Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование как средство познавательной - исследовательской деятельности детей раннего возраста»
«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста»
Мурзина А.А.
Воспитатель МБДОУ № 7 «Радуга»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
То, что я услышал, я забыл,
То, что я видел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Актуальность
Восприятие – ведущий познавательный процесс в раннем возрасте, который трудно переоценить. Пробелы в развитии восприятия могут повлечь за собой ошибочные представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира.
Ощущения и чувства главные помощники двухлетнего ребёнка в восприятии мира. В этом возрасте дети непосредственны и с огромным интересом манипулируют предметами. Если не привить ребёнку интерес к исследовательским действиям, наблюдательности, то впоследствии, возможно возникновение чувства страха при ознакомлении с новыми явлениями или предметами.
Активное приобщение малышей к миру природы создаст благоприятные условия для познавательной деятельности.
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.
Задачи:
- Расширять кругозор, создавая атмосферу радости и удовольствия.
- Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем обогащать сенсорные впечатления детей.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Ожидаемые результаты
- Ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания.
- У ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
- У ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
- Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
- Ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- Ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Игры с водой
Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый –холодный, тонет – плавает и др.)
Формируем культурно гигиенические навыки
Исследования из снега Снег легкий, он лепится. Тот снег который постоял в группе, растаял.
«Вода льется»
« Переливание»
«Ловись, ловись рыбка»
«Круги на воде»
Еще одна любимая забава детей водяная мельница.
Игры с песком
Учимся подкрашивать воду
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Тактильные ощущения
Различные шнуровки
При организации познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности поэтому: Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей только положительные эмоции и делание действовать. Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами. В следствии опытно-экспериментальной работы малыши становятся более внимательными и наблюдательными.