СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика готовности ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набор заданий, которые помогут выявить готов ли ребенок к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика готовности ребенка к школе»

Министерство образования Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»







Выполнили:

студентки группы ПНК-2

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Ситникова Алёна, Петькина Екатерина










Диагностика готовности ребенка к школе















Преподаватель:

Тухман И. В







Дзержинск 2016





Диагностика готовности ребенка к школе.



Компонент готовности

Название и автор методики

Мотивационный блок

Мотивация: эмоциональная, социальная, познавательная, мотивация достижений, мотивация учебных неудач, внимание, самостоятельность

Стандартная беседа Нежновой


Черточки-палочки (У.В Ульенкова)

Графический диктант (Эльконин Д.Б)

Операционный блок

Внимание

Корректурная проба (тест Бурдона)

Память

Состояние памяти (А. Р. Лурия)

Мышление

Систематизация. 

Классификация

Речь

Логопедический тест

Интелектуальное развитие

Метод Бине – Симона.

Регулирующий блок

Самоконтроль

Методика «Цепочка действии» 


Самооценка

Методика Лесенка 





























Конспект:

Мотивационный блок:

Здравствуй! Я пригласила тебя сюда, чтобы немного побеседовать и поиграть.
Я тебе предложу несколько вопросов, на которые нужно будет дать ответ, и несколько заданий, которые ты, по мере возможности, постараешься выполнить.
И если ты готов (а), начинаем.

1)Стандартная беседа Нежновой.

« Я тебе буду задавать различные вопросы, а ты, пожалуйста, ответь на них предельно честно.»
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Почему ты хочешь идти в школу?
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?


Молодец! Продолжаем…


2) Черточки-палочки.

На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—|

Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

- пиши палочки и черточки в такой же последовательности;

- правильно переноси их с одной строчки на другую;

- не пиши на полях;

- пиши не в каждой строчке, а через одну».


Время выполнения задания 5 минут.


Ты отлично стравился (лась) с работой
Продолжаем…


3) Графический диктант

Перед тобой лежат листок бумаги в клеточку и карандаш.
Показываю и объясняю, как нужно проводить линии соответственно линиям клеточек. Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.
Видишь, какой рисунок получился? 

Понял (а)? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки (ставится точка в начале строки)


А теперь попробуй сам: четыре вверх, четыре вправо, четыре вниз, четыре влево


Молодец, справился, а сейчас усложняю задачу:


Четыре вправо, две вверх, восемь вправо, две вниз, три вправо, три вниз, две влево, одну вверх, две влево, одну вниз, шесть влево, одну вверх, две влево, одну вниз, три влево, три вверх 


Отлично, а теперь дорисуй машинке колеса и двери.

Операционный блок:

Внимание:


4)Корректурная проба (тест Бурдона).


Посмотри внимательно на бланк с буквами, вычеркни, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметь вертикальной чертой, сколько знаков ты уже успел просмотреть.


Хорошо, приступаем к следующему заданию…


Память


5)Состояние памяти (А. Р. Лурия). 

Сейчас произнесу10 слов, после чего ты должен повторить их в любом порядке.

(огонь, мед, игла, хлеб, стул, лес, брат, вода, конь, гриб.)


Молодец, слушай следующую задачу…


«А теперь пожалуйста нарисуй те слова, которые ты запомнил.»


Ты молодец…


Мышление:


6)Систематизация. 
Посмотри внимательно на таблички здесь изображены геометрические рисунки(в определенной последовательност по величине.), в каждой строчке есть пустые клеточки, тебе нужно нарисовать в них необходимую на этом месте фигуру.

Хорошо, вот еще одно задание…


7) Классификация (обобщение). 

Я дам тебе несколько карточек с разными изображениями, твоя задача назвать все эти предметы одним словом


Подготовить по 5 – 6 карточек на следующие темы: овощи, фрукты, деревья, птицы, животные, одежда, обувь, посуда, мебель, книги. 

Умница, слушай дальше…

Речь:


8) Логопедический тест (исследование чистоты речи – наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения). 

Твоя задача назвать, что изображено на картинках,( или повторить за мной слова)


1. сонорных – Р – твердое и мягкое 
Л - твердое и мягкое 
рак – ведро – топор лопата – белка – стул 
река – гриб – фонарь лейка – олень – соль 

2. свистящих – С – твердое и мягкое 
З - твердое и мягкое
самолет – бусы – колос заяц – коза – воз 
сито – гуси – лось зима – газета – витязь 

3. шипящих – Ж, Ш, Щ, Ч, Ц 
цапля – яйцо – огурец 
жук – лыжи - нож 
шишка – кошка – мышь 
чашка – бабочка – ключ 
щетка – ящерица - плащ 

Общая осведомленность:


9) Метод Бине – Симона.

Я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуй ответить на них.

1.Назови дату сегоднешнего дня

2.Скажи чего не хватает на этих рисунках?

3. Сосчитай в обратном порядке от10 до 0

4.Повтори за мной цифры : 1, 3, 5, 7, 2(если не справляется попросить повторить 3 цифры)

5.Покажи правую руку,а теперь левое ухо

6.Назови 4 любых цвета?

7.Нарисуй ,пожалуйста, вот эту фигуру(если ромб не получается предложить квадрат)

8. Сосчитай сколько здесь нарисовано монет(если не может предложить 4 штуки)?

9.Сравни пожалуйста две коробочки, скажи какая из них самая тяжелая?

10. Скажи ты мальчик или девочка?

11. Скажи какая линия из них длиннее

12.Покажи свой рот, нос, глаза?

Очень хорошо, а теперь…


Регулирующий блок:

10)Методика «Цепочка действии» 


Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне.


Молодец, осталось последнее задание…


11) Методика Лесенка 


Смотри это лесенка, на средней ступеньке находятся ни плохие, ни хорошие дети, самые хорошие на самой верхней, а на самой нижней ступеньке — самые плохие. Представь что (бумажная) фигурка это ты. Скажи на какую ступеньку ты поставил бы свою фигурку, а на какую ее поместила бы мама, папа, воспитатель?


Отлично, сегодня ты выполнил(а) все мои задания, на этом все, спасибо.




Интерпретация результатов:



Мотивационный блок:

1)Стандартная беседа Нежновой.

Вопросы беседы

Варианты ответов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу
Б – так себе, не знаю
В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей
В – занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование
В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными



9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

5-8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

0-4 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).


2) Черточки-палочки.


5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.

4 балла – по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.

3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.

2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.

1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.



3) Графический диктант

Нарисовать 5 клеточек под диктовку и дальше столько же самостоятельно. Оценка 10 баллов за все задание. За каждую ошибку снимается 1 балл. 

Нарисовать 3 пирамидки под диктовку и 3 самостоятельно. Оценка 10 баллов за все задание. За каждую ошибку снимается 1 балл. 

Нарисовать данное изображение один раз под диктовку и один раз самостоятельно. Правильно выполненное задание – 10 баллов. За каждую ошибку снижается 0,5 балла.



Операционный блок:

Внимание:

4)Корректурная проба (тест Бурдона).


Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,

S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.


Память


5)Состояние памяти (А. Р. Лурия). 

Экспериментатор ставит в протоколе под названными словами крестики. Такая процедура совершается 5 раз: экспериментатор произносит - ребенок повторяет. Оценка 10 баллов ставится, если ребенок на третий раз назвал все 10 слов, 
9 баллов – 9 слов или 10 слов при четвертом повторении, 
8 баллов – 8 слов при третьем повторении или 9 слов при четвертом повторении или 
10 слов при пятом повторении, 
7 баллов – 7 слов при третьем повторении или 8 слов при четвертом повторении или 
9 слов при пятом повторении и т. д.… 
Необходимо выявить, на каком повторении ребенок воспроизведет наибольшее количество слов и после этого оценить. 

В ходе данного эксперимента можно получить дополнительные характеристики ребенка. Например, если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться (к примеру: 4, 7, 5, 4, 3), то это говорит о истощаемости внимания, забывчивости. Зигзагообразная форма «кривой» (к примеру: 3, 7, 4, 7, 5) указывает на рассеянность, неустойчивость внимания. «Кривая» в форме плато (4, 6, 7, 6, 6) наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности (в частности интереса к школе, если ребенку было объяснено, что результаты показывают его готовность к обучению в школе). 

а) Долговременная память. 


Оценка 10 баллов ставиться, если ребенок воспроизвел все те слова, которые он воспроизводил в лучшем своем варианте. Каждое не воспроизведенное слово = - 1 балл.






Мышление:


6)Систематизация. 

Оценка 10 баллов ставиться за выполнение задания без ошибок. 
Одна ошибка снижает оценку на 1 балл. 

7) Классификация (обобщение). 


Оценка 10 баллов ставится за выполнение задания. 
Неправильное обозначение одного класса снижает оценку на 1 балл.


Речь:

8)Логопедический тест (исследование чистоты речи – наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения). 

Оценка 10 баллов ставится за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл. 

Общая осведомленность:


9) Метод Бине – Симона.


10 баллов получает ребенок, если: 
назовет дату дня, 
укажет недостающие части в нарисованных лицах, 
сосчитает в обратном порядке от10 до 0, 
повторит ряд из 5 цифр. 
8 – 9 баллов – указать правую руку и левое ухо. Назвать 4 цвета. 
6 – 7 баллов Срисовать ромб. Сосчитать 12 одинаковых монет

4 – 5 баллов – сравнить две пары коробочек в 3 и 12, 6 и 19 граммов и указать наиболее тяжелую. Срисовать квадрат. Сосчитать 4 простые монеты.

2 – 3 балла – назвать свой пол. Повторить ряд из 3 цифр. Сравнить две линии (в 5 и 6 см) и указать на более длинную. 
1 балл – показать свой рот, нос, глаза. 




Регулирующий блок:


10)Методика «Цепочка действии» 


Отсутствие ошибок – 3

1 ошибка – 2

2 и более ошибок – 1

Вообще не выполнил задание – 0

Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка.


11) Методика Лесенка 

Ступенька 1 – завышенная самооценка. 
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). 
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»). 


Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. 
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки. 


Ступенька 4 – заниженная самооценка. 
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми». 


Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка. 
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). 
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». 
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка. 
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. 
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде. 


Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов. 
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье). 
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. 
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

































Протокол


ФИО__________________________________________________________
Дата рождения « » ____________________ года
Дополнительная информация _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номер задания

Содержание задания

Нормативное значение

Итог

Комментарий

1

Стандартная беседа Нежновой.
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Почему ты хочешь идти в школу?
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?


9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);




2

Черточки-палочки.

Дан образец написания палочек: |—||—|||—|
Нужно продолжить написание палочек, соблюдая следующие правила:

- писать палочки и черточки в такой же последовательности;

- правильно переносить их с одной строчки на другую;

- не писать на полях;

- писать не в каждой строчке, а через одну».


Время выполнения задания 5 минут.


5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.




3

Графический диктант

Перед ребенком положить листок бумаги в клеточку и карандаш.
Показываю и объясняю, как нужно проводить линии соответственно линиям клеточек. Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.
Видишь, какой рисунок получился? 

Теперь предложить выполнить задание под диктовку, начиная вот от этой точки (ставится точка в начале строки)

А теперь попробуй сам: четыре вверх, четыре вправо, четыре вниз, четыре влево


Усложняем задачу:


Четыре вправо, две вверх, восемь вправо, две вниз, три вправо, три вниз, две влево, одну вверх, две влево, одну вниз, шесть влево, одну вверх, две влево, одну вниз, три влево, три вверх 


Нарисовать 5 клеточек под диктовку и дальше столько же самостоятельно. Оценка 10 баллов за все задание.

Нарисовать квадрат под диктовку и самостоятельно. Оценка 10 баллов.

Нарисовать данное изображение один раз под диктовку и один раз самостоятельно. Правильно выполненное задание – 10 баллов.




4

Корректурная проба (тест Бурдона).

Нужно посмотреть внимательно на бланк с буквами, вычеркнуть, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по команде отметить вертикальной чертой, сколько знаков ребенок успел просмотреть.


Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).




5

Состояние памяти (А. Р. Лурия). 

Нужно произнести 10 слов, после чего ребенок должен повторить их в любом порядке.

(огонь, мед, игла, хлеб, стул, лес, брат, вода, конь, гриб.)


А теперь ребенок должен нарисовать что он запомнил.


Оценка 10 баллов ставится, если ребенок на третий раз назвал все 10 слов



6

Систематизация. 
Ребенок должен посмотреть внимательно на таблички, на них изображены геометрические рисунки (в определенной последовательности по величине.), в каждой строчке есть пустые клеточки, ему нужно нарисовать в них необходимую на этом месте фигуру.

Оценка 10 баллов ставиться за выполнение задания без ошибок. 



7

Классификация (обобщение). 

Дается ребенку несколько карточек с разными изображениями, его задача назвать все эти предметы одним словом

Оценка 10 баллов ставится за выполнение задания. 



8

Логопедический тест (исследование чистоты речи – наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения). 

Задача ребенка назвать, что изображено на картинках,( или повторить за мной слова)


1. сонорные – Р – твердое и мягкое 
Л - твердое и мягкое 
рак – ведро – топор лопата – белка – стул 
река – гриб – фонарь лейка – олень – соль 

2. свистящие – С – твердое и мягкое 
З - твердое и мягкое
самолет – бусы – колос заяц – коза – воз 
сито – гуси – лось зима – газета – витязь 

3. шипящие – Ж, Ш, Щ, Ч, Ц 
цапля – яйцо – огурец 
жук – лыжи - нож 
шишка – кошка – мышь 
чашка – бабочка – ключ 
щетка – ящерица - плащ 


Оценка 10 баллов ставится за чистое произношение всех слов.



9

Метод Бине – Симона.


1.Назови дату сегоднешнего дня

2.Скажи чего не хватает на этих рисунках?

3. Сосчитай в обратном порядке от 10 до 0

4.Повтори за мной цифры : 1, 3, 5, 7, 2(если не справляется попросить повторить 3 цифры)

5.Покажи правую руку, а теперь левое ухо

6.Назови 4 любых цвета?

7.Нарисуй ,пожалуйста, вот эту фигуру (если ромб не получается предложить квадрат)

8. Сосчитай сколько здесь нарисовано монет (если не может предложить 4 штуки)?

9. Сравни пожалуйста две коробочки, скажи какая из них самая тяжелая?

10. Скажи ты мальчик или девочка?

11. Скажи какая линия из них длиннее

12.Покажи свой рот, нос, глаза?


10 баллов получает ребенок, если: 
назовет дату дня, 
укажет недостающие части в нарисованных лицах, 
сосчитает в обратном порядке от10 до 0, 
повторит ряд из 5 цифр. 



10

Методика «Цепочка действии» 


Попросить ребенка сесть за стол (указать, за какой именно), взять карандаш, лист бумаги, нарисовать человека, потом положить карандаш на место, а рисунок взять с собой и вернуться ко мне.


Отсутствие ошибок – 3




11

Методика Лесенка 


Показать ребенку лесенку, на средней ступеньке находятся ни плохие, ни хорошие дети, самые хорошие на самой верхней, а на самой нижней ступеньке — самые плохие. Представь что (бумажная) фигурка это ты. Скажи на какую ступеньку ты поставил бы свою фигурку, а на какую ее поместила бы мама, папа, воспитатель?


Ступенька 1 – завышенная самооценка. 
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.
Ступенька 4 – заниженная самооценка.
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.