СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика по Третьякову.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

................................................

Просмотр содержимого документа
«Диагностика по Третьякову.»

Диагностика определения уровня обученности на уроках изобразительного искусства

(по П.И. Третьякову)


Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого обучающегося.


Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки.


В педагогике выделяются пять уровней обученности:


1) различение,


2) запоминание,


3) понимание,


4) умения (репродуктивные),


5) перенос (творческие умения).


Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что обучающийся может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.


Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что обучающийся может пересказать содержание художественно – творческого текста, правила, теоретические утверждения.


Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.


Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). 

Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.


Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 





Тест для определения обученности

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то …

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

 

Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.

Выполнено

 

Оценка

 

 

 

Вариант I 

1, 2

 

«3»

Вариант II 

2, 3, 4

 

«4»

Вариант III 

4, 5

 

«5»

 

Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы.

По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

 

Ф.И.

Полностью и правильно выполнены задания

 Выводы






Уровни обученности







Различение

запоминание

понимание

умение

перенос


 

 

 

 

 

 

 


Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)


Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.


Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия.

Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.


В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления)


и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории).

Вектор усложнения направлен от терминов к художественно-творческим законам и теориям.


Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.

 

Тест для определения уровня усвоения

системы знаний

 

Эмпирические знания

1.Усвоение терминологии:

назвать,

перечислить,

выбрать правильный ответ,

найти лишнее…


2. Усвоение цифрового материала:

сколько,

когда,

перечислить цифры,

подтверждающие…


3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …,

где расположены …,

как это произошло,

каковы основные черты …


4.Усвоение представлений: рассказать о …,

описать внешние признаки…,

дать описание

Теоретические знания


5. Усвоение понятий: дать определение понятия.

то такое …?

Признаки характерны для …

Перечислить существенные признаки понятия.


6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых):

Что произойдёт, если…?

Каковы последствия…?


7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных):

Почему?

Каковы причины?


8. Усвоение закономерностей:

Каковы взаимосвязи…?

Какова зависимость…?

Как зависят…?


9. Усвоение закона:

Прочитать закон…

Доказать, что…

(Подтвердить действие закона на примере …)


10.  Усвоение теории:

Рассказать о теории.

Объяснить …с позиции теории…


Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель изобразительного искусства заполняет аналитическую таблицу.

 

Ф.И.

 

Усвоение компонентов системы знаний

Кол-во

баллов

%

Выводы











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл,


если ошибся – 0.


По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний.

Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников.


10-8 баллов – оптимальный уровень,


оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый,


«4»; 5-4 балла


– критический, «3».


Методика определения уровня готовности обучающихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)


Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать

с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.


Предполагается, что учитель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:


  1. Прочитать текст творческого задания.


  1. Описание репродукции картины. …

(объём учебного материала 8-10-х – 3 с.);


  1. Описание жизни художника…

(объём учебного материала 8-10-х – 3 с.);



  1. Описание видов и жанров изобразительного искусства



  1. 2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;



  1. 3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;



  1. 4) дать краткий ответ на свои вопросы;



  1. 5) записать вопросы на карточку;



  1. 6) обменятся карточками с партнёром;



  1. 7) ответить на вопросы партнёра (письменно);



  1. 8) оценить работу партнёра.


В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.


I часть

1. Отбирать основное содержание учебного материала.


2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.


3. Отбирать материал для конструирования вопросов.


4. Конструировать репродуктивные вопросы.


5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).


II часть

6. Конструировать проблемные вопросы.


7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).


8. Оценивать работу партнёра.


9. Корректировать работу партнёра.

10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.


При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель


заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого


ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого


учащегося.




Аналитическая таблица

 

Ф.И.

 

Умения

Кол-во

баллов

%

Выводы











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ

Если ребёнок владеет умением, то он получает 3 балла;


если испытывает затруднения – 2 балла;

если допускает ошибки,

но знает, как выполнить действие – 1 балл;

если умение не сформировано – 0 баллов.


По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе: 30 баллов – идеальный уровень,


«5»; 27–29 баллов – оптимальный уровень,


«5»; 25–26 баллов – допустимый уровень,


«4»; 20–24 балла – критический уровень, «3».


Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся.


Если у обучающегося сформированы умения первой  части диагностики,

он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.

Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики,


то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно  выполнять задания разного уровня сложности.

Диагностические исследования уровня обучаемости школьников

Концепцию развивающего обучения реализует система диагностики.

При диагностических исследованиях необходимо получение своевременной информации.

Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль будет носить развивающий характер.

При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровня его развития.

После окончания диагностики учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок.

Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.

Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.

Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения.

Один из возможных вариантов диагностики – использование специальных тестов.

В своей работе я использую 3 вида диагностики:

диагностика уровня обучаемости;

диагностика уровня усвоения учебного материала;

диагностика уровня фактической обученности.