ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Стимульный материал к методике 1. Диагностика познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская)
Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.
4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.
Если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а», это свидетельствовало о высоком уровне познавательной активности. Если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б» - это свидетельствовало о среднем уровне познавательной активности. Если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» - свидетельствовало о низком уровне познавательной активности.
Приложение 2
Результаты Методики 1. Диагностика познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская)
Ф.И ребенка | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Общий уровень ПИ |
Света | Б | А | Б | Б | Б | С |
Анна | В | А | Б | Б | Б | С |
Данила | В | Б | В | В | В | Н |
Артем | А | А | А | А | А | В |
Кристина | Б | В | В | В | В | Н |
Настя | В | В | В | В | Б | Н |
Даша | А | А | Б | Б | Б | С |
Сергей | А | А | А | Б | А | В |
Кирилл | В | В | В | В | В | Н |
Андрей | Б | А | Б | В | Б | С |
Приложение 3
Методика 2 «Древо желаний» В.С. Юркевич
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень (Творческий уровень) – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень (Интерпретирующий) – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень (репродуктивный) – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
Приложение 4
Протокол беседы Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич. Констатирующий этап
ФИ ребенка | Ответы ребенка | Полученные баллы за ответы познавательного характера | Уровень познавательной активности |
1Света | | 1 | Средний (6) |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 2 |
| |
2Анна | | 1 | Средний (7) |
| 2 |
| 2 |
| 1 |
| 1 |
| |
| |
3Данила | | 1 | Низкий(3) |
| 1 |
| 1 |
| |
| |
| |
| |
4Артем | | 1 | Высокий(6) |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
5Кристина | | 0 | Низкий (3) |
| 1 |
| 1 |
| 0 |
| |
| |
6Настя | | 1 | Низкий (2) |
| 0 |
| 0 |
| 0 |
| 1 |
| 0 |
7Даша | | 1 | Средний (7) |
| 1 |
| 1 |
| 2 |
| 1 |
| 1 |
8Сергей | | 2 | Высокий (12) |
| 2 |
| 2 |
| 2 |
| 3 |
| 1 |
9Кирилл | | 0 | Низкий (2) |
| 0 |
| 1 |
| 1 |
| 0 |
| 0 |
10Андрей | | 1 | Средний (4) |
| 0 |
| 0 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Приложение 5
Игры и упражнения по развитию познавательного интереса младших школьников
Сюжетно-ролевая игра «Погода»
При изучении темы «Сезонные изменения осенью» предложили детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто — звери, кто — птицы... Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...» Дети распределяют роли: медведь — председатель собрания, дятел — секретарь. На собрание пришли ёж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя. В процессе игры, исправляя (дополняя, уточняя) высказывания ребёнка, учитель не должен делать при этом никаких замечаний и порицаний. Дети прекрасно понимают, что это игра, что в ней всё «понарошку», что иногда она может расходиться с реальным положением дела. И противоречий между формой приобретения знаний (игра) и научными представлениями о явлении действительности не возникает. Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чём пойдёт Игра «Весёлый счет»
Незнайка предложил нам игру. Сам он в счёте не силён и хочет посмотреть, как вы это делаете. Надо назвать и показать числа по порядку. К доске выходят 2 человека. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет победителем.
14 8 12 414 8 12 4
10 13 1 1510 13 1 15
3 17 20 73 17 20 7
19 6 9 1119 6 9 11
5 2 16 185 2 16 18
Игра «Задумай число»
Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 15. Сколько получилось?
Например, 9. Ты задумал число 6. (15-7=8 )
Стихотворная задача
В детсаду есть паровоз,
6 автомобилей,
Черный пес - блестящий нос,
Белый кот Василий,
8 куколок в одной
Кукле деревянной.
И Петрушка заводной, рыжий и румяный.
Кто внимательно послушал,
Сколько в детсаду игрушек?
Задача-шутка
Волк пригласил на свой день рожденья 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рожденья?
Игра на внимание
Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10.
Игра «Стук-стук»
На доске изображена таблица с двумя разрядами:
учитель, молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.
учитель, молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.
Вкусная задача
В двух корзинах лежало по одинаковому количеству яблок. Из первой корзины переложили во вторую 10 яблок. Насколько больше стало яблок во второй корзине, чем в первой? Объясните.
Логические упражнения
Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй - столько, сколько в первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке?
На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей?
Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14 рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида поймал Костя?
Математическая эстафета
Класс разбивается по рядам на 3 команды.
Для каждой команды даны примеры вида:
10+510+910+7
Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все возможные примеры.
Например:
10+5=1515=5+10
5+10=1515-10=5
Во время игры в прятки 5 мальчиков спрятались в бочку из-под известки, 6 - в бочку из-под зеленой краски, 3 - в бочку из-под красной и 6 - в ящик из-под угля. Мальчик, который пошел их искать, нечаянно упал в бочку из-под желтой краски. Сколько разноцветных и сколько черно-белых мальчиков играло в прятки?
Игра «Подумай-ка»
1. У стола 4 ножки,
А вопрос таков.
Сколько вместе
Будет ножек у 3 столов?
2. Мышка зерна собирала,
По 2 зернышка таскала.
Принесла уж 9 раз,
Каков же Мышкин запас?
3. Сколько птичек - невеличек,
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара синих, голубей,
И 2 пары снегирей?
Весёлые домики
Под руководством учителя, учащиеся выполняют задания, проговаривая свои действия.
Работа ведется по карточкам с использованием схемы, вывешенной на доске.
Порядок работы по карточкам:
1. Двигайся по направлению стрелок, указанных в карточке. Каждая стрелка - это расстояние от одного домика к другому.
2. Дойди до нужного домика.
3. Цифры номера домика перемножь между собой.
4. В полученном результате складывай цифры до тех пор, пока не получишь однозначное число.
5. Однозначное число укажет на нужную букву в слове - шифре.
6. Для поиска новой буквы начни свой путь сначала.
Образец решения:
Карточка 1
454 . 5 = 202 + 0 = 2 М
555 . 5 = 252 + 5 = 7 Н
646 . 4 = 242 + 4 = 6 Е
Карточка 2
868 . 6 = 484 + 8 = 121 + 2 = 3Н
525 . 2 = 101 + 0 = 1 У
727 . 2 = 141 + 4 = 5 Ж
696 . 9 = 545 + 4 = 9 Е
828 . 2 = 161 + 6 = 7 Н
Карточка 3
888 . 8 = 646 + 4 = 101 + 0 = 1У
787 . 8 =56 5 + 6 = 111 + 1 = 2М
План-конспект урока математики в 1 классе
«Треугольники-нетреугольники»
Цели: учить распознавать треугольники и отличать их по цвету и размеру; учить устанавливать закономерности в расположении треугольников и кругов;
развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность обучающихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий, внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке;
привитие интереса к предмету, воспитание у обучающихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки
План урока
Организационный момент. Психологический настрой
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей урока
Устный счёт. Разучивание считалки
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц,
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт
2) Счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке
3) Игровое упражнение «Что сначала, что потом?» (Дети отвечают на вопросы учителя, разбирают сюжетные картинки, отрабатывают навыки ориентации в пространстве)
Актуализация опорных знаний (развитие внимания, зрительной памяти)
Работа с доской
- Посмотрите на доску. Как всё это можно назвать?
- Каким по счёту слева является ромб?
- А справа, какая фигура является шестой?
- Какая фигура находится между кривой и квадратом?
- Какая фигура следует за прямоугольником?
- Какая фигура стоит перед кругом?
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Мы проведём игру на внимание «День-ночь». Запомните расположение фигур. Сфотографируйте глазками.
Ночь (переставляю). День.
- Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось?
Ночь (переставляю). День. - Что изменилось? (появилась новая фигура). Какая? (Треугольник)
Физкульминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
Работа над новым материалом
Работа с геометрическим материалом. Чтение учителем стихотворения В. Волина «Треугольники»
Ты на меня, ты на него, Все в нашем городе - друзья,
На всех нас посмотри, Дружнее не сыскать.
У нас всего, у нас всего, Мы треугольников семья.
У нас всего по три. Нас каждый должен знать!
- Сколько треугольников? Сколько красных? Сколько зелёных? Сколько углов в треугольнике? Сколько сторон в треугольнике?
Коллективная работа с учебником (с.6, 7)
Отличие треугольников по размеру, цвету (№1, №2)
Игровое упражнение «Найди треугольники» (№3)
Игровое упражнение «Из каких фигур состоит рисунок?». Работа в парах
Составление задачи по рисунку (№6). Показ решения с помощью наглядного материала
Физкульминутка
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на пол погляди,
И снова наверх - где там муха летит?
Глазками повертим, поищем её,
И снова работаем, немного ещё.
- Обвели глазками доску, стену, глазки вправо, влево, «восьмёрочка».
Работа в тетради (с.4)
Я тетрадочку открою
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Рисование большого и маленького треугольников (№ 1)
Игровое упражнение «Покажи путь зайке» (№ 2)
Письмо по образцу (№3) (2 строчки)
Закрепление материала. Работа по карточкам
- Какой из человечков лишний? Чем он отличается от остальных? Раскрась треугольники красным цветом
Подведение итогов урока
Рефлексивный анализ обучающимися своей деятельности и её результатов.
[12, с. 24]
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Игра «Логический квадрат»
Ученикам предложила рассмотреть таблицу. В вертикальных столбцах фигуры имеют разную форму, но одинаковую величину, а в горизонтальных рядах - одинаковую форму, но разную величину. Все фигуры расположены в определенном порядке. В середине таблицы много пустых клеточек. Под таблицей находятся разные фигуры. Для них есть свои места в таблице. Учеников просила разместить в пустых клетках эти фигуры в соответствии с их формой и величиной.
Игра «Четвертый лишний»
Цель; развитие познавательных интересов, логического мышления.
Приготовила 10 листов с наклеенными на них 4 картинками предметов: мак, ромашка, роза, лук чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша помидор, баклажан, перец, слива чашка, тарелка, кастрюля, стакан молоко, сметана, каша, сыр коза, курица, корова, овца чайник, стул, стол, шкаф машина, самолет, автобус, троллейбус карандаш, портфель, тетрадь, шляпа
Учеников попросила рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным (слова, соответствующие этим картинкам, выделены). Детям предложила дать объяснение, назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.
Игра «Поверни квадрат»
Цель: развитие познавательного интереса, развитие внутреннего плана действия, развитие мышления (установление закономерностей).
Ученикам предложила мысленно повернуть по часовой стрелке квадрат-эталон один раз, т.е. на 90°. После мысленного поворота квадрата определить, какое положение при этом займет нарисованная в квадрате геометрическая фигура. Для этого нужно было выбрать один из имеющихся на рисунке квадратов. Продемонстрировать вращение квадратов с помощью двух специальных одинаковых квадратов со сторонами 10x10 см. Из середины верхней стороны квадрата перпендикулярно к ней проведена короткая линия красного цвета длиной 2 см, в правом нижнем углу квадрата изображен кружок (положение 1). Первый образец остается для сравнения в начальном положении, а второй поворачивается 1 раз (на 90°) (положение 2).
Игра «Найди лишнее слово»
Цель: Развитие познавательного интереса, Развитие ассоциативного и обобщающего мышления.
«Найди лишнее слово».
На доске записала наборы из четырех слов, ученики должны были найти «лишнее» слово в каждом наборе и объяснить, что объединяет остальные три слова.
Были даны следующие наборы слов (выделены лишние слова):
Сын, друг, бабушка, папа (родственники).
Шалаш, казак, боб, горох (читаются в обе стороны одинаково).
Гнездо, муравейник, курятник, берлога (не сделано человеком).
Береза, сосна, клен, тополь (нехвойные деревья).
Стол, стул, семья, трио (в словах присутствуют числительные).
наборы чисел (выделены лишние числа):
33, 84, 22, 11 (составлены одинаковыми цифрами);
35, 75, 25, 5 (двузначные числа); . 27, 18, 15, 52 (делятся на 3);
17, 26, 48, 56 (четные числа).
Игра: Муха?
Цель: развитие познавательного интереса, внимательного отношения к учебному материалу.
Ученикам объяснила, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало всегда в центре. Называла направления перемещения мухи, а ученики, глядя на квадрат, мысленно следили за ее перемещениями и ответить, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.
Игра «Раздели на группы»
Цель: Развитие познавательного интереса, вербального мышления.
«Не указывая основания, попросила учеников разделить данные фразы на две группы:
1. Не красна изба углами, а красна пирогами. (П) Каждый колодец хорошо накрывать крышкой. Зеркало висит криво. Как аукнется, так и откликнется. (П) Не все то золото, что блестит. (П) Скоро придет осень. (пословицы (П) и не пословицы)
2. Муравьи быстро снуют по дорожке, (Ж) В лесу зазвенела капель. (Пр) Длинные шишки висят на концах веток ели. (Пр) Один за другим летят на ночевку журавли. (Ж) Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах. (Пр) Веселая стайка воробьев разместилась на старой березе. (Ж) (о природе (Пр) и о животных (Ж))
Игра «Выбери главное»
Цель: Развитие познавательного интереса, Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков).
Ученикам предложила подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним. Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».
Набор слов для предъявления:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля). РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипедист).
САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, округлость,
печать).
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картинка, печать, слово).
ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, радио, больные).
БИБЛИОТЕКА (город, книги, полки, читатели
Игра «Назови четвертое слово»
Цель: Развитие познавательного интереса, развитие словесно-логического мышления (аналогии).
Игра «Одинаковое-разное»
Цель: Развитие познавательного интереса, Развитие мышления (умение сравнивать).
Учащиеся располагаются вокруг стола. Учитель называет цвет какого-либо квадрата и быстро опускает руку на него. Одновременно с ним должны опустить руки на квадрат названного цвета и все ученики. Преднамеренно и неожиданно учитель опускает руку не на тот квадрат, цвет которого он назвал, но учащиеся не должны поддаваться ему. Те, кто ошибается, выбывают из игры.
Игра «Объедини пословицы»
Цель: Развитие познавательной активности, Развитие вербального мышления
Учитель на доске записывает несколько пословиц и просит детей объединить их в группы по смыслу:
Волков бояться - в лес не ходить. (1)
Дело не медведь - в лес не уйдет. (2)
Смелость города берет. (1)
Семеро одну соломинку поднимают. (2)
Семь раз отмерь - один раз отрежь. (3)
Семеро одного не ждут. (4)
Кто встал пораньше - ушел подальше. (4)
Поспешишь - людей насмешишь. (3)
Игра «Поверни квадрат»
Цель: Развитие познавательного интереса, мыслительной операции сравнения
«Найди одинаковые»
Материал к заданию: листы бумаги с рисунками зонтиков и елочек
Учитель просит рассмотреть рисунок с зонтиками и найти два одинаковых {правильный ответ - 1 и 5). Затем - то же задание с елочками (правильный ответ - 2 и 5). Задаются вопросы: «У каких зонтиков купол одинаковый? У каких зонтиков купол разный, а ручки одинаковые? У каких зонтиков разные и купол, и ручки?».
«У каких елочек верхние ветки одинаковые, а средние разные? У каких елочек средние ветки одинаковые, а верхние разные? У какой елочки верхние ветки, как у 2, а средние, как у 1?»
Игра «Логический квадрат»
Цель: развитие познавательной активности, развитие логического мышления
Задание 1. «Логический квадрат»
Материал к заданию и ход работы см. урок 61, задание 2. Фигуры для предъявления см. материалы к урокам, рис. 108.
Задание 2. «Назови по порядку» Материал к заданию: две таблицы с числами от 1 до 25 (см. материалы к урокам, рис. 109). Ход работы см. урок 36, задание 2.
Игра «Составь слова»
Цель: Развитие познавательного интереса, мыслительный процесс синтеза.
A. Учитель называет ученикам и пишет на доске какое-либо слово, из букв которого нужно составить как можно больше новых слов. Например, дано слово «топор». Можно составить такие слова: «ропот, топ, рот, ор, порт, пот, отпор».
Слова для предъявления:
комар, сверло, десна, человек, полька, примус.
Б. Используя все предложенные буквы, составить как можно больше слов. Предлагаются следующие группы букв:
т, у, ш, а, к; а, а, к, н, б;
о, к, т; о, о, е, л, с, к;
у, р, д, а; с, т, л, и, к, а.
B. К предложенным согласным подобрать гласные и составить как можно больше слов (имен существительных в единственном числе и именительном падеже):
м, к, л; ж, к, л; ж, ц;
в, г, д; н, л, с, к; б, р, щ;
с, к, р, т; ф, х; г, л, р, б,
Игра «Совмести фигуры»
Цель: Развитие познавательного интереса, Развитие мышления (установление закономерностей
Материал к заданию: лист бумаги с рисунками окружностей (см. материалы к урокам, рис. 115).
Учеников просят мысленно совместить фигуры А и Б и определить все элементы, образующиеся при наложении этих двух рисунков. В качестве ответа выбрать одну из пронумерованных фигур (правильный ответ - 3).
Приложение 6
Методические рекомендации по использованию игр для повышения познавательного интереса на уроках.
Начало ролевой игры осуществляется вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки на игру в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.
Игровая ситуация может разыгрываться в определенном вымышленном пространстве (экваториальный лес, район океана) поставленной проблемой.
Одним из структурных элементов ролевой игры являются игровые задачи. Большинство исследователей выделяют как игровые, так и учебные задачи. Игровая задача заинтересовывает школьников, а учебные задачи выступают для учащихся в замаскированном неясном виде.
Для соединения игровых и учебных задач необходимы правила игры. Во-первых, правила действия в воображаемой ситуации ты эколог ты - лесовод и т. д. Правила ролевой игры должны быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем разделов, курсов школьных предметов.
Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений, выполняющих воспитательную роль в игре. Например, закончил работу помоги товарищу, будь доброжелательным внимательно выслушивай мнение товарища. Игровые действия тесно связаны с формированием умений учащихся. Не следует проводить игру, если не сформированы определенные умения.
Для более успешного проведения игры необходимо чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться учебная игра.
Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка.
При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе. В работе ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию собственного поведения, поэтому при разработке сценария учебной игры, желательно включить в него такие проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей, иметь нравственный аспект. Например, спасение людей, терпящих бедствие, оптимальное размещение большого числа беженцев, действия по предотвращению гуманитарной катастрофы/. Подготовка и проведение ролевых игр создает условия для проявления школьниками сильных сторон личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Поэтому для более полной реализации образовательных и воспитательных задач учебной игры важно учитывать индивидуальные качества ученика. Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Ребенок приобретает навык свободного участия в дискуссии, уважение к другому мнению, отстаивание своей точки зрения. Активное участие в игре сказывается на качестве усвоения учебного материала. Учащиеся начинают лучше понимать логику изложения материала курса, взаимосвязь изучаемых явлений и легче запоминать фактические данные. Развитие и изменение учебной игровой деятельности школьников определяется возрастными особенностями учащихся и особенностями материала курса географии.
Сюжеты игр должны опираться на реальные события. Через познавательный интерес можно формировать и экологическую культуру учащихся, включая в ролевые игры вопросы экологического характера, что будет также способствовать формированию экологического мировоззрения, становлению экологически грамотной личности.
Методы и приемы, используемые на уроках - ролевых играх: наблюдение, анализ, синтез, моделирование проектов решения проблем, анкетирование. Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительная характеристика объектов, установление причинно-следственной связи, задания проблемного характера, задания исследовательского характера, работа с картами.
Критерии оценивания игр, связаны со всеми основными параметрами ролевой игры: модель-моделирование, имитация, на личие целей, ролей, правил, сценария, критериев оценивания, игровые взаимодействия игроков, анализ и решение конкретных ситуаций, атмосфера неопределенности и неполной информации
Критерии оценивания игр: качество разыгрывания ролей в соответствии с инструкцией от 1 до 5 баллов;- реализация целей игры от 1 до 10 баллов;- соблюдение регламента игры от 1 до 6 баллов;- несоблюдение регламента игры- 3 балла /снимается за каждое нарушение/;- использование «Банка информации» для выявления новой информации /за каждую ссылку на первоисточник 4 балла/;- соблюдение правил игры от 1 до 8 баллов;- несоблюдение правил игры – 4 балла /снимается за каждое нарушение