СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика конфликтного поведения младших подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика конфликтного поведения младших подростков»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»



Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры


(наименование высшей школы/филиала/института/колледжа)









КУРСОВАЯ РАБОТА





По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю







На тему:

Диагностика конфликтного поведения младших подростков




Выполнил обучающийся:

Смирнова Екатерина Владимировна


(Ф.И.О.)

Направление подготовки/специальность:

44.05.01. ППО, ППДП

(код и наименование)

Курс: 4

Группа: 343803

Руководитель:

И.Г.Маракушина

(Ф.И.О. руководителя, должность/уч. степень/звание)




Отметка о зачете





(отметка прописью)


(дата)

Руководитель



И.Г.Маракушина


(подпись руководителя)


(инициалы, фамилия)










Архангельск 2021



ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ






























Оглавление



Введение 4

1. Теоретические аспекты диагностики конфликтного поведения младших подростков 7

1.1 Конфликт и конфликтное поведение 7

1.2 Особенности подросткового возраста 9

Выводы по первой главе 16

2. Эмпирическое исследование диагностики конфликтного поведения младших подростков 17

2.1 Методы и организация исследования 17

2.2 Результаты исследования 18

Выводы по второй главе 23

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Приложения 29



Введение


Актуальность темы. Проблема конфликтности подростков является одной из самых важных и актуальных, так как, это оставляет большой отпечаток в воспитании подростков, и их личности в целом. На современном этапе развития общества, проблема как никогда очевидна. На это может влиять материальное и финансовое положение семьи, в котором растет индивид, изменение мировоззрения и несформированность личности, нехватка родительского внимания, минимальное количество жизненного опыта и навыков у подростка, может усилить возможность появления внутриличностного и внешнего конфликта. Данный факт обуславливает увеличение разнообразных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Большее внимание и настороженность вызывает не столько прогрессирующая отстраненность, безнравственное поведение детей, но и их циничное отношение к чему-либо, безжалостность в отношении других, высокая тревожность и в следствии чего конфликтность поведения.

Выше сказанное, сводится к тому, что проблема конфликтного поведения подростков, затрагивает общество в целом, вызывает сильную озабоченность со стороны родителей и педагогов, также большой пласт научно-практического интереса со стороны ученых из различных областей гуманитарных наук.

Проблемы конфликтов подростков нашли отражения, как в зарубежной, так и отечественной психологии, социологии и конфликтологии. Например, такой вопрос интересовал таких ученых как: А.Я. Анцупов, Б.И. Хасан, Н.В. Гришина, А.Г.Здравомыслов и др. Теоретическими исследованиями в области конфликтологии занимались отечественные (В.А. Андреев, Г.М. Андреева, С.А. Беличева, А.С. Белкин, Л.И. Божович, Ф.М. Бородкин, Е.М. Гиляров, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, А.В. Дмитриев, Т.В. Драгунова, С.М. Емельянов, А.Г. Здравомыслов, А.А. Калмыкина, Э.И. Киршбаум, В.Н. Кудрявцев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, и зарубежные (Г. Зиммель, Р. Дарендор, Л. Козер, М. Дойчим, М. Шериф, Д. Скотт, Х. Корнелиус, Ш. Фейр) ученые.

Согласно их взгляду, существует несколько стратегий решения конфликтных ситуаций, а именно: сотрудничество, компромисс, избегание, соперничество, приспособление.

Несмотря на то, что достаточно много разработано понятий раскрывающих суть «поведения в конфликте» в психологии существует некий диссонанс в необходимости создания различных программ в изменении конфликтного поведения подростков.

Изменение конфликтных действий необходимо выстраивать на основе коррекции личностных особенностей детей подросткового возраста.  Необходимо определить действительные психологические причины конфликтного поведения подростков, определить условия, механизмы, средства это все обуславливает актуальность данного исследования.

Таким образом, актуальность исследования определена практическим запросом передового общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой предстоящего научного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межличностного общения.

Объект исследования поведение подростков в конфликтных ситуациях.

Предмет исследования: влияние характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Целью исследования является диагностика и изучение конфликтного поведения младших подростков. Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие конфликт и конфликтное поведение;

2. охарактеризовать особенности подросткового возраста;

3. провести эмпирическое исследование диагностики конфликтного поведения младших подростков;

Гипотеза исследования: в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность. Методы исследования: Теоретические методы: сравнительный анализ учебной, научной литературы (монографии, учебные- пособия, научные публикации и пр.) и интернет-ресурсов по проблеме взаимосвязи акцентуации характера подростков и их поведении в конфликтных ситуациях Эмпирические методы: Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда и методика определение стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.

База исследования: 40 детей младшего подросткового возраста МБОУ СШ №17. Возраст детей на момент исследования от 10 до 14 лет.

Структура работы: работа состоит из: двух глав, которые в свою очередь включает в себя два параграфа, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.




1. Теоретические аспекты диагностики конфликтного поведения младших подростков


1.1 Конфликт и конфликтное поведение


Конфликт – это ситуация, которая возникает между двумя или более взаимозависимыми сторонами, которая объясняется различным видением и то, каким образом противоборствующие стороны оценивают негативные факторы друг друга. Это часто приводит к отрицательным последствиям, а именно плохому эмоциональному фону и неконтролируемому поведению.

Конфликт является неизбежным и всеобъемлющим фактором межличностного общения в социуме и в мире в целом.

В каждом конфликте есть объективное содержание и субъективное значение. Человек является активным лицом в любой возникшей конфликтной ситуации. [8,с.33].

Важным звеном в конфликте являются несогласные стороны по какому-либо вопросу. Конфликт также может прекратится в том случае, если одна из сторон его покидает. Человек, который первый начал провокационные действия называют – инициатором конфликта. Конфликт сам по себе не имеет положительной или отрицательной стороны. Так как может иметь как хорошие, так и негативные последствия для лиц участвующие в конфликтной борьбе.

С положительной стороны, конфликтная ситуация дает возможность доя развития и роста сплоченности и доверия как к отдельным лицам, так и группе в целом.

Положительные последствия:

1. Конфликтов может закончиться удовлетворением интересов вовлеченных сторон, обычно через некое соглашение о взаимной выгоде.

2. Индивид, участвующий в конфликте может почувствовать свою собственную ценность и значимость.

3. Конфликт дает возможность для развития взаимодействия на межличностном уровне и создает новую систему, частью которой являются все стороны.

4. Могут возникнуть внутренние изменения, из-за того, что мы все разные и когда вступаем в диалог с другими сторонами, у которых есть свои взгляды, ценности и мотивы, индивид может себе позволить скорректировать свои позиции. Новые идеи и чувства могут заставить человека перейти от жесткости к гибкости с последующими внутренними изменениями.

5. Реальные проблемы могут быть определены и решены.

Конфликты часто возникает между членами группы, он может нести положительный отклик для одной стороны в споре, то есть:

1. Повышается доверие к членам группы.

2. Повышается уровень производительности и результаты работы.

Поскольку лица свободны от отвлекающих эмоций, так как, большинство эмоций выплеснута, то открываются новые решения и производительность может увеличиться.

3. Сплочение группы. Конфликт создает ощущение групповой целостности и тождественности, так как обе стороны конфликта стараются применить свои индивидуальные отличия для разрешения ситуации.

Последствия отрицательной стороны конфликта включают в себя попытки достичь своих целей за счет других:

1. Даже самые малые различия в действиях могут перерасти в крупные конфликты.

2. Ситуация может выйти из - под контроля, и может быть сложно управляемой из-за увеличение проблем в конфликте.

3. Может измениться план, от удовлетворения интереса к вырванной победе любой ценой.

4. Численность вовлеченных в конфликт может расширяться, что может привезти к затруднению решения конфликт.

У конфликта всегда есть определенные результаты, а именно происходит определенное доминирование (навязывание), что может привести к ухудшению ситуации. Либо же уклонение, результатом которой может стать обида, и последнее - дискредитация решения, что приводит к тому, что некоторые из них (решения) могут быть недостигнутые[7,с.23].

Таким образом, результаты конфликтной ситуации зависят от применяемых стратегий поведения. Такой выбор может привести либо к обиде, например, либо к взаимному уважению. Сами стратегии поведения в себя включают:

• Сотрудничество- беспроигрышная стратегия, основанная на решении проблем, где интересы всех стороны могут быть учтены.

• Компромисс- включает в себя и не победу и не поражение, она основана на решении, с которой согласны обе стороны.

• Размещение - включает в себя проигрыш, когда одна сторона сдается, чтобы защитить и сохранить вовлеченные отношения.

• Контроллинг- выигрыш и проигрыш, такая стратегия опирается на принуждении конкретного и выгодного решения другой стороне, для достижения желаемого результата, независимо от последствий для другой стороны.

• Избегание- проигрыш для обоих сторон, суть одна- выход из конфликта, сторона отказывается от результата и т.д.


1.2 Особенности подросткового возраста


Период подросткового возраста является одним из самых сложных и спорных из всех существующих возрастных периодов. Такой этап, становится предметом исследования многих наук: педагогики, конфликтологии, социологии, и непосредственно психологии. Подростковый этап развития, является особенным для становления личности, ведь в этот промежуток времени развивается главнейшие черты и качества, которые будут присуще ему до конца жизни. Что же касаемо подросткового возраста – этап находится между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (5-8 классы). В это время непростого кризиса, происходят новообразования, как в физиологическом плане, так и в психическом, происходит половое созревание[3,с.45].

Кризис заставляет перестроиться уже сложившиеся психологические структуры, также появляются новообразования личности, что свидетельствует о новом уровне развития индивида. Во время своего взросления, ребенок подросткового возраста проявляет дисгармоничность в строении личности, показывает своей протест в поведении по отношению к взрослым, может становиться агрессивным, тревожным и жестоким.

Сложностью перехода подростка из периода детскости во взрослую жизнь провоцирует появление психических новообразований. Подросток пытается самоутвердиться среди сверстников, протестует против взрослых, переживает сильные чувства и эмоции. В подростковом возрасте интенсивно разваливается и формируется личность.

Данный процесс становления личности находится по меже между детством и взрослым возрастом. Личность и сам характер индивида в это время еще недостаточно сформирован, чтобы считаться полноценным взрослым человеком, но уже развита настолько, что способна самостоятельно и осознано вступать во взаимоотношения с окружающими людьми, миром, отвечать за свои поступки, действия, нормам морали и правилам, которые установлены в том обществе, где растет данный организм.

Подросток способен принимать четкие, проанализированные решения, совершать рациональные, имеющие особую цель поступки и нести за них моральную и юридическую ответственность.

Я-концепция терпит изменения, происходит развитие нового уровня самосознания. Также отмечается рост рефлексивных способностей, с помощью которых подростки стремятся познать себя. Включаясь в совместную учебную деятельность, подросток встречается с определенными позициями, интересами отдельных людей и даже групп, которые могут вступать в противоречия с его собственными представлениями ощущая при этом состояние внутренней напряженности, проходит через многообразную цепочку всевозможных инцидентов. В связи с этим, потребность в исследовании причин и условий возникновения конфликта совершенно очевидна. Особо остро стоит вопрос о стратегиях поведения в конфликте в кризисные периоды жизни человека.

Одним из основных критических периодов и является подростковый возраст. Главная особенность подростка – его нестабильность личности. Подросток мечется между взрослым и ребенком, то есть он мыслит уже как взрослый, но поступает и действует как ребенок. Зачастую в это время они вступают в неформальные организации, что может приводить к разрушению стиля первичного поведения, меняются ценности, что приводит к конфликтам.

Вопреки тому, что увеличивается возможность в действиях, в конфликтных ситуациях подросток ведет себя так, как вел раньше, что ведет к увеличению конфликта. Поэтому ему еще сложно выбрать здравые стратегии реагирования на конфликтную ситуацию, и уж тем более выбрать действенную стратегию поведения[17,с.22].

Одна из причин конфликтов для подростка - это потребность в событийности. Внутренняя сфера жизни, чаще всего связана с переживаниями и внутренними конфликтами самого подростка.

Поведение подростка отличается противоречивостью. В этом возрасте индивид еще не очень хорошо владеет нравственными понятиями, но уже не может смириться со злом и неправдой окружающего мира. Ребенок стремиться быть хорошим, быть похожим на своей идеал и при этом проявляет нетерпимость к нравоучению, воспитательным процессам взрослых. Подросток желает показать собственную значимость, самоутвердиться, но не умеет правильно это сделать, ему все еще нужны советы и помощь от взрослого человека, но проявляет нежелание этим воспользоваться. Появляются новые желания, потребности, цели, но нет сил и возможности, да и опыта для реализации. Ребенок начинает любить себя, проявлять эгоизм, проявляет романтические чувства, но может грубо действовать. Подросток открывает для себя науку, достижения наработанные за эпохи, но легкомысленно относится к учебе. В подростковый период ребенок становится отчужденным от взрослых. Как уже упоминалось, выражается это в противопоставлении себя взрослому, отстаиванию своих личных границ и показать независимость, но при этом ожидает от взрослого помощи, поддержки и доверия. Для ребенка определенная важность взрослого в их жизни проявляется не столько в том, чтобы самостоятельно распоряжаться своей жизнью и собой, а сколько в том, чтобы взрослый признал это возможным, согласился на равенство его прав с правами взрослого человека.

Д.Б. Эльконин, говорил о развитии чувств взрослости, что это четко прослеживается там, где подросток хочет самоутвердиться, показать свой характер и самостоятельность. Для этого времени важно взрослому, сверстнику или учителю показать, что они признают его начинающую взрослость. Начинается поиск себя, открывает для себя свой внутренний мир, это характеризуется нестабильностью личности, формируется «Я - концепция» - представления о себе, образов «Я». Начинается анализ всех своих поступков, чувств и эмоций. Пытается понять, кто он есть сейчас, каким он хочет быть в будущем. Все те образы «Я», которые подросток создает в своем сознании, отражаются все, что было пережито за это время. Формируется представления о себе через изучение и познание самого себя, т.е. о своей внешности, об уме, способностях, каким характером обладает, насколько общителен и добр или наоборот, все это реальное «Я»[17,с.23].

В этот кризис, ребенку важно знать, кто он есть в реальном мире, но и насколько он имеет значение сам и его способности для окружающих.

Конфликты в этом возрасте естественны, ведь происходит интенсивное овладение форм взаимодействия с социумом, но не всегда это протекает адекватно. Подросток чаще всего вкачен в какие-либо компании, где происходит побуждение характера в тревожных ситуациях проявляющиеся в нестандартном поведении, проявляется это в выбросе агрессивности, жестокости, повышенной тревожности. Но следует сказать, что такое общение, взаимодействие нужно воспринимать не как отклонение от социальной нормы, а как замещение, ведь подросток только учится воспринимать мир, свою позицию в нем и это его способ переживания.

К сожалению, многие взрослые при воспитании растущего подростка не берут во внимание его особенности развития, что приводит к конфликтам, а ребенок просто стремится быть самостоятельным, самореализоваться и избавится от опеки.

Д. Майерс, говорил о том, что подросток анализируя себя, подходя к себе критически, выражает протест против нравоучений взрослых, их правдивости и зачастую лживости действий.

Выделяют 4 группы подростков на основе направленности личности и поведении:

1. Имеют безнравственные нормы восприятия, низменные потребности, чаще всего стремятся к ни чему не обязывающему досугу, измененные жизненные ценности, им присущ эгоизм, равнодушие, нет авторитетных лиц. Чаще всего они эксцентричны, проявляют цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, излишняя дерзость, драчливость. Поведение – агрессивное.

2. Характерно изменение потребностей, морали и ценностей. Имеют много интересов, но при этом очень индивидуальны, стараются быть избранными за счет подавления слабых или меньших по возрасту. Очень импульсивны, быстро изменяется настроение, часто врут и быстро раздражаются. У таких детей нет четкого представления о таких понятиях как- дружба, мужество. Им нравится причинять другим боль, но свою силу направляют лишь на тех, кто не может дать сдачи.

3. Сильная конфликтность между изменёнными и реальными взглядами, потребностями, ценностями, отношениями. Имеют односторонние интересы, много врут. Они не стремятся достигать в чем-либо успеха, равнодушны ко многим вещам. В поведении проявляют агрессивность косвенно или же на словах.

4. Отличаются слабодеформированными потребностями, но у них нет особых интересов и круг общения мал. Подростки чаще всего мнительные, трусливые, слабохарактерные и стараются услужить более старшим или сильными сверстниками. Поведение характеризуется словесной (вербальной) агрессивностью.

Само агрессивное поведение у детей подросткового возраста, которое приводит к конфликтам может, быть ничем иным как формой защиты себя или желание удовлетворить свои потребности, чаще это происходит тогда, когда ребенок не видит больше выхода, как драться или угрожать. Чтобы понять причины такого поведения, нужно понимать мотивы, которые могут подтолкнуть к конфликтности. Чаще всего мотивом выступает негативнее эмоции или чувства (страх, гнев, желание мести). Чтобы избавится от негатива, подростки прибегают к дракам, побоям, унижению, личным оскорблениям и т.д.

Подводя небольшой итог, конфликтные ситуации и конфликтное поведение для детей 10-14 лет, является главное характеристикой его развития и существования в социальных реалиях. В то время, когда идет развитие личности, неизбежно связано с противоречиями и препятствиями, которые исходят из природы. Моменты, которые невозможно разрешить, неудовлетворённость в вербальном общении, все это ведет к конфликтам с окружением подростка.

Чаще всего любая конфликтная ситуация в раннем подростковом возрасте выражается в спорах, непослушании, дети выражают свою точку зрения, может проявляться в высокомерии, в невыполнении требований от взрослых, снижение успеваемости в школе. Конфликтная ситуация возникающая между подростком и учителем, связана в основном, что преподаватель может не учитывать возрастные особенности подростка. Учитель при общении старается применить авторитетный стиль, пытается надавить на него и не принимает его точку зрения. Из-за этого у подростка может возникнуть обида, которая в итоге превратится в конфликт [9, с.38].

Конфликт, который возникает между подростком и его родителями (родственниками) носить серьёзный характер, ведь для него это самые близкие и родные люди. Это может принести разлад не только между поколениями, но и в самой семье целом.

Конфликт между подростками - несмотря на то, что для детей 10-14 лет важно иметь дружеские взаимоотношения с детьми своего возраста, чаще всего конфликты возникают на почве отстаивания своих интересов перед другими.

Таким образом, у детей раннего подросткового возраста, а именно 10- 14 лет наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, все это характеризуется ничем иным как особенность кризиса этого этапа развития.

Но это совершенно не значит, что это неоспоримые факты и их нельзя изменить или скорректировать. 

Конфликт – есть неотъемлемая составляющая, сопровождающая учебную деятельность. Появление в ходе взаимодействия людей определенного рода позиций, несовпадение точек зрения на одну и ту же проблему могут зарождать различного рода конфликтные ситуации.


Выводы по первой главе


Подводя итог по первой главе, основываясь на методологической, научной литературе по исследуемой проблеме мы приходим к следующим выводам:

Конфликт – это то к чему могут вести противоречия между индивидами или группами лиц. Конфликт сам по себе не имеет положительной или отрицательной стороны. Так как может иметь как хорошие, так и негативные последствия для лиц участвующие в конфликтной борьбе.

В ранний подростковый период ребенок начинает становиться отчужденным от взрослых. Как уже упоминалось, выражается это в противопоставлении себя взрослому, отстаиванию своих личных границ и цели показать независимость, но при этом ожидает от взрослого помощи, поддержки и доверия.

Конфликты в этом возрасте естественны, ведь происходит интенсивное овладение форм взаимодействия с социумом, но не всегда это протекает адекватно.

2. Эмпирическое исследование диагностики конфликтного поведения младших подростков


2.1 Методы и организация исследования


В исследовании участвовало 40 подростков – учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №17» (МБОУ СШ №17).

Возраст детей на момент исследования составлял от 10 до 14 лет. В исследовании принимали участие русскоязычные дети.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

1 этап. Подготовительный - представляет собой ознакомление с методиками, составление диагностического аппарата исследования, оформление места проведения и создание благоприятных условий для проведения диагностики, оформление бланков;

2 этап. Основной - представляет собой непосредственно проведение диагностического обследования выраженности характера конфликтности;

3 этап. Заключительный - представляет собой выявление взаимосвязи черт характера подростков на поведение в конфликте.

Диагностический аппарат данного исследования состоит из следующих методик:

1. Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда

2. Методика определение стиля поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Охарактеризуем методики исследования:

1. Тест -опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. В основе этого опросника лежит концепция разработанная К. Леанградом об «акцентуированных личностей».

Основная цель данного опросника в том, чтобы определить и выявить акцентуации отдельных черт личности субъекта. Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

2. Методика определение стиля поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, ее эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможный способах разрешения конфликтной ситуации.


2.2 Результаты исследования


Была проведена методика К.Леонгарда – Г.Шмишека, из 40 испытуемых, у 13 из них было обнаружено акцентуация характера (выраженность, нами считалась акцентуация, если число набранных баллов превышало 18). Мы выявили процентное соотношение, и эти данные расположили в рисунке 1.

Рисунок 1  Процентное соотношение выявленных случаев различных черт характера в группе из 40 подростков

У 13 подростков выражено преобладание всего 5 типов акцентуации из 10 существующих, а именно: аффективно-экзальтированный тип, тревожно-боязливый, демонстративный, возбудимый и гипертимный тип личности.

Следовательно, не выражены такие типы как: эмотивный тип, циклотимический, дистимичностный, пендатичный и застревающий тип.

Аффективно-экзальтированный тип был выявлен у семи (18%) подростков, это говорит о том, что такие дети интенсивно реагируют на любые, в том числе и даже незначительные события. Они могут впасть то в депрессивное состояние, то в эйфорическое. То есть могут переходить из одной крайности в другую. Им присуща высокая пластичность, высокая скорость протекания психических процессов, они менее конфликты по сравнению с остальными типами. Тревожно-боязливый тип акцентуации имеет один ребенок (2%).

Такой подросток сильно переживает по любому случаю (за себя, близких и окружающую его действительность). Является очень робким и тяжело переживает неудачи. Никогда не становятся инициаторами конфликтов (по крайней мере сознательно), стараются «не высовываться». Гипертимный тип личности выявлен у двух подростков (5%).

Гипертимных подростков можно охарактеризовать как подростков с почти всегда очень хорошим, даже приподнятым настроением. Иногда положительная сторона меняется на - вспышки раздражения, гнева и агрессии.

Такие подростки стараются вырваться из-под опеки семьи, избегают установленный режим и дисциплину, также у таких детей выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, все это создает почву для возможного возникновения социальной дезадаптаций. Подростки очень активны, часто увлекаются, много общаются. Такая активность подростков часто носит чрезмерный и даже деструктивный характер, но ее можно направить в конструктивное русло. Возбудимый (эпилептиоидный) тип акцентуации выявлен у двух подростков (5%). Такие подростки могут проявлять плаксивость.

Демонстративный (истероидный) тип акцентуации выявлен у одного подростка (2%). Подростки такого типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом они неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников. Такие дети часто приукрашивают, очень изворотливы и эгоцентричны.

У остальных 27 подростков (68%) не выявлено выраженности акцентуации, все в пределах так называемой нормы. Остальные типы акцентуации характера, которые не были выявлены у испытуемых, может говорить об особенностях подросткового периода, т.е. им они просто не присуще.

Дальше была проведена методика определение стиля поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. В первую очередь мы проанализировали все 40 человек и вывили процентное соотношение. Для того, чтобы понять, сколько человек в подростковом возрасте прибегают к определенному доминирующему виду стратегии в конфликте (рис.2).


Рисунок 2.  Процентное соотношение доминирующей стратегии поведения в подростковом возрасте,%


Как мы можем заметить, из 5 существующих стратегий поведения в конфликтных ситуациях, у подростков преимущественно выделяются 2 вида -соперничество/конкуренция и сотрудничество.

Остальные 3 вида (компромисс, избегание, приспособление) менее значимы. Также при анализе теста, было обнаружено, что несколько детей имеют равные показатели при выборе стратегий поведения в ситуации конфликта.

Дальше мы проанализировали наших 13 подростков, у которых была выявлена акцентуация характера, для того, чтобы понять какие стратегии преимущественно в выборе у них, чтобы в дальнейшем провести корреляцию (рис.3).


Рисунок 3  Доминирующий вид стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков


Как мы можем заметить на диаграмме, преимущественный выбор поведения в конфликте у 13 подростков с акцентуацией характера лежит на двух показателях –соперничество/конкуренция и сотрудничество.

Исходя их результатов 6 (46%) подростков прибегают к соперничеству/ конкуренции. Такой стиль присущ лицам, которые достаточно активны и решают конфликты исходя из собственных интересов. Они не заинтересованы в обоюдном решении ситуации, и используют свои волевые качества. Они выдвигают себя на первое место, и стремится удовлетворить собственные желания в ущерб сопернику.

Вынуждают применять другого выгодное для себя решение проблемы. 5 подростков (38%) предпочитают сотрудничество. Такой стиль применяют индивиды склонные к удовлетворению интересов с обоих сторон 42 конфликта.

Этот вид решения конфликта продолжителен по времени, так как сначала выдвигаются интересы обоих сторон, затем противоречия и идет их обсуждение. Этот способ хорош тем, что в нем происходит понимание причин конфликта и совместно ищется альтернативы решения. У одного подростка (8%) преимущественный вид поведения – избегание. Для этого вида характерно как отсутствие стремления к достижению общей и собственной цели.

Индивид, применяющий такой вид стратегии не отстаивает свои интересы, не обсуждает и уклоняется от выбора решения конфликта (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирует ее, перекладывает ответственность за решение на другого. Еще один испытуемый (8%) предпочитает стратегию приспособления. В ходе такой стратегии индивид отказывается от своих интересов, пренебрегает собственными в угоду другого человека.

Главным отличием от отклонения является то, что субъект принимает чужую точку зрения и даёт так, как хочет соперник. То есть человек как бы уступает, соглашается и принесёт в жертву собственные интересы. Такая стратегия поведения в конфликте в группе из 13 человек, как – компромисс, не была выделена. Стиль компромисса заключается в том, что два противника приходят к общему соглашению конфликта путем взаимных уступок. При таком стиле взаимодействия отсутствуют скрытые мотивы, решаются только то, о чем говорил каждый из участников спора, но при этом причины конфликта не затрагиваются.

Выводы по второй главе


Результаты нашего обследования показали, что в конфликтной ситуации подростки склонны выбирать стратегии двух видов - соперничество/конкуренция и сотрудничество.

Остальные 3 вида (компромисс, избегание, приспособление) менее значимы. Также при анализе теста, было обнаружено, что несколько детей имеют равные показатели при выборе стратегий поведения в ситуации конфликта. Результаты исследования показали наличие взаимосвязи между акцентуацией характера, и на ее влияние, на поведение подростков в конфликтной ситуации.

В конфликте подростки чаще выбирают стратегию соперничества и среди них доминируют гипертимный, возбудимый тип. Данные типы акцентуаций характеризуются низкими показателями развития волевых черт личности. Вместе с имеющимися у них различиями, их объединяет поверхностность или отсутствие интересов, излишняя самоуверенность, склонность к провокациям.

Стратегии сотрудничества также выбирается подростками. Чаще всего это подростки экзальтированного типа акцентуаций. Экзальтированные подростки легко устанавливают контакты, легко приспосабливаются, обходительны, неординарны, но эта стратегия не свойственна в выборе-неуравновешенному типу личности. Стратегию избегания в конфликте выбирают подростки с тревожно-боязливым типом. Они редко вступают в конфликтные отношения, играя в них пассивную роль. Такую стратегию не выбирают подростки раннего возраста с типом акцентуации –демонстративный. Приспосабливаться в конфликте склонны подростки с демонстративным типом личности. Они выступают то активной, то пассивной стороной и в зависимости от этого могут быть либо агрессивными, либо альтруистичными, сострадать и уступать другим. Между тем детям 10- 14 лет с экзальтированной акцентуацией характера – выбор такой стратегии не значим. Такая стратегия поведения в конфликте в группе из 13 человек, как – компромисс, не была выделена. Следовательно, такой стиль не является значимым для подростков.

Заключение


Конфликт – важнейшее явление жизнедеятельности, которое может присутствовать практически во всех формах жизнедеятельности человека. Его роль очень многозначна и на сегодня его рассматривают как явление деструктивное, но также находятся люди, что видят в конфликте конструктивный характер, что может играть положительную роль в жизни человека.

Есть объективная необходимость глубокого изучения особенностей подросткового возраста, который также называют «переходный» или «кризисный». Повышенная раздражительность и возбудимость вкупе с конфликтностью. Психологи должны оказать помощь подросткам, связанную с преодолением негативных состояний этого возрастного периода.

Особенности самосознания оказывают влияние и достаточно тесно с выбором стратегии поведения в конфликте у подростков. Конфликты с родителями, педагогами, друзьями и наконец с самим собой возникают именно на этой почве. Преимущественно подростки выбирают деструктивные стратегии поведения в конфликте, а если говорить о тактике, то в большинстве своих случаев выбор склоняется на «действующий на пролом». Также одна из важных особенной психического развития в подростковом возрасте, а именно особенность самосознания – потребность познать себя при неумении правильно анализировать свое поведение и свои качества.

Подростковый возраст продолжается в зависимости от требований, которых к нему предъявляют. Такие характеристики предполагают усилить направленность психологов и педагогов на создание благоприятных условий для преодоления кризисного периода данного возраста.

В силу многоаспектности проблемы, её специфичности, определяемой особенностями развития самосознания подростка, для формирования направленности личности подростка, необходим комплекс подходов по её решению, который должен быть всесторонним, охватывающим многие аспекты деятельности, связанные как с самим подростком так и с педагогическим учреждением и семейным воспитанием.

Рассмотренная нами проблема значима и требует своего дальнейшего развития, открывает перспективы научно-теоретического и научно- практического плана, предлагая психологам большие возможности психолого- педагогических воздействий.

В работе с подростками большую роль играют школьные психологи, которые обязаны донести информацию и психологическое просвещение до педагогического коллектива и родителей.

В конфликте подростки чаще выбирают стратегию соперничества и среди них доминируют гипертимный, возбудимый тип. Стратегии сотрудничества е выбирается подростками - экзальтированного типа акцентуаций. Неуравновешенному типу она не свойственна. Стратегию избегания в конфликте выбирают подростки с тревожно- боязливым типом. Демонстративному типу она обратно пропорциональна. Приспосабливаться в конфликте склонны подростки с демонстративным типом личности. Не пользуется значимостью для детей с аффективно-экзальтированным типом личности. Такая стратегия поведения в конфликте в группе из 13 человек, как – компромисс, не была выделена. Следовательно, такой стиль не является значимым для подростков.

Список использованной литературы



  1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: междисциплинарный подход / А.Я. Анцупов, Л.С. Прошанов.-М.: Наука, 2007.–282 с.

  2. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога:2- е изд./А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов.-СПб.:Питер,2006.-526с.

  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович.-М.: Просвещение, 2019.-378 с.

  4. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. -2020.–173 с.

  5. Ворожейкин, И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 240 с.

  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений]/ Л.С. Выготский.-М.: Наука, 2000.- 643 с.

  7. Гришина, Н. В. Психология конфликта/Н.В.Гришина.СПб.:Питер,2002.- 464с.

  8. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта[Текст] / В.В. Дружинин, Д.С. Коротов. -М.: Знание, 2009.–233 с.

  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. —М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. –160с.

  10. Крутецкий, В. А. Психология подростка/В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин.- М.:Просвещение,2017.-314с

  11. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах / А.Ф. Лазурский. –М.: Наука, 2003. -263 с.

  12. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. -М.: Наука, 2009. – 209с.

  13. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: МГУ, 2010. С. 69– 74.

  14. Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард.-Киев, 2019. –410 с.

  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность (сборник) / А.Н. Леонтьев-Москва,2017. – 177с.

  16. Личко,А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. -СПб.: Питер, 2003. –284 с.

  17. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия/ А.Е. Личко. -СПб.: Медицина, 2009. –322 с.

  18. Михайлов А. Из истории характера// Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: 1990, -43-72с.

  19. .Мерлин, В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание/ В.С. Мерлин. –М.: Мысль, 2000.-276 с.

  20. Норакидзе, В.Г. Методы исследования характера/ В.Г. Норакидзе. – Тбилисси, 2009.-286 с.

  21. Реан А.А. Психология подростка/ А.А. Реан. –М.: Наука, 2015 -512с.

  22. Реан А.А. Психология изучения личности. -СПб.: Питер, 2003. –215с.


Приложения


Приложение 1

Тест -опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда.

Цель - диагностика типа акцентуации личности, характера и темперамента.

Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: «да» или «нет», других вариантов ответов нет. Свой ответ нужно отметить в ответном бланке, поставив крестик в окошке «да» или «нет» напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.

Текст опросника:

1.Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2.Восприимчивы ли вы к обидам?

3.Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4.Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5.Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6.Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7.Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8.Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9.Серьезный ли вы человек?

10.Можете ли вы сильно воодушевиться?

11.Предприимчивы ли вы?

12.Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?

13.Мягкосердечный ли вы человек?

14.Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15.Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16.Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?

17.Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?

18.Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

19.Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20.Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21.Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22.Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23.Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24.Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25.Смогли бы вы убить человека?

26.Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

27.Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28.Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29.Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30.Быстро ли вы можете разгневаться?

31.Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32.Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

33.Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

34.Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35.Влияет ли на вас вид крови?


36.Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37.Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

38.Трудно ли вам входить в темный подвал?

39.Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40.Являетесь ли вы общительным человеком?

41.Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

42.Убегали ли вы ребенком из дома?

43.Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44.Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45.Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?

46.Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47.Любите ли вы животных?

48.Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?

49.Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50.Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51.Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

52.Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53.Много ли вы общаетесь?

54.Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?

55.Нравится ли вам работа организаторского характера?

56.Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57.Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?

58.Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59.Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60.Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?

61.Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62.Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63.Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64.Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?

65.Часто ли вы смеетесь?

66.Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?

67.Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68.Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?

69.Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70.Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71.Пугливы ли вы?

72.Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?

73.Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74.Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75.Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76.Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?

77.Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78.Переносите ли вы злость длительное время?

79.Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80.Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

81.Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

82.Часто ли вы видите страшные сны?

83.Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84.Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85.Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

86.Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87.Предпочитаете ли вы молчать (да),или вы словоохотливы (нет)?

88.Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть?

Приложение 2

Методика определение стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса


Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Рассмотрим ситуацию, когда вы обнаруживаете, что ваши желания отличаются от желаний другого человека, Как вы обычно реагируете? Здесь вы найдете несколько пар утверждений, описывающих возможное ответное поведение. В каждой паре обведите утверждение «А» или «Б», которое наиболее характерно для вашего поведения. Во многих случаях ни поведение «А», ни поведение «Б» не являются для вас типичным. В таком случае обведите тот ответ, который в наибольшем приближении соответствует вашим возможным действиям. Внесите ваши результаты в таблицу. Стиль, набравший наибольшее число баллов — ваш стиль разрешения конфликтов. Стимульный материал (вопросы).

1. А) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого. Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. А) Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего. Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.

15. А) Я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения. Б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А) Я стараюсь не задеть чувства другого. Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём. Б) Я дам возможность другому в чём-то оставаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия. Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим. Б) Я отстаиваю свои желания.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 60 Б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б) Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.

25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов. Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.