Дидактические игры
для обучения грамоте детей
с речевыми нарушениями
Выполнила: Сабирзянова Элина
Игра № 1 «Найди пару»
Цель: Формирование у детей сложных форм звукового анализа.
Описание: На столе педагог раскладывает картинки различных предметов. Педагог объясняет детям правила, согласно которым дети должны найти пару для каждой картинки, сопоставляя слова с одинаковым количеством звуков (например, кот - дом).
Инструкция: «Посмотри на картинки различных предметов. Вы должны найти пару для каждой картинки, сопоставляя слова с одинаковым количеством звуков (например, пара кот и дом, потому что в каждом из этих слов по 3 звука)».
«Найди пару»
Игра № 2 «Соедини картинки»
Цель: Формирование у детей сложных форм звукового анализа.
Описание: Педагог раздает каждому лист бумаги с картинками различных предметов. Педагог объясняет детям правила, согласно которым дети должны соединить карандашом картинки, названия которых начинаются с одинаковых звуков (например, заяц - замок).
Инструкция: «Посмотри на картинки различных предметов. Вы должны соединить карандашом картинки, названия которых начинаются с одинаковых звуков (например, заяц – замок).».
«Соедини картинки»
Игра № 3 «Соотнеси буквы,
выполненные разным шрифтом»
Цель: Формирование у детей буквенного гнозиса, дифференциации зрительного образа букв.
Описание: Педагог раздает каждому лист бумаги с буквами, выполненными разными шрифтами. Педагог объясняет детям правила, согласно которым дети должны соединить карандашом буквы, которые выглядят по-разному, но имеют одинаковое написание. Например, все буквы Б.
Инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с буквами, выполненными разными шрифтами. Вы должны соединить карандашом буквы, которые выглядят по-разному, но имеют одинаковое написание. Например, все буквы Б».
«Соотнеси буквы,
выполненные разным шрифтом»
Игра № 4 «Обведи контуры букв,
выполненные пунктиром»
Цель: Формирование у детей буквенного гнозиса, дифференциации зрительного образа букв.
Описание: Педагог раздает каждому лист бумаги с буквами, выполненными пунктиром. Педагог объясняет детям правила, согласно которым дети должны обвести пунктирные контуры букв и назвать их. Например, буква Б.
Инструкция: «Посмотри на лист бумаги с буквами, выполненными пунктиром. Вы должны обвести по контуру буквы и назвать их».
«Обведи по контуру буквы»
Игра № 5 «Чудесный мешочек»
Цель: Формирование у детей умения у детей читать слоги.
Описание: Педагог кладет в мешочек разные предметы и предлагает детям сыграть в игру. Педагог объясняет детям правила, согласно которым дети должны достать предметы из мешочка, назвать их, определить, из каких слогов состоит слово и произнести эти слоги. Например, банан – ба-нан.
Инструкция: «Посмотри у меня есть мешочек, в котором лежат разные предметы. Предлагаю сыграть в игру. Вы должны по очереди доставать предметы из мешочка, называть их, определять, из каких слогов состоит слово и произносить выделенные слоги»
Цель: Формирование у детей умения у детей читать слоги.
Описание: На столе педагог раскладывает картинки различных предметов. Педагог объясняет детям правила, согласно которым дети должны рассадить пассажиров-картинки, по вагонам, в зависимости от слога, на который они начинаются. Так, в первый вагон садятся пассажиры- картинки предметов, наименование которых начинается на ра-, во второй – на ба-, в третий на са-
Инструкция: «Посмотри на столе разложены картинки различных предметов. Вы должны рассадить пассажиров-картинки по вагонам, в зависимости от слога, на который они начинаются. В первый вагон садятся пассажиры-картинки предметов, наименование которых начинается на ра-, во второй – на ба-, в третий на са-»
Игра № 6 «Поезд»
Игра № 6 «Поезд»
РА-
СА-
БА-
Игра № 7 «Большая стирка»
Цель: Формирование у детей умения читать слова.
Описание: Педагог подготавливает бельевую верёвку, прищепки, корзину для белья и слова на полосках бумаги. Ребёнок должен прочитать слово, повесить его на верёвку с помощью прищепки (например, слово «барабан»).
Инструкция: «Дети, посмотрите у нас с вами «большая стирка», у нас есть бельевая верёвка, прищепки, корзинка для белья, в которой находятся слова. Вы должны взять из корзины одну бумажку, прочитать слово, повесить его на верёвку с помощью прищепки (например, слово «носки»)».
Игра № 8 «Игра с крышечками»
Цель: Формирование у детей умения читать слова.
Описание: Педагог подготавливает алфавит из крышечек и предлагает ребёнку составить слова из крышечек, находя соответствующие буквы. Прочитать получившееся слово. (например, слово «мама»).
Инструкция: «Дети, давайте поиграем с крышечками, у нас есть алфавит из крышечек. Вы должны составить слова из крышечек, находя соответствующие буквы, и прочитать получившееся слово. (например, слово «мама»)».
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!