Диагностика устной речи
4 класс
Обследование фонематических процессов –
30 баллов
4 класс
Обследование фонематического слуха: (6 баллов)
1. Повторить цепочку слогов: 2 балла
ЗА – СА – СА - ЗА;
ЦА – СА – ЦА - ЦА;
2. Каким звуком различаются слова: 2 балла
Плюс - плющ
Горячий - горящий
3. Вместо первой буквы в слове, поставь звук З. 2 балла
Например: губы – зубы..
Обследование звукового анализа: (11 баллов)
Назови первый звук в слове детство;
Назови последний звук в слове концерт;
Назови третий звук в слове кошка;
Назови звук, который стоит перед звуком У в слове стружка;
Какой звук стоит после звука В в слове ствол;
Назови соседей звука З в слове опоздание;
Какой по счёту звук Р в слове конверт; (6)
Сколько звуков в слове скрипач (7), пальто (5). Объяснить.
Назвать мягкие согласные звуки в слове сверчок.
Назвать твёрдые согласные звуки в слове мечта.
Обследование слогового анализа: (4 балла)
Сколько слогов в слове:
Брать
Девочка
Веселее
Кровать
Обследование фонематического синтеза: (2 балл)
Оценка обследования звукового и слогового синтеза:
1 балл – правильное, быстрое выполнение задания;
0,75 балла – задание выполнено с одной подсказки педагога, с незначительной помощью.
0,5 баллов – на выполнение задания требуется много времени.
0 баллов – задание не выполнено.
Фонематические представления: (4 балла)
Придумать слово, которое начинается на звук З;
Придумать слово, которое заканчивается на звук Л;
Придумать слово, где звук С третий по счёту;
Придумать слово, в котором 6 звуков.
Навыки языкового анализа: (3 балла)
Сколько слов в предложении?
Оценка результатов:
1 балл – правильный ответ;
0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;
0 - неверный ответ.
Обследование понимания речи,
словесно-логическое мышление
15 баллов
4 класс
1. Понимание инверсионных конструкций. Предложения с причинно-следственной связью – 5 баллов.
Дуб выше берёзы. Что ниже? (Берёза)
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Что я сделал раньше? (Рубил дрова)
Внука проводил дедушка. Кто уехал? (Внук)
Мишу ждёт Лена. Кто задержался? (Миша)
2. Исправь предложение – 2 балла.
3. Во что превратятся предметы? – 3 балла
Окно без стёкол
Книга без страниц
Стул без спинки
4. Что лишнее? – 2 балла
Куртка, кепка, рубашка.
Альбом, книга, тетрадь.
5. Понимание падежных окончаний существительных – 3 балла.
Перед ребёнком кладут ручку, линейку, карандаш.
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 баллов – самокоррекция;
0 баллов – неправильное выполнение задания, задание не выполнено.
Обследование словаря – 40 баллов
4 класс
Существительные – 15 баллов.
1. Продолжи ряд и назови одним словом: 2 балла
Оценка результатов 1 задания:
1 балл - правильно названо 4 и более названий грибов, ягод;
0,5 баллов - правильно названо 2 - 3 названия грибов, ягод.
0,25 балла - правильно названо 1 название грибов, ягод.
2. Назвать профессии людей – 6 баллов.
Кто убирает улицы –
Лечит животных –
Водит самолёты –
Выступает в театре –
Рисует картины –
Пишет книги –
3. Назови, кто где живет? (2 балла)
5.Назвать детёнышей животных: (5 баллов)
У медведя –
У курицы –
У свиньи –
У коровы –
У овцы –
Прилагательные –11 баллов.
1.Назови как можно больше признаков, подходящих для предметов: 1 балл
Например: груша (какая?) желтая, сочная, сладкая, спелая, вкусная.
Оценка результатов 1 задания:
1 балл - правильно названо 4 и более признаков;
0,5 баллов - правильно названо 2-3 признака;
0,25 балла - правильно назван 1 признак.
0 баллов – невыполнение задания.
2. Подбери слова, близкие по смыслу: 5 баллов
Например: красивый – прекрасный.
Смелый –
Ласковый –
Морозный –
Радостный –
Твёрдый -
3. Назови слово, противоположное по смыслу. 5 баллов
Например: Большой – маленький.
Тяжёлый –
Прозрачный –
Острый –
Глаголы – 6 баллов.
1.Назови, что делают этими предметами? 2 балла
2. Назови, кто какие звуки издает? 3 балла
Например: кошка мяукает.
3. Подбери, как можно больше действий к предметам. 1 балл
Например: собака (что делает?) спит, лает, охраняет, кусает, сторожит.
Оценка результатов 3 задания:
1 балл - правильно подобрано 4 и более действия;
0,5 баллов - правильно названо 2-3 действия;
0,25 балла - правильно названо 1 действие;
0 баллов – невыполнение задания.
Наречие – 7 балов.
Светит солнце, значит на улице солнечно.
Идёт дождь, значит на улице как?
Дует ветер, значит на улице как? ……..
На улице мороз, значит на улице как? ……..
Летает пыль, значит на улице как? ………
Понимание временных наречий. 4 балла
Когда это бывает? (Весной, летом, осенью, зимой)
Оценка:
1 балл – верно;
0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;
0 - неверный ответ.
Обследование грамматического строя речи
– 40 баллов
4 класс
1. Согласование – 8 баллов.
Согласование существительного с прилагательными и с глаголом (5 баллов)
Машина стоит перед дома.
Люди идём по улице.
У нас в школе завтра была экскурсия.
Наш дом стоит около железной дорога.
Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная.
Оценка результатов:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);
0 - ошибка не исправлена.
Согласование существительного с числительным: (3 балла)
Игра «1-3-5».
Оценка результатов:
3 балла – правильный ответ;
2 балла – в согласовании 1 ошибка;
1 балл – 2 ошибки;
0 баллов – 3 и более ошибок.
2. Словоизменение – 6 баллов.
Образование существительных множественного числа в именительном падеже.
Например: ключ – ключи.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: ключ, много чего? – ключей.
3. Словообразование с помощью суффиксов: (7 баллов)
Образование существительных в уменьшительной форме.
Например: ключ – ключик.
Ветер -
Книга –
Окно –
Дерево –
Назови предмет так, чтобы он стал большим.
Например: глаза – глазищи.
4. Образование прилагательных от существительных – 9 баллов.
Относительные прилагательные (3 балла).
Например: кукла из бумаги – бумажная.
Варенье из черники –
Варенье из сливы –
Лист осины –
Качественные прилагательные (3 балла).
Например: если днём жара, то день жаркий.
Если солнце –
Снег –
Ветер –
Притяжательные прилагательные (3 балла).
Например: у собаки лапа собачья, а у …..
Оценка результатов 2 – 4 заданий:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 баллов – неверно образованная форма;
0 баллов - невыполнение задания.
5. Употребление предлогов. (5 баллов)
Чайка летит ____ водой.
Лодка плывёт _____ озеру.
Деревья шумят _____ ветра.
Пёс сидит _____ конуры.
Большая толпа собралась ____ школой.
6. Составить предложение из слов (2 балла).
Собака, дать, Миша, большая, кость.
Кролики, для, Витя, трава, косить.
Оценка результатов:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – нарушен правильный порядок слов;
0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.
0 - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
7. Повторение предложений. 3 балла
Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. (20)
Маша выучила стихи, положила книги в сумку и пошла гулять. (21)
После лета наступает осень, ис каждым днём становится всё холоднее. (22)
Оценка результатов:
1 балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 - невоспроизведение.
Анализ результатов диагностики
4 класс
№ | Исследуемые направления: | Количество баллов |
1 | Фонематические процессы | 30 |
2 | Понимание речи, словесно-логическое мышление | 15 |
3 | Словарь | 40 |
4 | Грамматический строй речи | 40 |
5 | Связная речь | 15 |
6 | Зрительно-пространственное восприятие | 10 |
| Общее число баллов: | 150 |
Уровни успешности:
IV уровень – 100 – 90%
III уровень – 89, 9 – 65% ЗПР, ФФН, ФмН, НВ ОНР, ОНР III уровня
II уровень – 64, 9 – 50% ОНР + ЗПР, нарушение познавательной деятельности.
I уровень – 49, 9% и ниже. Моторная алалия, умственная отсталость, тяжёлая речевая патология.