Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения диагностической работы
по литературе (8 класс I четверть)
Назначение контрольных измерительных материалов (далее – КИМ)
Диагностическая работа проводится в рамках регионального исследования качества образования для анализа состояния литературного образования в основной школе, в том числе с учетом постепенного перехода на обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Назначение КИМ для проведения диагностической работы по литературе – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе обучающихся 8 класса.
Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования преподавания литературы Департаментом образования Орловской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 29 декабря 2010 г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Структура КИМ
Содержание диагностической работы охватывает учебный материал по литературе, изученный в 5–7 классах и I четверти 8 класса. Задания проверяют знания истории и теории литературы, уровень сформированности умений анализировать художественный текст и создавать собственный текст-рассуждение.
Работа состоит из 17 заданий, обязательных для выполнения всеми обучающимися. Назначение заданий разных типов – обеспечить проверку достижения учениками уровня базовой подготовки и обеспечить проверку достижения повышенного и высокого уровней освоения материала.
В работе содержатся задания с выбором ответа (ВО), требующие краткого ответа (КО), и задания, требующие развернутого ответа (РО). Это комплексные задания базового, повышенного и высокого уровней, позволяющие обучающимся интегрировать знания из различных разделов учебного курса для решения поставленных задач.
С целью экономии времени обучающихся преимущество было отдано заданиям, не требующим записи подробного ответа. Это позволило включить в работу значительное количество заданий (17) и тем самым повысить полноту и объективность оценки уровня обученности школьников.
Задания выстраиваются на основе системы знаний и умений, заложенных в содержании предмета и отраженных в планируемых результатах по литературе (предметных и метапредметных).
Для решения заданий повышенного и высокого уровня сложности нужно использовать полученные умения в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации; интерпретировать художественный текст и выполнить задания к нему; создавать собственное речевое высказывание.
Время выполнения работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Не требуются.
6. Условия проведения диагностической работы
Диагностическая работа по литературе проводится в один день в соответствии с инструктивными документами.
Диагностическая работа проводится по месту обучения учащихся. При выполнении работы учащимся следует соблюдать инструкцию.
Проведение диагностической работы по литературе осуществляется с привлечением неспециалистов по данному предмету, обеспечением условий для получения объективных результатов.
На время проведения диагностической работы в аудиториях должны отсутствовать стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по литературе.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с кратким ответом (№ 13 -16) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. За выполнения задания с развернутым ответом (№ 17) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов по трем критериям. Максимальный первичный балл за выполнение всей диагностической работы – 29.
Задания части 1 - 1 балл за правильный ответ (максимум 12 баллов)
Задания части 2 - 2 балла за правильный ответ (максимум 8 баллов)
Задание части 3 – 9 баллов
Критерии оценивания части 3 | Баллы |
1. Глубина ответа на вопрос и убедительность суждений | |
а) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос, сформулирована своя точка зрения, убедительно обоснованы тезисы, фактические ошибки и неточности отсутствуют | 3 |
б) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос; сформулирована своя точка зрения, но не все тезисы убедительны и/или допущены 1-2 фактические ошибки | 3 |
в) вопрос раскрыт поверхностно или односторонне, нечетко сформулирована своя точка зрения; и/или не обоснованы свои тезисы; и/или допущены 3-4 фактических ошибки | 1 |
г) нет ответа на вопрос и/или допущено более 4 фактических ошибок | 0 |
2. Обоснованность приведения аргументов из текстов | |
а) правильно и точно приведены 3 аргумента | 3 |
б) правильно и точно приведены 2 аргумента | 2 |
в) правильно и точно приведен 1 аргумент | 1 |
г) неправильно приведены аргументы или аргументы отсутствуют | 0 |
3. Следование нормам речи | |
а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка | 3 |
б) допущено 2-3 речевые ошибки | 2 |
в) допущено 4 речевых ошибок | 1 |
г) количество допущенных ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) | 0 |
Максимальный балл | 9 |
Перевод первичного балла в пятибалльную шкалу:
25-29 — «5»
19-24 — «4»
14-18 — «3»
0-13 — «2»
8. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Распределение заданий КИМ по уровням сложности представлено
в таблице:
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 12 | 12 |
Повышенный | 4 | 8 |
Высокий | 1 | 9 |
Итого | 17 | 29 |
9. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице: № п/п | Содержательные блоки (разделы) | Число заданий в варианте | | | I вар. | II вар. | 1. | Из фольклора | 1 | 1 | 2. | Из древнерусской литературы | 2 | 2 | 3. | Из литературы XVIII в. | 4 | 4 | 4. | Из литературы первой половины XIX в. | 5 | 5 | Проверяемые в работе умения представлены в таблице: |
| I вариант | II вариант |
№ задания | Проверяемые умения | Проверяемые умения |
| Часть 1 | Часть 1 |
| Знание жанров художественных произведений | Знание жанров художественных произведений |
| Знание текста художественных произведений | Знание текста художественных произведений |
| Знание текста художественных произведений | Знание теории литературы |
| Знание теории литературы | Знание жанров художественных произведений |
| Знание текста художественных произведений | Знание текста художественных произведений |
| Знание жанров художественных произведений | Знание биографии писателей |
| Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении |
| Знание текста художественного произведения | Знание текста художественного произведения |
| Знание биографии писателей | Знание биографии писателей |
| Знание теории литературы | Знание текста художественного произведения |
| Знание текста художественного произведения | Знание текста художественного произведения |
| Знание текста художественного произведения | Знание текста художественного произведения |
| Часть 2 | Часть 2 |
13. | Определять тему художественного текста | Определять тему художественного текста |
14. | Определять основную мысль художественного текста | Определять основную мысль художественного текста |
15. | Интерпретировать отрывок из художественного текста | Интерпретировать отрывок из художественного текста |
16. | Находить изобразительно-выразительные художественные средства | Находить изобразительно-выразительные художественные средства |
| Часть3 | Часть3 |
17. | Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос | Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос |
Перечень проверяемых элементов содержания представлен в таблице:
№ задания | Проверяемые элементы содержания (указать УМК, для которых разработан КИМ) |
1. | Жанры фольклора |
2. | Из древнерусской литературы |
3. | Из литературы 18 века |
4. | Из литературы первой половины 19 века |
5. | Теория литературы |
КИМ разработан для УМК под редакцией В.Я. Коровиной
Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы
| I вариант | II вариант | | | |
Обозначение задания в работе | Проверяемые умения | | Уровень сложности задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | Макс. балл за задание |
1. | Знание жанров художественных произведений | Знание жанров художественных произведений | Базовый | 1 | 1 |
2. | Знание текста художественных произведений | Знание текста художественных произведений | Базовый | 1 | 1 |
3. | Знание текста художественных произведений | Знание теории литературы | Базовый | 1 | 1 |
4. | Знание теории литературы | Знание жанров художественных произведений | Базовый | 1 | 1 |
5. | Знание текста художественных произведений | Знание текста художественных произведений | Базовый | 1 | 1 |
6. | Знание жанров художественных произведений | Знание биографии писателей | Базовый | 1 | 1 |
7. | Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | Базовый | 1 | 1 |
8. | Знание текста художественного произведения | Знание текста художественного произведения | Базовый | 1 | 1 |
9. | Знание биографии писателей | Знание биографии писателей | Базовый | 1 | 1 |
10. | Знание теории литературы | Знание текста художественного произведения | Базовый | 1 | 1 |
11. | Знание текста художественного произведения | Знание текста художественного произведения | Базовый | 1 | 1 |
12. | Знание текста художественного произведения | Знание текста художественного произведения | Базовый | 1 | 1 |
| Часть 2 | | | | |
13. | Определять тему художественного текста | Определять тему художественного текста | Повышенный | 3 | 2 |
14. | Определять основную мысль художественного текста | Определять основную мысль художественного текста | Повышенный | 3 | 2 |
15. | Интерпретировать отрывок из художественного текста | Интерпретировать отрывок из художественного текста | Повышенный | 3 | 2 |
16. | Находить изобразительно-выразительные художественные средства | Находить изобразительно-выразительные художественные средства | Повышенный | 3 | 2 |
| Часть3 | | | | |
17*. | Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос | Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос | Высокий | 20 | 3 |
Работа охватывает следующие темы:
|
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. |
Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения. |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. |
Понятие о классицизме. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина. |
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа. |
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении. |
А.С. Пушкин и история. История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». |
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе. |
История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая встреча с Пугачевым. Гринев в Белогорской крепости: «простое величие простых людей». Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы |
Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке. |
Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина. Испытание любовью главных героев романа. Тема милосердия в романе. |
Ответы
диагностической работы по литературе (8 класс I четверть)
№ задания | I вариант | II вариант |
Часть 1 |
1 | Б | Г |
2 | А | В |
3 | Б | Б |
4 | В | А |
5 | Г | Г |
6 | В | В |
7 | А | Г |
8 | Б | А |
9 | А | Г |
10 | В | Г |
11 | Б | В |
12 | В | А |
Часть 2 |
1. 2. 3. 4. | (Примерные ответы) Тема стихотворения: Жизнь боярышника. Основная мысль: Жизнелюбие боярышника. (Как и у людей –сила духа и стойкость). Интерпретация: Боярышник не боится не только жить на камнях над пропастью (он сильный духом), но и цвести и чувствовать себя уверенно. (Такими могут быть и люди) Изобразительно-выразительные средства: Эпитеты – обрыв пуст, пышной красотою, пламенный боярышник, дикие камни, острыми корнями, каменная твердь. Олицетворения – боярышник спорил, боярышник держал твердь. Сравнения – боярышник, как будто спорил с камнями; боярышник держал, как в лапе, каменную твердь. Метафора – расцвёл красотою. | (Примерные ответы) Тема стихотворения: Природа. Основная мысль: Пробуждение природы в середине весны. Интерпретация: Весной, с наступлением тепла, обилием солнца, дождей просыпается лес, из черного и бестрепетного превращается в зеленый шум. Изобразительно-выразительные средства: Эпитеты – тих ручей, прошлогодняя борозда, лес бестрепетный и черный, лес затушёванный. Олицетворения – лес стоит, шум очнётся, шум развернётся, гром ударит, лист отзовётся. Сравнение – лес, как затушёванный. Метафора – зелёный шум. |
Инструкция по выполнению работы для учеников
На выполнение демонстрационной контрольной работы по литературе отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий даётся 4 варианта ответа, только один является верным. Цифру правильного ответа следует обвести кружком.
Часть 2 состоит из 4 заданий. На них следует дать краткий ответ. Ответы записываются в контрольной работе.
Выполнение заданий части 3 требует полного развёрнутого ответа на поставленный вопрос.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы можете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и наибольшее количество баллов.
Время выполнения работы 45 мин.
Желаем вам успеха!
Диагностическая работа по литературе
(8 класс I четверть учебного года)
I вариант
Часть 1
К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:
А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) предание
Не хотела я плясать,
Не хотела выходить,-
Гармонист такой хороший,
Ему надо угодить.
Каков последний подвиг Александра Невского («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)?
А) спасение христиан из Орды от притеснения иноплеменниками
Б) победа в битве на реке Неве
В) освобождение города Пскова от немцев
Г) победа на Чудском озере
Что означает выражение Шемякин суд (по одноименной повести «Шемякин суд»)?
А) справедливый суд
Б) несправедливый суд
В) решение в пользу бедного
Г) решение в пользу богатого
Д.И. Фонвизин писал в рамках направления:
А) реализм
Б) романтизм
В) классицизм
Г) неоромантизм
Слова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина "Не хочу учиться, а хочу жениться" принадлежат:
А) Скотинину
Б) Правдину
В) Милону
Г) Митрофанушке
Произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» - это
А) поэма
Б) повесть
В) дума
Г) рассказ
Какое изобразительно-выразительное средство употреблено в произведении К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» в следующих строках:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали…?
А) олицетворение
Б) эпитет
В) метафора
Г) антитеза
Какое историческое событие легло в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?
А) Куликовская битва
Б) Отечественная война 1812 года
В) Ледовое побоище
Г) Междоусобная война на Руси
Выберите правильно указанные годы жизни А.С. Пушкина:
А) 1799-1837
Б) 1837-1900
В) 1750-1825
Г) 1800-1838
10. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина:
А) сопоставления
Б) взаимодополнения
В) антитезы
Г) композиционной параллели
11. Что пожаловал Петруша Гринев вожатому (Пугачеву) в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»?
А) трость
Б) заячий тулуп
В) валенки
Г) шапку
12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?
А) когда ему исполнилось 16 лет
Б) когда ему исполнилось 10 лет
В) еще до рождения
Г) сразу после рождения
Часть 2
Выполните задания второй части работы. В стихотворении В. Дронникова:
Определите тему.
Определите основную мысль.
Интерпретируйте.
Найдите изобразительно-выразительные художественные средства.
Над пропастью, почти над пустотою,
Где сам обрыв и каменист и пуст,
Расцвёл такою пышной красотою
Боярышника пламенного куст,
Как будто спорил с дикими камнями,
Мне было страшно в бездну посмотреть.
А он и цвёл, и острыми корнями
Держал, как в лапе, каменную твердь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Какие проблемы ставит А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В своем рассуждении приведите не менее трех аргументов. Прокомментируйте сформулированные проблемы на примере ситуаций, поступков героев. Объем сочинения не должен быть меньше 50 слов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностическая работа по литературе
(8 класс I четверть учебного года)
II вариант
Часть 1
1. К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:
А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) колыбельная песня
Баю-бай, баю-бай!
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: «Васеньку отдай».
А мы Васю не дадим,
Пригодится нам самим.
Кто произнес такие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?
А) Шемяка («Шемякин суд»)
Б) Убогий («Шемякин суд»)
В) Александр Невский («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)
Г) Митрополит Кирилл («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)
3. "Повесть о Шемякином суде" – это
А) произведение фольклора
Б) произведение древнерусской литературы
В) произведение современной литературы
Г) произведение литературы Х1Х века.
В каком жанре написано произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
А) комедия
Б) трагедия
В) басня
Г) ода
Кому из героев произведения «Недоросль» Д.И. Фонвизина принадлежат такие слова: «… имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?
А) Скотинин
Б) Митрофанушка
В) Г-жа Простакова
Г) Стародум
Като является автором думы «Смерть Ермака»?
А) А.С. Пушкин
Б) И.А. Крылов
В) К.Ф. Рылеев
Г) М.Ю. Лермонтов
Какое изобразительное-выразительное средство является ключевым в баснях И.А. Крылова?
А) эпитет
Б) метафора
В) олицетворение
Г) аллегория
Какова мораль басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»?
А) Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе - нелепо.
Б) Нужно всегда желать лучшего.
В) Мечты всегда сбываются.
Г) Не желай зла ближнему своему.
О ком идет речь: «… среди лучших студентов (он) был привезен в Петербург, где
встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь».
А) А.С. Пушкин
Б) И.А. Крылов
В) К.Ф. Рылеев
Г) Д.И. Фонвизин
Повествование в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ведется от лица:
А) автора
Б) повествователя
В) Маши Мироновой
Г) Петра Гринева
Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во время дуэли проявились
характеры героев?
А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету
Б) Гринев попросил прощения у Швабрина
В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик
Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его.
Кому из героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?
А) Пугачев
Б) Гринев – отец
В) капитан Миронов
Г) Гринев
Часть 2
Выполните задания второй части работы. В стихотворении В. Дронникова:
Определите тему.
Определите основную мысль.
Интерпретируйте.
Найдите изобразительно-выразительные художественные средства.
Конец апреля, тих ручей подгорный,
Грач к прошлогодней борозде летит.
И только лес, бестрепетный и чёрный,
Вдали, как затушёванный, стоит.
Зелёный шум легко очнётся в нём
И каждой веткой к солнцу развернётся,
Когда из туч ударит первый гром
И лист ему из почки отзовётся.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Какие проблемы ставит А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В своем рассуждении приведите не менее трех аргументов. Прокомментируйте сформулированные проблемы на примере ситуаций, поступков героев. Объем сочинения не должен быть меньше 50 слов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________