СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демонстрационный вариант переводного экзамена по биологии за курс 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Демонстрационный вариант переводного экзамена по биологии за курс 10 класса»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬ) ЗА КУРС 10 КЛАССА

2022-2023 учебный год

Контрольно-измерительные материалы переводного экзамена по биологии предназначены для контроля обученности учащихся за год.


Кодификатор


Включены следующие разделы:

  • Многообразие мира живой природы

  • Химическая организация клетки

  • Строение и функции клетки

  • Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

  • Размножение и индивидуальное развитие организмов

  • Генетика

  • Селекция


Спецификация


По содержанию вопросов и уровню их сложности работа соответствует обязательному минимуму общего образования по биологии.

На выполнение работы по биологии отводится 60 минут.

Работа состоит из 1 части, включающих в себя 20 заданий.

Работа содержит 20 задания на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 или 3 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

В работу включены задания, содержание и уровень сложности которых, не выходят за пределы требований школьной программы по биологии


Выполнив все задания, ученик набирает 56 баллов.

Критерии перевода баллов в оценку:


Оценка 5(отлично) – (от 49-56 баллов)

Оценка 4(хорошо) – (от 40-48 баллов)

Оценка 3(удовлетворительно) – (от 29-39 баллов)

Оценка 2(неудовлетворительно) – (от 0-28 баллов)


Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии отводится 60 минут. Работа состоит из 20 заданий.

Часть 1 содержит 20 задания на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 или 3 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Ответ записывается в бланке в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся два или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.


Желаем успеха!


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 10 КЛАССА


ВАРИАНТ 1


  1. Установите соответствие между признаками и критериями вида, для которых они характерны. 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная


 

1) морфологический

2) экологический

 

  1. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела. 

ЖИВОТНОЕ

 

ТИП ОКРАСКИ

A) медоносная пчела

Б) речной окунь

B) божья коровка

Г) колорадский жук

Д) белая куропатка

Е) заяц-беляк


 

1) покровительственная

2) предупреждающая

 

  1. Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой. 

ПРИМЕР ОТБОРА

 

ФОРМА ОТБОРА

А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.

Б) сокращается число растений клёна с короткими и очень длинными крыльями у плодов.

В) на фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек.

Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.

Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.


 

1) движущий отбор

2) стабилизирующий отбор

 

  1. Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят. 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) обитание в постройках человека

Б) окраска покровов тела

В) расселение по берегам рек

Г) питание разнообразной пищей

Д)наличие конечностей копательного типа

Е) развитие слепой кишки


 

1) экологический

2) морфологический

 

  1. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует. 

    ПРИМЕР

     

    СПОСОБ

    ВИДООБРАЗОВАНИЯ

    А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера

    Б) обитание разных популяций чёрного

    дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека

    В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением

    Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации

    Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток

     

    1) географическое

    2) экологическое

  2. Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят. 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) Хищники питаются разными видами рыб.

Б) Самцы на 6–10 см крупнее самок.

В) Животные освоили водную среду обитания.

Г) Величина тела — 160–260 сантиметров.

Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.

Е) Животные ведут стадный образ жизни.

 

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

 

  1. Установите соответствие между признаком ящерицы и критерием вида, к которому этот признак относят. 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто роговыми чешуйками

Б) низ живота светлый

В) питается насекомыми

Г) обитает в степях, лесах, полупустынях

Д) активный образ жизни ведёт с апреля по сентябрь

Е) откладывает до 12 яиц

 

1) экологический

2) морфологический

 

  1. Установите соответствие между признаками эволюционного процесса и его видом. 

ПРИЗНАК

 

ПРОЦЕСС

А) формируются новые виды

Б) формируются надвидовые таксоны

В) изменяет генофонд популяции

Г) прогресс достигается путем частных приспособлений

Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации

 

1) микроэволюционный

2) макроэволюционный

 

  1. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание. 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

 

ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)

А) поставляет основной элементарный материал для эволюции

Б) процесс резко изменяет численность популяции

В) носит случайный и ненаправленный характер

Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи

Д) формирует резерв наследственной изменчивости

Е) обладает определённой периодичностью

 

1) мутационный процесс

2) популяционные волны

 

  1. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались. 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки барбариса и колючки боярышника

Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых

В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота

Г) крыло бабочки и крыло стрекозы

Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

 

1) конвергенция

2) дивергенция

 

  1. Установите соответствие между эволюционными процессами и уровнями, на которых эти процессы начинаются. 

    ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

     

    ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

    УРОВЕНЬ

    А) формируются новые виды

    Б) возникновение насекомых

    В) изменяет генофонд популяции

    Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций особей популяции

    Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации

    Е) развитие плавательных перепонок у уток

     

    1) микроэволюционный

    2) макроэволюционный

  2. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции. 

ПРИМЕРЫ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) редукция аппендикса у человека

Б) редукция органов зрения у крота

В) исчезновение хлорофилла у повилики

Г) редукция нервной системы у асцидии

Д) отсутствие головы у двустворчатых

моллюсков

Е) редукция пищеварительной системы

у бычьего цепня


 

1) идиоадаптация

2) общая дегенерация

 

  1. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами.

ПРИМЕРЫ

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ

ПРОЦЕССЫ

А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови

Б) ногти приматов и копыта оленей

В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика

Г) иглы ежа и дикобраза

Д) клюв пеликана и дрозда

Е) ласты тюленя и пингвина


 

1) конвергенция

2) дивергенция

 

  1. Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами.

 ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ АДАПТАЦИИ

А) полосатый окрас мухи-осовидки

Б) ярко-голубая окраска лягушек-древолазов

В) красная окраска божьих коровок

Г) рисунок в виде глаз на крыльях бабочкипавлиноглазки

Д) зелёная окраска древесных квакш

Е) листообразное тело бабочки калимы


 

1) мимикрия

2) маскировка

3) предостерегающая окраска

 

  1. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции. 

ПРИМЕРЫ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

ЭВОЛЮЦИИ

А) исчезновение головы у двустворчатых моллюсков

Б) отсутствие шерсти у китообразных

В) утрата хорды при переходе асцидии во взрослую стадию

Г) превращение корней повилики в присоски

Д) наличие зубчатых пластин у пиявок для прорезания кожи

Е) ежегодное сбрасывание рогов у оленей


 

1) идиоадаптация

2) общая дегенерация

 

  1. Установите соответствие между примерами и типами видообразования. 

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) Появление двух подвидов горного попугая, разделённых пустыней Виктория в Австралии.

Б) Возникновение разных видов пшеницы с наборами 14, 28 и 42 хромосомы.

В) Появление вида Слива культурная путём гибридизации тёрна с алычой.

Г) Формирование более 250 видов рыб цихлид в озере Танганьика.

Д) Существование двух видов абрикоса, произрастающих по разные стороны Великой Китайской стены.

Е) Разделение форели в озере Севан на популяции, отличающиеся сроком нереста.


 

1) аллопатрическое

2) симпатрическое

 

  1. Установите соответствие между объяснениями эволюционных процессов и учёными — авторами эволюционных учений. 


ОБЪЯСНЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

УЧЁНЫЕ

А) Язык муравьедов стал длинным в результате его постоянного вытягивания для ловли муравьёв.

Б) Виды галапагосских вьюрков возникли в результате дивергенции от исходного предка.

В) Глаза крота уменьшились из-за редкого их использования.

Г) Привычка змей залезать в щели привела к исчезновению конечностей, которые мешали им в узком пространстве.

Д) Предпочтения самками райских птиц самцов с цветастым оперением привело к экстравагантной окраске перьев у самцов этих видов.

Е) При уменьшении численности оленей в Катскильских горах в США больше шансов выжить получили самые быстрые волки.

 

1) Жан-Батист Ламарк

2) Чарльз Дарвин

 

  1. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.

 

ПРИЗНАКИ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) Многообразие видов.

Б) Ограниченный ареал.

В) Небольшое число видов.

Г) Широкие экологические адаптации.

Д) Широкий ареал.

Е) Уменьшение числа популяций.

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 

  1. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. 

ПРИСОСОБЛЕНИЕ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

А) роющие лапы крота

Б) редукция пальцев на ногах копытных

В) возникновение полового размножения

Г) появление шерсти у млекопитающих

Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне

Е) мимикрия у насекомых


 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

 

  1. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса. 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

A) возникновение семени у растений

Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых

B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте

Г) утрата пищеварительной системы у цепней

Д) приспособленность растений к опылению ветром

Е) появление копыт у лошадей

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация