись за туманом по мне тоскуя и маня на свет… есть моя поляна, поляна красная моя!
5.И вот иду, иду тропинкой узк…, к избушк… затерявш…ся вдали.
6. Но душа зам…рая от счастья ловит отклики диких гусей.
7.Сердце слушает сказки лугов. А у яблонь ломаются ветки от наполне…ых солнц..м плодов.
8. Петух желая петь со сцены чуть свет взлета…т на плетень.
9. Покрыв столицы и деревни взвились бушуя знамёна.
10. Мы с именем Родины горы сдвигали в ней черпая силу свою.
11. Стоят овсы звеня в рассвете долгом уходит рожь под купол голубой.
12. Только изредка на Оке закричит заспа…м голосом буксирный пароход.
13. Кузнечик рядышком садится пригнув травинку до земли.
14.Гляжу, поднимает…ся медле…о в гору лошадка везущая хворосту воз.
15.Косы заплетённые короной ни морщинки на высоком лбу.
Задание: Допишите слова, раскройте скобки; где следует, поставьте запятые. 1. (Не) подвижно лежал (передо)мною (не)большой сад весь озарё…ый и как (бы) успокое…ый серебристыми лучами луны.
2.Всё дремало всё нежилось вокруг всё как будто глядело вверх выт…нувшись (не)шевелясь и выжидая. 3. Лесной зап..х усил…вает…ся слегка (по)ве…ло тёплой сыростью (в)летевший ветер около вас зам…рает. 4. (Кое)где на опушках в…днеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и пр…слушиваются красиво повернув голову и насторожив большие трубчатые уши.
ЗАДАНИЕ: Расставьте знаки препинания; перестройте предложения, употребляя причастный оборот (вместо предложений с союзным словом КОТОРЫЙ) или деепричастный оборот (вместо одного из сказуемых).
1.Пр…мые дорожки сх…дились на сам…й середин… в круглую клумбу которая густо зар…сла астрами высокие липы окружили её ровной каймой.
2. Сквозь густые кусты орешн…ка которые перепутала цепкая трава спускаетесь вы на дно оврага.
3. Молчали вербы и молчали клёны и радуга которая упала в Десну глядела как(то) очень удивлё…о на пахнущую небом тишину.
4. Я гикну – кони дыш…т тяжко и остались где(то) за спиной.
5. Звёзды падают прямо в ладон… и обж…гают небесным огнём. 6.(Не)зримый кто(то) ходит садом и с ветвей отряхива…т снег. 7. Словно малый ребёнок который весь продрог в снегу плач…т белый ягнёнок на осе…ем лугу.
ВЫВОД:
Деепричастный оборот , а также одиночные деепричастия на письме всегда выделяются запятыми (обособляются).
Причастный оборот выделяется запятыми (обособляется), если он стоит после определяемого слова.