СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефектологический семинар. Деловая игра "Взаимодействие учителя-логопеда с учителями и воспитателями"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель семинара-практикума: Оказание помощи учителями воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на уроках и внеурочное время

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Дефектологический семинар. Деловая игра "Взаимодействие учителя-логопеда с учителями и воспитателями"»

Деловая игра Взаимодействие учителя-логопеда с учителями и воспитателями

,В нашей работе главная цель - развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашей деловой игре.

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога.

      Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.

Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.



таблица

Цель семинара-практикума: Оказание помощи учителями воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на уроках и внеурочное время

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.

  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.

  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие

  • познавательное развитие

  • физическое развитие.

  • . Актуализация знаний

  • Логопед: Исследования в области педагогики и психологии показывают, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), придя в школу, испытывает разные трудности.
    – А вы, уважаемые коллеги, наблюдали у своих учеников какие-либо трудности?
    – Ответы педагогов.
    – Давайте посмотрим, какие трудности мы с коллегами выделили.

  • Слайд № 3

  • Психолог. У каждой трудности может быть ряд причин, которые её вызывают. Например, ребёнок не запоминает буквы. Какие причины? (Педагоги перечисляют возможные причины).

  • Слайд № 4

  • Конечно, главные помощники для ребёнка – учитель и родители. Но, зачастую, дети с ОВЗ воспитываются в неблагополучных семьях, где ребёнку не уделяется должного внимания. Учителю на помощь приходят узкие специалисты –  логопед, психолог, дефектолог, медицинский работник. Но это в идеале. В нашем случае большую часть работы приходится выполнять учителю.

  • 3. Работа в группах

  • 3.1.Учитель: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами побываем в роли разных специалистов. Начнем с главного человека в школе – учитель.

  • Слайд № 5

  • – На лепестках ромашки написаны трудности детей с ОВЗ, каждая группа выберет себе лепесток (Приложение 2).
    Озвучьте, что вы выбрали (учителя отрывают лепестки и зачитывают).

  • Идёт работа в группах. Представители каждой группы озвучивают виды помощи.



Структура проведения семинара-практикума

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости  (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед  для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)ИНСТРУМЕНТЫ Спортивный инвентарь

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)осадки

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).

  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).

  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).

  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).

  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

Задание № 5. Физкультурная минутка

«Толя - альпинист»

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 7. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».

  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».

  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».

  • Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».

  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».

  • Утки - индюшки «Гуси - лебеди».

  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».

  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».

  • Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».

  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».

  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».

  • Крик баранов - «Молчание ягнят».

  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».

  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

  • Холодные ноги - «Горячие головы».

  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».

  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».

  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … (жук)

  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (шишка)

  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (двери)

  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке … (мяч)

  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети … (книжки)

  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (портфель)

  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … (грузовик)

  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (венки)


Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Приложение

 развернуть таблицу

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.





-