МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬ) ЗА КУРС 10 КЛАССА
2022-2023 учебный год
Контрольно-измерительные материалы переводного экзамена по биологии предназначены для контроля обученности учащихся за год.
Кодификатор
Включены следующие разделы:
Многообразие мира живой природы
Химическая организация клетки
Строение и функции клетки
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Генетика
Селекция
Спецификация
По содержанию вопросов и уровню их сложности работа соответствует обязательному минимуму общего образования по биологии.
На выполнение работы по биологии отводится 60 минут.
Работа состоит из 1 части, включающих в себя 20 заданий.
Работа содержит 20 задания на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 или 3 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
В работу включены задания, содержание и уровень сложности которых, не выходят за пределы требований школьной программы по биологии
Выполнив все задания, ученик набирает 56 баллов.
Критерии перевода баллов в оценку:
Оценка 5(отлично) – (от 49-56 баллов)
Оценка 4(хорошо) – (от 40-48 баллов)
Оценка 3(удовлетворительно) – (от 29-39 баллов)
Оценка 2(неудовлетворительно) – (от 0-28 баллов)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 60 минут. Работа состоит из 20 заданий.
Часть 1 содержит 20 задания на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 или 3 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
Ответ записывается в бланке в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся два или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 10 КЛАССА
ВАРИАНТ 1
Установите соответствие между признаками и критериями вида, для которых они характерны.
ПРИЗНАК | | КРИТЕРИЙ ВИДА |
А) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная | | 1) морфологический 2) экологический |
Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.
ЖИВОТНОЕ | | ТИП ОКРАСКИ |
A) медоносная пчела Б) речной окунь B) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк | | 1) покровительственная 2) предупреждающая |
Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой.
ПРИМЕР ОТБОРА | | ФОРМА ОТБОРА |
А) появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам. Б) сокращается число растений клёна с короткими и очень длинными крыльями у плодов. В) на фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек. Г) с похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом. Д) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет. | | 1) движущий отбор 2) стабилизирующий отбор |
Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | КРИТЕРИЙ ВИДА |
А) обитание в постройках человека Б) окраска покровов тела В) расселение по берегам рек Г) питание разнообразной пищей Д)наличие конечностей копательного типа Е) развитие слепой кишки | | 1) экологический 2) морфологический |
Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР | | СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ |
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток | | 1) географическое 2) экологическое |
Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | КРИТЕРИЙ ВИДА |
А) Хищники питаются разными видами рыб. Б) Самцы на 6–10 см крупнее самок. В) Животные освоили водную среду обитания. Г) Величина тела — 160–260 сантиметров. Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев. Е) Животные ведут стадный образ жизни. | | 1) морфологический 2) физиологический 3) экологический |
Установите соответствие между признаком ящерицы и критерием вида, к которому этот признак относят.
ПРИЗНАК | | КРИТЕРИЙ ВИДА |
А) тело покрыто роговыми чешуйками Б) низ живота светлый В) питается насекомыми Г) обитает в степях, лесах, полупустынях Д) активный образ жизни ведёт с апреля по сентябрь Е) откладывает до 12 яиц | | 1) экологический 2) морфологический |
Установите соответствие между признаками эволюционного процесса и его видом.
ПРИЗНАК | | ПРОЦЕСС |
А) формируются новые виды Б) формируются надвидовые таксоны В) изменяет генофонд популяции Г) прогресс достигается путем частных приспособлений Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации | | 1) микроэволюционный 2) макроэволюционный |
Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ | | ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ) |
А) поставляет основной элементарный материал для эволюции Б) процесс резко изменяет численность популяции В) носит случайный и ненаправленный характер Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи Д) формирует резерв наследственной изменчивости Е) обладает определённой периодичностью | | 1) мутационный процесс 2) популяционные волны |
Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались.
ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ | | МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) колючки барбариса и колючки боярышника Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота Г) крыло бабочки и крыло стрекозы Д) прицветники и плодолистики цветковых растений Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных | | 1) конвергенция 2) дивергенция |
Установите соответствие между эволюционными процессами и уровнями, на которых эти процессы начинаются.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ |
А) формируются новые виды Б) возникновение насекомых В) изменяет генофонд популяции Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций особей популяции Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации Е) развитие плавательных перепонок у уток | | 1) микроэволюционный 2) макроэволюционный |
Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции.
ПРИМЕРЫ | | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) редукция аппендикса у человека Б) редукция органов зрения у крота В) исчезновение хлорофилла у повилики Г) редукция нервной системы у асцидии Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков Е) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня | | 1) идиоадаптация 2) общая дегенерация |
Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами.
ПРИМЕРЫ | | ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ |
А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови Б) ногти приматов и копыта оленей В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика Г) иглы ежа и дикобраза Д) клюв пеликана и дрозда Е) ласты тюленя и пингвина | | 1) конвергенция 2) дивергенция |
Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ АДАПТАЦИИ |
А) полосатый окрас мухи-осовидки Б) ярко-голубая окраска лягушек-древолазов В) красная окраска божьих коровок Г) рисунок в виде глаз на крыльях бабочкипавлиноглазки Д) зелёная окраска древесных квакш Е) листообразное тело бабочки калимы | | 1) мимикрия 2) маскировка 3) предостерегающая окраска |
Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции.
ПРИМЕРЫ | | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
А) исчезновение головы у двустворчатых моллюсков Б) отсутствие шерсти у китообразных В) утрата хорды при переходе асцидии во взрослую стадию Г) превращение корней повилики в присоски Д) наличие зубчатых пластин у пиявок для прорезания кожи Е) ежегодное сбрасывание рогов у оленей | | 1) идиоадаптация 2) общая дегенерация |
Установите соответствие между примерами и типами видообразования.
ПРИМЕРЫ | | ТИПЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ |
А) Появление двух подвидов горного попугая, разделённых пустыней Виктория в Австралии. Б) Возникновение разных видов пшеницы с наборами 14, 28 и 42 хромосомы. В) Появление вида Слива культурная путём гибридизации тёрна с алычой. Г) Формирование более 250 видов рыб цихлид в озере Танганьика. Д) Существование двух видов абрикоса, произрастающих по разные стороны Великой Китайской стены. Е) Разделение форели в озере Севан на популяции, отличающиеся сроком нереста. | | 1) аллопатрическое 2) симпатрическое |
Установите соответствие между объяснениями эволюционных процессов и учёными — авторами эволюционных учений.
ОБЪЯСНЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ | | УЧЁНЫЕ |
А) Язык муравьедов стал длинным в результате его постоянного вытягивания для ловли муравьёв. Б) Виды галапагосских вьюрков возникли в результате дивергенции от исходного предка. В) Глаза крота уменьшились из-за редкого их использования. Г) Привычка змей залезать в щели привела к исчезновению конечностей, которые мешали им в узком пространстве. Д) Предпочтения самками райских птиц самцов с цветастым оперением привело к экстравагантной окраске перьев у самцов этих видов. Е) При уменьшении численности оленей в Катскильских горах в США больше шансов выжить получили самые быстрые волки. | | 1) Жан-Батист Ламарк 2) Чарльз Дарвин |
Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.
ПРИЗНАКИ | | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. | | 1) биологический прогресс 2) биологический регресс |
Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
ПРИСОСОБЛЕНИЕ | | НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ |
А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых | | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация |
Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ | | НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ |
A) возникновение семени у растений Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте Г) утрата пищеварительной системы у цепней Д) приспособленность растений к опылению ветром Е) появление копыт у лошадей | | 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация |