СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика устной речи учащихся четвёртых классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная диагностика представлена для обследования устной речи учащихся 4-ых классов. В диагностике применяются речевые пробы, предложенные Т.А.Фотековой и Р.И.Лалаевой. Для оценки успешности выполнения используется бальная система.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика устной речи учащихся четвёртых классов»






Диагностика устной речи


4 класс

Обследование фонематических процессов –

30 баллов

4 класс


Обследование фонематического слуха: (6 баллов)

1. Повторить цепочку слогов: 2 балла

    • ЗА – СА – СА - ЗА;

    • ЦА – СА – ЦА - ЦА;

2. Каким звуком различаются слова: 2 балла

  • Плюс - плющ

  • Горячий - горящий

3. Вместо первой буквы в слове, поставь звук З. 2 балла

Например: губы – зубы..

  • Набор –

  • Двери –


Обследование звукового анализа: (11 баллов)

  • Назови первый звук в слове детство;

  • Назови последний звук в слове концерт;

  • Назови третий звук в слове кошка;

  • Назови звук, который стоит перед звуком У в слове стружка;

  • Какой звук стоит после звука В в слове ствол;

  • Назови соседей звука З в слове опоздание;

  • Какой по счёту звук Р в слове конверт; (6)

  • Сколько звуков в слове скрипач (7), пальто (5). Объяснить.

  • Назвать мягкие согласные звуки в слове сверчок.

  • Назвать твёрдые согласные звуки в слове мечта.



Обследование слогового анализа: (4 балла)

Сколько слогов в слове:

Брать

Девочка

Веселее

Кровать


Обследование фонематического синтеза: (2 балл)

  • Составить слово из рассыпавшихся букв: г-о-л-у-б-ь.

  • Составить слово из рассыпавшихся слогов: ве-ло-си-пе-ды.


Оценка обследования звукового и слогового синтеза:

1 балл – правильное, быстрое выполнение задания;

0,75 баллазадание выполнено с одной подсказки педагога, с незначительной помощью.

0,5 баллов – на выполнение задания требуется много времени.

0 балловзадание не выполнено.


Фонематические представления: (4 балла)

  • Придумать слово, которое начинается на звук З;

  • Придумать слово, которое заканчивается на звук Л;

  • Придумать слово, где звук С третий по счёту;

  • Придумать слово, в котором 6 звуков.



Навыки языкового анализа: (3 балла)

Сколько слов в предложении?

  • Наступила тёплая весна.

  • В саду было много яблок.

  • Медведь нашёл под большим деревом яму.


Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.





































Обследование понимания речи,

словесно-логическое мышление

15 баллов


4 класс


1. Понимание инверсионных конструкций. Предложения с причинно-следственной связью – 5 баллов.

    • Собаку укусила оса. Кто кусался? (Оса)

  • Дуб выше берёзы. Что ниже? (Берёза)

  • Я позавтракал после того, как нарубил дров. Что я сделал раньше? (Рубил дрова)

  • Внука проводил дедушка. Кто уехал? (Внук)

  • Мишу ждёт Лена. Кто задержался? (Миша)


2. Исправь предложение – 2 балла.

  • Земля освещается солнцем .

  • Светит солнце, потому что на улице тепло.


3. Во что превратятся предметы?3 балла

  • Окно без стёкол

  • Книга без страниц

  • Стул без спинки


4. Что лишнее? – 2 балла

    • Куртка, кепка, рубашка.

    • Альбом, книга, тетрадь.


5. Понимание падежных окончаний существительных – 3 балла.

Перед ребёнком кладут ручку, линейку, карандаш.

  • Покажи линейкой ручку.

  • Покажи карандашом ручку.

  • Покажи карандаш линейкой.


Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 баллов – самокоррекция;

0 баллов – неправильное выполнение задания, задание не выполнено.

























Обследование словаря – 40 баллов


4 класс


Существительные – 15 баллов.



1. Продолжи ряд и назови одним словом: 2 балла

  • Подберёзовик, лисички, ……

  • Крыжовник, смородина, ……

Оценка результатов 1 задания:

1 балл - правильно названо 4 и более названий грибов, ягод;

0,5 баллов - правильно названо 2 - 3 названия грибов, ягод.

0,25 балла - правильно названо 1 название грибов, ягод.


2. Назвать профессии людей – 6 баллов.

  • Кто убирает улицы –

  • Лечит животных –

  • Водит самолёты –

  • Выступает в театре –

  • Рисует картины –

  • Пишет книги –

3. Назови, кто где живет? (2 балла)

  • Волк

  • Медведь

5.Назвать детёнышей животных: (5 баллов)

    • У медведя –

    • У курицы –

    • У свиньи –

    • У коровы –

    • У овцы –


Прилагательные –11 баллов.


1.Назови как можно больше признаков, подходящих для предметов: 1 балл

Например: груша (какая?) желтая, сочная, сладкая, спелая, вкусная.

  • Хлеб (какой?)


Оценка результатов 1 задания:

1 балл - правильно названо 4 и более признаков;

0,5 баллов - правильно названо 2-3 признака;

0,25 балла - правильно назван 1 признак.

0 баллов – невыполнение задания.


2. Подбери слова, близкие по смыслу: 5 баллов

Например: красивый – прекрасный.

  • Смелый –

  • Ласковый –

  • Морозный –

  • Радостный –

  • Твёрдый -

3. Назови слово, противоположное по смыслу. 5 баллов

Например: Большой – маленький.

  • Вежливый –

  • Красивый –

  • Тяжёлый –

  • Прозрачный –

  • Острый –




Глаголы – 6 баллов.


1.Назови, что делают этими предметами? 2 балла

  • Веником;

  • Молотком.

2. Назови, кто какие звуки издает? 3 балла

Например: кошка мяукает.

  • Гусь

  • Воробей

  • Курица

3. Подбери, как можно больше действий к предметам. 1 балл

Например: собака (что делает?) спит, лает, охраняет, кусает, сторожит.

  • Дождь (что делает?)


Оценка результатов 3 задания:

1 балл - правильно подобрано 4 и более действия;

0,5 баллов - правильно названо 2-3 действия;

0,25 балла - правильно названо 1 действие;

0 баллов – невыполнение задания.



Наречие – 7 балов.


Светит солнце, значит на улице солнечно.

  • Идёт дождь, значит на улице как?

  • Дует ветер, значит на улице как? ……..

  • На улице мороз, значит на улице как? ……..

  • Летает пыль, значит на улице как? ………


Понимание временных наречий. 4 балла

Когда это бывает? (Весной, летом, осенью, зимой)


Оценка:

1 балл – верно;

0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.

















Обследование грамматического строя речи

40 баллов


4 класс


1. Согласование – 8 баллов.

Согласование существительного с прилагательными и с глаголом (5 баллов)

  • Падежные окончания существительных.

Машина стоит перед дома.

  • Личные окончания глаголов.

Люди идём по улице.

  • Времена глагола.

У нас в школе завтра была экскурсия.

  • Родовые окончания прилагательных.

Наш дом стоит около железной дорога.

  • Линейная схема фразы, порядок слов.

Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная.


Оценка результатов:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0 - ошибка не исправлена.


Согласование существительного с числительным: (3 балла)

Игра «1-3-5».

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ;

2 балла – в согласовании 1 ошибка;

1 балл – 2 ошибки;

0 баллов – 3 и более ошибок.


2. Словоизменение – 6 баллов.

Образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Например: ключ – ключи.

  • Книга -

  • Стул –

  • Дерево -



Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: ключ, много чего? – ключей.

  • Книга -

  • Стул –

  • Дерево -


3. Словообразование с помощью суффиксов: (7 баллов)

Образование существительных в уменьшительной форме.

Например: ключ – ключик.

  • Ветер -

  • Книга –

  • Окно –

  • Дерево –


Назови предмет так, чтобы он стал большим.

Например: глаза – глазищи.

  • Рука –

  • Усы –

  • Нога -


4. Образование прилагательных от существительных – 9 баллов.

Относительные прилагательные (3 балла).

Например: кукла из бумаги – бумажная.

  • Варенье из черники –

  • Варенье из сливы –

  • Лист осины –

Качественные прилагательные (3 балла).

Например: если днём жара, то день жаркий.

  • Если солнце –

  • Снег –

  • Ветер –

Притяжательные прилагательные (3 балла).

Например: у собаки лапа собачья, а у …..

  • Белки –

  • Лисы –

  • Медведя –


Оценка результатов 2 – 4 заданий:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 баллов – неверно образованная форма;

0 баллов - невыполнение задания.


5. Употребление предлогов. (5 баллов)

    • Чайка летит ____ водой.

    • Лодка плывёт _____ озеру.

    • Деревья шумят _____ ветра.

    • Пёс сидит _____ конуры.

    • Большая толпа собралась ____ школой.


6. Составить предложение из слов (2 балла).

    • Собака, дать, Миша, большая, кость.

    • Кролики, для, Витя, трава, косить.

Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – нарушен правильный порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

0 - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.


7. Повторение предложений. 3 балла

  • Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. (20)

  • Маша выучила стихи, положила книги в сумку и пошла гулять. (21)

  • После лета наступает осень, ис каждым днём становится всё холоднее. (22)

Оценка результатов:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 - невоспроизведение.



Анализ результатов диагностики




4 класс





Исследуемые направления:


Количество баллов

1

Фонематические процессы


30

2

Понимание речи, словесно-логическое мышление


15

3

Словарь


40

4

Грамматический строй речи


40

5

Связная речь


15

6

Зрительно-пространственное восприятие

10



Общее число баллов:


150



Уровни успешности:


IV уровень – 100 – 90%

III уровень – 89, 9 – 65% ЗПР, ФФН, ФмН, НВ ОНР, ОНР III уровня

II уровень – 64, 9 – 50% ОНР + ЗПР, нарушение познавательной деятельности.

I уровень – 49, 9% и ниже. Моторная алалия, умственная отсталость, тяжёлая речевая патология.