Проект урока
ФИО (полностью) | Орехова Наталья Николаевна |
Место работы | МОУ «СШИ- №2» |
Должность | Учитель технологии |
Предмет | Технология |
Класс | 5 |
Тема и номер урока в теме | «Декоративно-прикладное искусство» |
Предметная программа и её автор | Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2015.-144 с. |
Цель и предполагаемый результат | Предметный: понимать «язык» декоративно-прикладного искусства. Умение самостоятельно применять знания при изготовлении декоративной броши. Метапредметный: П- формирование представления о приемах работы с различными материалами; умение работать с источниками информации; умение делать выводы. Р- умение формулировать цель, учебные задачи; оценивать правильность их выполнения; умение составить план действий, планировать время работы; развитие логического мышления; приобретение навыков самоконтроля. К- готовность получать необходимую, информацию, представленную различными формами; формирование умения работать в группах, высказывать свое мнение. Личностный: осознание необходимости уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимости эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества; развитие фантазии, творческого мышления, способности к созданию художественного образа |
Тип урока | Комбинированный (урок- исследование, урок-практикум) |
Необходимое оборудование | Мультимедийное оборудование, учебник технологии, рабочая тетрад. Шаблоны, заготовки для работы в группах, коробки - раскладки, выставка изделий ДПИ. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Решаемая учебная (проблемная) задача | Деятельность учителя, обучающегося (приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы) | Средства | Результат (Пр - предметный; П - познавательный, К - коммуникативный, Р - регулятивный, Л - личностный) |
Организационный блок |
- создание позитивного настроя на урок, организация; | Приветствует обучающихся. | | Коммуникативный Личностный |
Мотивационный блок |
- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к изучению нового; | 1.Учитель приглашает к просмотру видеоролика (Видеоролик «Народные ремесла Урала»). Обучающиеся просматривают видеоролик. Учитель задает вопрос: каким народным ремеслом занимаются на Урале? 2.Учитель предлагает проверить домашнее задание, сообщение по теме: «Истоки народных промыслов и ремёсел Урала». НРЭО Обучающиеся делают сообщения. Учитель дополняет, рассказывает: - О истоках народных промыслов Урала. - О внутреннем убранстве русской избы. | Слайд №1 Слайд № 2,3, 4 | Познавательный Регулятивный |
Информационно - аналитический блок |
1.Актуализация и фиксирование информации - подготовка мышления, побуждение внутренней потребности обучающихся к изучению нового. 2.Подготовка к изучению нового -проверка изученных понятий; 3.Изучение нового -формирование понятийного аппарата по теме; -формирование у учащихся умений структурировать изучаемый материал. | 1. Учитель организует деятельность обучающихся по определению темы и цели урока. Обучающиеся просматривают картинки на слайде и высказывают предположения. 2.Учитель подводит итог беседе и формулирует тему и цель урока. 3. Учитель задает вопрос: Кто может дать определение? Декоративно-прикладное искусство – это……. Обучающиеся ищут определения в дополнительной литературе, интернете, учебник. Участвуют в обсуждении нового материала, смотрят презентацию, делают записи в тетради. 4. В кабинете оформлена небольшая выставка работ с разными видами ДПИ. Учитель предлагает подписать виды ДПИ выставленных работ. Обучающиеся по бригадам раскладывают карточки с названиями ДПИ у выставочных работ (карточки с названиями ДПИ выданы на бригады). Анализируют работу в бригаде. 5.Учитель дает несколько характеристик произведениям декоративно-прикладного искусства: 1)служат для оформления интерьера, костюма 2) обладают эстетическим качеством 3)имеют художественную ценность 6. Учитель предлагает исследовать и доказать в конце урока: Можно ли брошь, выполненную на практической работе отнести к изделиям декоративно-прикладного искусства. | Слайд №5 Слайд №6 Приложение №1 Слайд №7 | Познавательный Регулятивный Коммуникативный Личностный |
Практическая деятельность (самостоятельная индивидуальная, групповая) |
Комплексное применение знаний и способов действий. Выполнение исследовательской и практической работы. | 1.Учитель организует деятельность обучающихся по бригадам. Представитель бригады вытягивает карточку со словами (виды техник ДПИ), выполняют задание. 2. Учитель предлагает выполнить практическое задание по бригадам с использованием технологической карты. Учитель напоминает о правилах безопасного труда для учащихся при работе с тканью. Уточняет распределение профессий в бригаде. Обучающиеся работают по бригадам: знакомятся с инструкцией, распределяют обязанности. Выполняют практическую работу. 3. Учитель предлагает провести исследование и заполнить « Карту исследования» готового изделия. Обучающиеся проводят исследование по бригадам. Анализируют работу в бригаде. | Приложение№2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 | Познавательный Регулятивный Коммуникативный |
Оценочный блок |
Обобщение и систематизация знаний и способов действий. Демонстрация приготовленных блюд. | 1.Учитель предлагает оценить работы бригад по критериям. Обучающиеся работают с оценочными листами, сдают учителю. 2.Учитель выставляет общую оценку бригаде и индивидуальную оценку за работу, выполненную каждым обучающимся в соответствии с его профессией в бригаде. | Слайд№8 Приложение №6 | Регулятивный Коммуникативный |
Рефлексивный блок |
Подведение итогов по изучаемой теме по нескольким аспектам: новые предметные знания, оценка эффективности собственной деятельности и оценка урока. Выявление проблемных зон урока. | 1. Учитель организует рефлексию учебной деятельности. Предлагает обучающимся продолжить предложения, начинающиеся со слов: Я узнала…… Мне было интересно……… Особо запомнилось… Мне было трудно…….. Это мне пригодится (где?)………. Цель урока (достигнута или нет?)……. В будущем хочу научиться……….. Обучающиеся участвуют в рефлексии учебной деятельности. 2.Учитель организует подведение итогов урока, задаёт домашнее задание. | Слайд №9 Слайд №10 | Регулятивный |
Приложение №1
Вышивка | Кружевоплетение |
Декупаж | Вязание |
Бисероплетение | Роспись по дереву |
Роспись по ткани | Работа с полимерной глиной |
Печворк | Квиллинг |
Приложение№2
Вышивка лентами | Печворк |
Декупаж | Квиллинг |
Приложение №3
Работа в группах:
Вытяните задание для группы.
Найдите информацию о данном виде ДПИ.
Возьмите коробку – раскладку с материалами и заготовками, которые соответствуют описанию вашего виду ДПИ.
Распределите обязанности в группе
виды работы в группе:
поиск информации,
изготовление броши,
отчет группы.
Оформите предложенную заготовку – брошку в соответствии с выбранным видом ДПИ.
Представьте выполненную работу.
Дайте характеристику выбранного вида ДПИ.
Расскажите об особенностях работы.
Расскажите где можно применить данный вид ДПИ.
Время выполнения творческой работы 10 минут.
Приложение №4
Инструкция
по технике безопасности для учащихся при работе с тканью
При работе с иголками и булавками
1. Шейте с наперстком.
2. Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
При работе с ножницами
1. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
3. Передавайте ножницы кольцами вперёд.
При работе на швейной машине
1. Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины
2. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
3.Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
4. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
5. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
При работе с утюгом
1. Не оставляйте включенный электроутюг в сети без присмотра.
2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4. Следите за нормальной работой утюга, о всех неисправностях сообщайте учителю.
5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. Отключайте утюг только за вилку.
7.В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.
Приложение №5
Карту исследования
Проблема: изготовить брошь.
Цель исследования: брошь, выполненную в разных техниках декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза: относится ли брошь, выполненная на практической работе к изделиям декоративно-прикладного искусства
Критерии исследования | Результаты исследования |
Выполненное изделие может служить для оформления одежды | |
Изделие обладает эстетическим требованиям | |
Изделие имеет художественную ценность | |
Изделие выполнено стариной или современной технике | |
Вывод:
Приложение №6
Оцените работу каждой группы по критериям.
Критерии оценивания работы:
Четко сформулировано понятие представленного ДПИ.
Дана информация о применении данного ДПИ в современном обществе.
Практическая работа выполнена аккуратно.
Творческая работа смотрится завершённой.
Работа в группе была хорошо организована.
Учащиеся оценивают представление и творческую работу своей группы и других групп.