СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»


Словесные дидактические игры






Дидактическая игра  «Что загадали»

Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Ход игры: Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ "Нет", ход переходит к следующему игроку.

-Это хищник?

- Да!

- Он из семейства кошачьих?

- Нет!

- У него серая шерсть?

- Да!

- Это волк!

- Точно!

Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что угодно!

Интересная разновидность игры, когда игроки пишут на листочках имя персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами "Да-нет".













Дидактическая игра  «Похоже – непохоже»

 Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Учить составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков,  уметь сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами

Пример: Дидактическая игра «Похож — не похож?»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать животных, находить в них признаки различия, сходства, узнавать животных по описанию.

Игровые правила. Для сравнения животных по представлению брать только двух животных; отмечать их признаки сходства, так и различия.

Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать двух животных, отгадав их по описанию товарища.

      Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож – не похож?».

- Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает не два предмета, а двоих животных, вспомнит, чем они отличаются друг от друга, и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

Получивший камешек загадывает загадку, например такую:

Два животных, у одного тонкие ветвистые рога, у другого рога широкие, у одного длинные ноги, а другого короткие, один живет в лесу, другой в тундре, оба питаются травой. (олень, лось)

Два животных, один рыжего цвета, другой белого цвета, один живет в тундре, другой живет в лесу. Один охотится за мышами, зайцами, другой охотится за птицами, леммингами. У обоих пушистая шерсть, пушистый хвост. (лиса, песец)

Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Дидактическая игра  “Похож – не похож”

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

– Чем похожи ложечка и самосвал? – недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия

















Дидактическая игра «Назови три предмета»


Цель: воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?» («Сапоги, ботинки, галоши»). Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.), затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол и платит фант. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом. Более труден вариант, когда задание меняется и в процессе игры: воспитатель называет то одно родовое понятие, то три видовых.



























Дидактическая игра  «Кому что нужно»


Цель: Воспитывать умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

   Ход игры:      Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.







Игра «Скажи наоборот»


Цель: развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание, расширяет кругозор, способствует развитию связной речи.

Оборудование: карточки с предметами противоположных значений.

Ход игры: Предложить детям найти предметы (слова) с противоположным значением.















Игра «Что это, если у него есть?...»

Цель: Развивать мышление. Учить называть предмет по его частям.

Ход игры:

Рукав, пуговицы, воротник.  Что это …. (рубашка)

Нос, ручка     Что это ….. (чайник)

Ножки, спинка, сиденье    Что это …. (стул)

Стрелки, циферблат ….           (Часы)

Ствол, ветки, листья …            (Дерево)

Стены, потолок, пол …            (Дом)

Салон, колёса, руль ….            (Машина)  и т.д.

                  2 вариант Дидактическая игра «Кто это?».

Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Ход игры:

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, костюм (Актёр)

Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Доска, мел, учебник (учитель)

Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)

Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)

Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер)

Корабль, море, штурвал (Моряк)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

            3 вариант: Использование картинок с частями предмета


4 вариант

Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: Поделить детей на группы (звенья). Дать детям предметные картинки в конвертах. Кто быстрее соберёт ассоциации к профессиям, тот и победил.

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, костюм (Актёр)

Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Доска, мел, учебник (учитель)

Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)

Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)

Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер)

Корабль, море, штурвал (Моряк)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

2 вариант

Даются конверты, в них разрезанные картинки с предметами. Их складывают как пазлы. Каждому звену дать несколько конвертов. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт предмет.































Игра  «Назови предметы»

                1 вариант 

Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

 Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

             2 вариант:  «Назови три предмета»

 Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

  Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

 Ход игры. Дети,  говорит воспитатель, мы уже играли  в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

         - Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

         В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.





Игра «Что, где, когда»

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Задачи
Образовательные:
1.Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы  и отгадывать загадки.
2.Закреплять знания детей о природном и предметном окружении; 3.Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы, компьютер, сеть интернет, 4.Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.
Развивающие: 
1.Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2.Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение.

3.Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).
Воспитательные:
1.Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям. 
2.Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Материал: волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; песочные часы»,
Ход игры:  Условия нашей игры. 
На столе ватман с 12 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Здоровье и питание.

Разделы:

Хлеб

Примерные вопросы

•        Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

•        Назовите времена года, когда сеют зерно. (Весна.)

•        Назовите времена года, когда убирают зерно. (Осень.)

•        Какие машины убирают хлеб? (Комбайны.)

•        Где мелют муку? (На хлебозаводе, мельнице.)

•        Где пекут хлеб? (В пекарне, на хлебозаводе.)

•        Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Пирожки, булочки, ватрушки, куличи, сушки и др.)

Назовите пословицы со словом «Хлеб».

•        Хлеб – наше богатство.

•        Будет хлеб – будет и песня.

•        С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Закончи пословицу: «Хлеб – всему… голова».

Фрукты

Примерные вопросы

•        Какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, бананы и др.)

•        Соки каких фруктов жёлтого цвета? (Персик, абрикос.)

•        Назовите одним словом лимон, апельсин, мандарин (Цитрусовые.)

•        Какой фрукт называют так же, как экзотическую птицу? (Киви.)

•        Какой фрукт любят обезьяны? (Банан.)

•        Какие фруктовые соки вы знаете? (Яблочный, гранатовый и др.)

•        Чем полезен лимон? (Богат витамином С, полезен при простуде.)

Вспомните загадку о каком-нибудь фрукте.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

Овощи

Примерные вопросы

•        Назовите овощи-корнеплоды. (Репа, морковь и др.)

•        У каких овощей можно употреблять в пищу и вершки, и корешки? (У свеклы, петрушка и др.)

•        Какой овощ может заставить нас плакать? (Лук.)

•        Что забыла коза в огороде? (Капусту.)

•        Из каких овощей готовится винегрет? (Из моркови, свеклы, капусты, лука, огурцов, картофеля, гороха.)

•        Можно ли приготовить из овощей соки? Какие? (Да; морковный, свекольный, тыквенный, томатный.)

•        Чем полезна морковь? (Витаминами, которые улучшают зрение.)

•        Какие овощи помогут вылечиться от простуды? (Лук, чеснок.)

Отгадайте загадку.

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец.)

Каши

Примерные вопросы

•        Какие каши вы знаете? (Манную, пшённую, кукурузную, овсяную, гречневую и др.)

•        Как сделать кашу вкусней? (Добавить сливочное масло, варенье, сухофрукты и др.)

•        Какие крупы входят в состав суворовской каши? (Горох, перловка, гречка.)

•        Какие каши можно сварить из пшеницы? (Манную, пшённую.)

•        Из каких растений, зёрен получаются овсяная и пшеничная каши? (Из овса, пшеницы.)

•        Какую кашу называют «ассорти»? (Из смеси круп.)

Отгадайте загадки.

В землю тёмную уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зёрнышко.)

Черна, мала крошка.

Соберут, немножко

В воде поварят.

Кто съест – похвалит. (Гречневая каша.)

Назовите поговорки о каше.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша – пища наша.

Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной.

Каша – сила наша.

Витамины

Примерные вопросы

•        Какое время года даёт нам большой запас витаминов? (Лето, осень.)

•        В каких продуктах много кальция? (В молочных продуктах.)

•        Какие продукты самые витаминные? (Зелень, фрукты, овощи, ягоды.)

•        Какие овощи нужно есть весной, чтобы защитить себя от болезни? (Лук, чеснок.)

•        Какая ягода созревает первой? (Клубника.)

•        Что бывает, если в организме не хватает витаминов? (Недомогание, различные заболевания.)

•        Какие бывают витамины? (А, В, С, D, E, F, K.)

•        В какое время года наш организм нуждается в витаминах? (Всегда, особенно весной и зимой.)

Молоко и молочные продукты

Примерные вопросы

•        Какие молочные продукты вы знаете? (Молоко, кефир, сыр, творог и др.)

•        У коровы молоко коровье. А у козы? (Козье.)

•        Назовите блюда из творога. (Творожники, вареники.)

•        Что можно приготовить с помощью молока? (Каши, блины, молочные супы и др.)

•        Что вы знаете о молоке? (Богато витаминами, белком, кальцием, укрепляет здоровье.)

•        Какими витаминами богато молоко? (A, B, C, E.)

•        Назовите кисломолочные продукты. (Кефир, творог, ряженка и др.)

•        Откуда берётся молоко? (Его дают коровы, козы.)

Отгадайте загадку.

Вкусное, белое, парное иль холодное

Всех оно делает сильными, здоровыми. (Молоко.)

Посуда

Примерные вопросы

•        Тарелка, чашка, ложка, кастрюля. Назовите одним словом. (Посуда.)

•        Из чего едят суп? (Из тарелок.)

•        Какие столовые приборы опасны? (Ножи, вилки.)

•        В чём варят еду? (в кастрюле.)

•        Как называется посуда, из которой пьют чай? (Чашки, бокалы, стаканы.)

•        Как называется столовый прибор, которым разливают суп? (Половник.)

•        Чем пользуются после еды? (Салфеткой.)

•        В чём готовят жаренные блюда? (В сковороде, жаровне, казане.)

Закончите поговорку: «Когда я ем, я… глух и нем».

Домашние животные

Примерные вопросы

•        Где живут домашние животные? (Рядом с человеком.)

•        Назовите домашних животных. (Коза, корова и др.)

•        Любимое блюдо лошадей. (Овёс.)

•        Корова, кролик, лошадь, коза, лиса. Кто здесь лишний? (Лиса.)

•        Какую пользу приносят корова, коза, овца? (Дают молоко, шерсть.)

•        Как «разговаривают» домашние животные? (Подают голос – коровы мычат и др.)

•        Назовите детёнышей домашних животных. (Телята, ягнята и др.)

•        У каких домашних животных есть копыта? (У коз, коров, лошадей, овец.)

•        Кто из домашних животных не умеет плавать? (Кошка, кролик.)

Отгадайте загадку.

Стоит копна посреди двора.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Дикие животные

Примерные вопросы

•        Чем питаются белые медведи? (Рыбой.)

•        Кого называют самым быстрым зверем? (Гепарда.)

•        Кто из животных слепой? (Крот.)

•        Чем похожи слон и морж? (Имеют бивни.)

•        Как называются животные, выкармливающие детёнышей молоком? (Млекопитающие.)

•        Где живут животные редких видов? (В заповеднике, в природе.)

•        Назовите самое высокое животное. (Жираф.)

•        Если бурый медведь зимой не спит, как его называют? (Шатун.)

•        Кого называют царём зверей? (Льва.)

Птицы

Примерные вопросы

•        Какая птица плохая мама? (Кукушка.)

•        Что находится внутри птичьих костей? (Воздух.)

•        Назовите самую маленькую птичку. (Колибри.)

•        Назовите самую большую птицу. (Страус.)

•        Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

•        Назовите самую зоркую птицу. (Ястреб.)

•        Как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелётные.)

Насекомые

Примерные вопросы

•        Сколько ног у насекомых? (Шесть.)

•        Как общаются муравьи? (Усиками.)

•        Кто пробует еду ногами? (Бабочка.)

•        Где находятся уши у кузнечика? (На ногах.)

•        Чем полезны пчёлы? (Делают мёд.)

•        Чем питается стрекоза? (Мухами, комарами.)

•        Кто плетёт паутину? (Паук.)

•        Каких насекомых вы знаете? (Муха. Пчела, кузнечик и др.)

•        Назовите оружие шмеля, пчелы, осы. (Жало.)

•        Как называются домашние муравьи? (Фараоновы или мелкие рыжие муравьи.)

Профессии

Примерные вопросы

•        Где работает учитель? (В школе.)

•        Кто это делает: подстригает волосы, делает причёски, моет, сушит волосы? (Парикмахер.)

•        Кто фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает? (Продавец.)

•        Что делает дворник? (Убирает двор.)

•        Исправьте ошибку: учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. (Учитель проверяет тетради, а парикмахер подстригает.)

•        Для человека какой профессии нужны весы, прилавок, товар, кассовый аппарат? (Для продавца.)

•        Для человека какой профессии нужны стиральная машина, мыло, утюг? (Для прачки.)

•        Что нужно водителю? (Автомобиль, права на вождения автомобиля.)

Продолжите предложение: «Воспитатель утром с детьми… беседует, делает зарядку, проводит занятия».

Транспорт

Примерные вопросы

•        Перечислите виды транспорта. (Наземный, подземный, воздушный, водный, подводный.)

•        Перечислите виды наземного транспорта. (Железнодорожный, грузовой и т.д.)

•        Какой воздушный транспорт вы знаете? (Ракеты, самолёты и т.д.)

•        Водный транспорт. Что в него входит? (Корабли, лодки, теплоходы и т.д.)

•        Какие машины могут ездить на красный цвет? («Скорая помощь», пожарная, полицейская.)

•        Кто такие пешеходы? (Люди, идущие по улицам.)

•        Кто такие пассажиры? (Люди, которые едут в транспорте.)

•        Что такое «зебра»? (Пешеходный переход.)

•        Где должен идти пешеход? (По тротуару.)

•        На какой свет едут машины? (На зелёный.)

Символика государства

Примерные вопросы

•        Как называется наша планета? (Земля.)

•        Что расположено на Земле? (Реки, леса, поля, моря, океаны и т.д.)

•        В каком государстве мы живём? (В России.)

•        Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

•        Назовите город, в котором вы живёте. (Томск.)

•        Что представляет собой российский флаг? (Белая, синяя, красная полосы; белая обозначает благородство, долг; синяя – веру, целеустремлённость; красная – мужество, силу.)

•        Перечислите символику нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)

•        Кто президент России? (В.В. Путин.)

Игра «Что лишнее»

Цель игры: Развитие мышления и внимания дошкольников.

Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Оборудование:  набор дидактических карточек Ход игры:

Ход игры: Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.

Кроме использования дидактических карточек «Четвертый лишний» в распечатанном виде, можно создать электронную презентацию.  Эта игра составленная из аналогичных заданий, но её намного удобнее использовать при работе с группой дошкольников при наличии необходимого оборудования (компьютер, интерактивная доска

Также можно использовать словесную игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;

  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

  7. таракан, муха, пчела, майский жук;

  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

  9. лягушка, комар, жук, бабочка;

  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.



Игра «Закончи предложение»

Цель: Практиковать в составлении предложений с заданными словами; Формировать навыки употребления падежных окончаний существительных.

  • Ход игры: 

  • 1 вариант: (в кругу с мячом).

  • Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

  • Дети сели в лодку, чтобы…

  • Мама надела нарядное платье, чтобы…

  • Петя закрыл лицо руками, чтобы…

  • Вова взял собаку на поводок, чтобы…

  • Папа купил цветы, чтобы…

  • Девочка открыла окно, чтобы…

  • Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

  • Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

  • 2 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки»(дифференциация окончаний существительных винительного падежа).

  • Рыбак поймал…(рыбу).

  • Портниха шьет…(платье).

  • Повар варит…(суп).

  • Хозяйка кормит…(гуся).

  • Мама стирает…(платок).

  • Собака догоняет…(мальчика).

  • 3 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация окончаний существительных родительного падежа).

  • Эта собака больше…(кошки).

  • Кошка сильнее…(мышки).

  • Брат выше…(сестры).

  • Я прошел мимо…(магазина).

  • Я иду вдоль…(реки).

  • Я дошел до…(моста).

  • Нужно купить на рынке…(сыра).

  • Это ветка…(ели).

  • У дедушки нет…(зонта).

  • У Кати нет…(собаки).

  • 4 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация окончаний имен существительных дательного падежа).

  • Врач прописал…(дедушке) лекарство.

  • Налей…(собаке) воды.

  • Позвони по…(телефону).

  • Семья приехала к…(морю).

  • Хозяйка дает морковку…(кролику).

  • Мама читает сказку…(сыну).

  • 5 вариант: Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация окончаний имен существительных предложного падежа).

  • Дети едут в…(автобусе).

  • Корабли стоят в…(порту).

  • Вещи висят в…(шкафу).

  • Девочки гуляют в…(парке).

  • Малыш мечтает о…(собаке).

  • 6 вариант: Интерактивная игра направлена на изменение формы слова в соответствии с предложенной формулировкой предложения. Дети слушают воспитателя, например, Знайка предлагает поиграть( игра со Знайкой).

  • Я чищу ковёр... .

  • Я стираю бельё в...

  • Я слушаю новости по...

  • Я глажу бельё...

  • Я смотрю фильм по...

  • Я ищу новую информацию в...

  • Я взбиваю сливки с помощью...

  • Я храню продукты в...

  • Я шью платье на...

  • Дети внимательно прослушивают предложение, выбирают ответ ( одну из картинок). Если ответ правильный, то происходит автоматический переход на следующий слайд, при неправильном ответе ребенок нажимает стрелочку назад и возвращается к заданию, выполнение которого требует правильного ответа.



Игра «Времена года»

Цель: Знать времена года и называть их в определенной последовательности;  находить, соответствующие данному времени года картинки;  развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Материал: картины – пейзаж с временами года.

Ход игры:

      1 вариант: Дети подбирать карточки к  картинкам «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

      2 вариант: Дети называют время года по отрывку стихотворения о временах года.

      3 вариант:  Оборудование: Карточки из цветной бумаги. Эмблемы времен года: снежинки – зима, верба – весна, кленовый лист – осень, лето – клубника.

Для ведущего – шапочка солнышко и блестящая палочка –луч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает лучом на одного из игроков (можно считать считалочку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого Красного Солнышка, ребенок берет карточку и рассказывает о времени года.













Игра «Какая бывает погода»

Цель: Активизировать словарный запас, упражнять в подборе прилагательных;

Ход игры:     1 вариант

 Подбор определений к существительному «Зима», «Лето», «Осень», «Зима», «Погода», «Ветер»,          

2 вариант.

Цель. Учить детей использовать свои знания о временах года (о сезонных изменениях, признаках времен года) для решения игровой задачи; учить использовать в речи конструкции выражения своего мнения, аргументировать ответы; развивать внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры: включает в себя круглое поле, с изображенными на нем временами года (зима, весна, лето, осень) и прищепок с предметными картинками, относящимися к временам года.

         3 вариант

Можно нарисовать карточки, на которых изображено состояние погоды: ветрено, пасмурно, ясно, дождливо и т. д. Дети их прикрепляют к соответствующим картинкам с изображением природы. Лучше использовать картины художников.    Эти карточки разрезать по одной.





















Игра «Что это, если у него есть?...»

Цель: Развивать мышление. Учить называть предмет по его частям.

Ход игры:

Рукав, пуговицы, воротник.  Что это …. (рубашка)

Нос, ручка     Что это ….. (чайник)

Ножки, спинка, сиденье    Что это …. (стул)

Стрелки, циферблат ….           (Часы)

Ствол, ветки, листья …            (Дерево)

Стены, потолок, пол …            (Дом)

Салон, колёса, руль ….            (Машина)  и т.д.

                  2 вариант Дидактическая игра «Кто это?».

Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Ход игры:

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, костюм (Актёр)

Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Доска, мел, учебник (учитель)

Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)

Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)

Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер)

Корабль, море, штурвал (Моряк)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

            3 вариант: Использование картинок с частями предмета

















Игра «Поезд времени»

Цель: формировать у детей представление о прошлом, настоящем и будущем.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, о чем в нем говорится словами было или будет или есть.

1.А. Фет

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да. Как сеть, мелькали

Вон над той горой. (ответ ребенка – было)

2.Уронили мишку на пол, -

Оторвали мишке лапу… (было)

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются. (есть)

Воспитатель и дети загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. (Мы ездили на дачу. Собирали грибы. – было. У нас будет елка. – будет.)

Выигравшим оказывается тот, кто правильно отгадал загадку или исправил ошибку.