СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика дошкольников "Готов ли я к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Уровень интеллектуального развития ребёнка (для того,  чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи).

Просмотр содержимого документа
«Диагностика дошкольников "Готов ли я к школе"»

ДИАГНОСТИКА «Готов ли я к школе?»

(для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении)


Уровень интеллектуального развития ребёнка (для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи).


Под интеллектуальной зрелостью понимают:

  • дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;

  • концентрация внимания;

  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

  • возможность логического запоминания;

  • умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.


Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений.


По классификации положительными считаются количество баллов – от 103-х и выше. Дети считаются, готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования:

  • Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие суммарные баллы в диапазоне

от 103-х до 183-х.

В целом такие дети показывают достаточную адапта­цию к школе и образовательному процессу в целом. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку от­дельных сторон их развития.



  • Группа детей, получивших набравших суммарную оценку от 72-х до 102-х баллов, представляет собой средний уровень готовности ребёнка к школьному обучению.

Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей, можно отчасти прогнозировать у них трудности при начале регулярного обучения (то есть попада­ние в группу риска по школьной дезадаптации). В то же время боль­шинство детей смогут адаптироваться к началу обучению (сентябрь – октябрь) без дополни­тельной помощи специалистов, преимущественно за счет гра­мотно организованного педагогического воздействия.



  • Дети, чей суммарный балл попадает диапазон 72-х балла и ниже (что составляет развитие ниже нормы, нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств, в помощи специалистов (логопеда, психолога, пе­дагога), т.к необходима коррекционная помощь.



В то же время, если ребенку на мо­мент начала школьного обучения уже исполнилось 6,5 лет, его обязаны принять в общеобразовательное учреждение по месту жительства вне зависимости от результатов какой бы то ни было оценки его возможностей.



Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.


Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.


Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.



ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ


Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итого­вом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребёнка в процессе выполнения работы, кото­рые отражаются в листе наблюдений.

Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором приведены индивидуальные данные и, кроме того, отмечаются особенности деятельности ребёнка.

Ф.И. ребенка.

Возраст

Нуждается в дополнительной помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим

Другое

Иванов Миша

6 лет 1 м



+

Мешает другим детям большую часть времени (+)



Они сгруппированы по следующим направлениям оценки:

  1. В графе «Нуждается в дополнительной помощи» специалист отмечает те случаи, когда ребенку неоднократно требуется помощь в процессе выполнения заданий. Ребенок сам подзывает взрослого и просит его помочь или не может начать работу без стимуляции со стороны взрослого — в любом случае, если ребенку более чем однократно пона­добилась дополнительная помощь взрослого, напротив его фамилии в данной графе проставляется знак «+». При этом, если ребенок нуждается в помощи при вы­полнении каждого задания, дополнительно в графе «Дру­гое» отмечается эта особенность (например, «нуждается в постоянной помощи», «не может работать самостоятельно» и т.п.).

  2. В графе «Работает медленно» специалист отмечает те случаи, когда ребенок не укладывается в то время выполне­ния заданий, которое достаточно для всех детей группы. Если ребенка приходится ждать и это наблюдается при работе более чем с одним заданием, в этой графе напротив фамилии ре­бенка ставится знак «+». Когда ребенок по ка­ким-либо причинам не начинает выполнять задание и специ­алисту нужно дополнительно активизировать его, это скорее можно отнести к необходимости дополнительной помощи, чем к медленному темпу выполнения.

  3. Если ребенок расторможен, мешает другим, не может сам сосредоточиться, кривляется, отвлекается, разговаривает и т.п., это отмечается в соответствующей графе. Если такое поведение отмечается на протяжении большей части работы, этот факт должен быть обязательно отмечен и в графе «Другое».

  4. В графе «Другое» также должны быть отмечены особенности поведения ребенка:

  • полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения заданий;

  • ребенок расплакался и не может остановиться; проявил бурную аффективную реакцию или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны взрослого;

  • демонстрирует полное непонимание происходящего.

В любом случае, если в графе «Другое» отмечена хоть одна особенность, выделяющая ребенка, то это засчитывается как дополнительный отягощающий момент и отмечается еще одним знаком «+».

Таким образом, в листе наблюдений могут быть отмечены две, три или четыре особенности поведения (знаки +), характеризующие его незрелость. Чем больше таких знаков, тем более неготовым к началу обучения следует рассматривать ребенка. Количество дополнительных особенностей определяют корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения.

Корректировочные коэффициенты определяются следующим образом:

  1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.

  2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.

  3. Если в листе наблюдений отмечены три знака, отмечающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка умножается на коэффициент 0,6.

  4. Если в листе наблюдений отмечены четыре знака поведенческих трудностей, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.







Ф.И.ребёнка _____________________________________________

Возраст _______________________


Лист наблюдений поведенческих особенностей ребёнка

в процессе проведения диагностики «Готов ли я в школу?»



Нуждается в дополнительной помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим

Другое









































Ф.И.ребёнка _____________________________________________

Возраст _______________________


Лист наблюдений поведенческих особенностей ребёнка

в процессе проведения диагностики «Готов ли я в школу?»



Нуждается в дополнительной помощи

Работает медленно

Расторможен, мешает другим

Другое