СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика траектории профессионального выбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. Формировать интерес к личности
  2. Расширить представления о собственных особенностях
  3. Помочь в выборе профессии.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика траектории профессионального выбора.»

Конспект классного часа для учеников 10 класса.

Тема: Диагностика траектории профессионального выбора.

Цель:

  1. Формировать интерес к личности

  2. Расширить представления о собственных особенностях

  3. Помочь в выборе профессии.

Задачи:

  1. Определить профессиональную наклонность на основе диагностического минимума.

Материалы: диагностический материал на бланках; результаты предыдущего тестирования (темперамент), оргтехника.

Занятие проводится в рамках классного часа.

Ожидаемый результат: расширение интеллектуальной компетенции учащихся, становление взрослой позиции в вопросах выбора.

Ход занятия.

«Работа должна не наваливаться на плечи, а ложиться на душу».

Восточная мудрость

Сегодня мы с вами продолжим работу по определению профессионального выбора, начатую на прошлой встрече. Вы все, кто этого захотел, уже получили результаты о возможной профессиональной направленности на основе изучения вашего темперамента. С этими результатами ознакомлены ваши родители. На этой встрече мы расширим диапазон ваших знаний о себе. И, я надеюсь, что полученная информация будет полезна вам и вашим родителям в выборе дальнейшей траектории обучения.

Итак, одну свою характеристику мы с вами определи. И обращаемся к следующей характеристике – тип мышления. Это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Для вас приготовлены индивидуальные листы, в которые вы будите вносить информацию о себе и диагностический материал.

Инструкция:

Прочитайте утверждения. Если вы согласны, то в бланке ответов поставьте «+», если не согласны, то ставите «-». Будьте внимательны и не отвлекайтесь. На выполнение этой работы вам даётся 3 минуты.

Опросник типа мышления

Тип мышления









Предметно – действенное

1

6

11

16

21

26

31

36

Абстрактно – символическое

2

7

12

17

22

27

32

37

Словесно - логическое

3

8

13

18

23

28

33

38

Наглядно – образное

4

9

14

19

24

29

34

39

Креативное мышление

5

10

15

20

25

30

35

40



Методика «Опросник типа мышления»

1.Мне легче сделать самому, чем объяснять другому.

2.Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.Я люблю читать книги.

4.Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Я даже в привычном деле пытаюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на рисунках или предметах.

7. Я люблю играть в шахматы.

8.Я легко излагаю свои мысли.

9. Когда я читаю книгу, я чётко вижу её героев и описываемые события.

10.Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится всё делать своими руками.

12..В детстве я самостоятельно придумывал (а) шифр для переписки с друзьями.

13.Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определённые схемы.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задач мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.Мне интересна работа ведущего теле – и радиопрограмм, журналиста.

19.Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем результат.

21.Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22.Я предпочитаю точные науки (математику, физику)

23.Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25.Я не хотел (а) бы подчинить свою жизнь определённой схеме.

26.Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.Я понимаю красоту математических формул.

28.Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.Я люблю посещать различные выставки, спектакли, концерты.

30.Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

33.Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.Я согласен (а) с утверждением, что красота спасёт мир.

35.Не люблю ходить одним и тем же путём.

36.Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38.Друзья любят слушать, когда я им что – то рассказываю.

39. я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40.Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

0-2 – низкий,

3-5 – средний,

6-8 – высокий.

Итак, перед вами результаты изучения личного типа мышления.

1. Предметно – действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Эти мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.

2. Абстрактно – символическим мышлением обладают многие люди науки. Это физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно – логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было и то, что будет и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.

5. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных видов мышления. Такое мышление называют синтетическим. При выборе своей будущей профессиональной деятельности или соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранной деятельностью. Если ваши профессиональные планы не совсем соответствую типу мышления, подумайте, что легче изменить - планы или тип мышления.

Примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собираются управлять другими людьми или финансами. Планируют стать менеджерами, предпринимателями, управленцами и только около 5 -7 % населения имеет необходимые для этого способности. Высший уровень профессиональной пригодности называется призванием. Это не только совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью. Творцов, мастеров своего дела во все времен было единицы. Если кому-то кажется, что этот уровень для него не доступен, то это не совсем так. Во - первых, потому что вы только на пути профессионального становления, во- вторых, вы ещё не знаете, на что способны, в – третьих, выдающихся успехов эти люди достигли не сразу.

Сейчас я вам предоставлю фотографии известных личностей, а вы в таблице напишите против фамилии каждого их профессиональное образование на начало карьерной лестницы.

Инструкция. Я покажу вам фотографии известных людей. Вы, посовещавшись в группах, определяете их профессиональное начало (презентация)



1

Владимир Путин - президент РФ

Юрфак Ленинградского госуниверситета им. Жданова

2

Сергей Шойгу – министр обороны РФ

Красноярский политехнический институт. Инженер - строитель

3

Валентина Матвиенко - государственный деятель, политик

Черкасское медицинское училище (1967 год)[3]. В 1972 году окончила Ленинградский химико-фармацевтический институт


4

Александр Масляков - советский и российский телеведущий, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Институт инженеров транспорта


5

Владимир Соловьёв

Московский институт стали и сплавов

6

Владимир Позднер- журналист, писатель

Биолого-почвенный факультет МГУ

7

Денис Паслер - губернатор Оренбургской области

Уральский государственный горный университет



Подсказка: юрфак Ленинградского госуниверситета им. Жданова, медицинское училище, Ленинградский химико-фармацевтический институт; биолого-почвенного факультет Ленинградского государственного; институт инженеров транспорта; Московский институт стали и сплавов,



Мы с вами заглянули в историю профессионального пути этих интересных людей. А сейчас продолжим работу по личному профессиональному самоопределению..

Я предлагаю вам матрицу профессионального выбора.

Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Она поможет вам определиться с вида труда, интересного для вас, предметом труда и профессии.


1.Ответьте на вопросы.


Инструкция: Из каждого раздела сделайте 2 выбора и отметьте буквой «О» - основной выбор и буквой «З» - запасной.

С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?

Объект труда

Выбор (указать букву)

Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)


Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)


Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)


Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)


Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)


Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)


Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания и т.д.)


Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.)




Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?

Вид деятельности

Выбор (указать букву)

Управление (руководство чьей-то деятельностью)



Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)



Образование (воспитание, обучение, формирование личности)


Производство (изготовление продукции)


Конструирование (проектирование деталей и объектов)


Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)


Защита (охрана от болезней и враждебных действий)


Контроль (проверка и наблюдение)




Матрица выбора профессии

2. Выберите профессии, соответствующие вашему запросу.

В Матрице выбора профессии на пересечении объекта труда и вида деятельности приведены двести профессий, а в Словаре профессий – краткое содержание труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Запишите:

Вид деятельности

Предмет труда

Список профессий на пересечении

Основной

Основной


Основной

Запасной


Запасной

Основной


Запасной

Запасной




Таблица заполнена. Вы получили какой-то результат. Возможно, ожидаемый, а возможно и нет. Для того, чтобы лучше узнать, что представляет та или иная профессия или специальность я предлагаю вам обратиться к сайту нашей школы, где размещены 2 словаря профессий и специальностей. В них мы сможете познакомиться со спецификой, требованиями к работникам и противопоказаниями, связанными с той или иной профессией.

Если ваша цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда, задайте себе следующие вопросы:

        • Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?

        • Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?

        • Какого образования требует эта профессия?

        • На какой уровень образования я могу рассчитывать?

        • За какую минимальную заработную плату я могу работать?

        • Какой образ жизни я хочу вести – напряженный или свободный?

        • Хочу ли я работать рядом с домом, или мне это безразлично?