СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и упражнения по теме «Транспорт»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры и упражнения  по теме «Транспорт»

Цели: расширение и закрепление представлений о транспорте; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, речевого слуха; воспитания навыков сотрудничества в игре, самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения по теме «Транспорт»»

Дидактические игры и упражнения

по теме «Транспорт»


  • Где чья машина?

Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением.


Материал: предметные и сюжетные картинки к теме «Транспорт».


Взрослый: - назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси).


- Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы. Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.


Воспитатель и дети  — маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем — Мерседес.

Пожарные — пожарная машина.

Доктор и медсестра — скорая помощь.

Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн.

Строитель — подъёмный кран.

Рабочие  «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.


  • Едет, плавает, летает

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.


Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.


Взрослый: - Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный.

- Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.) 


- А теперь  разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух;  тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.


- Для  того,  чтобы  управлять  транспортом,  надо  быть  отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто, чем управляет:


Например:

Автобусом управляет… водитель.

грузовик — … шофёр, 

поезд — … машинист, 

вертолёт,  самолёт — … пилот, 

корабль — … капитан, 

мотоцикл — … мотоциклист,

велосипед — … велосипедист, 



  • Восстанови  предложение

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.


Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.


Взрослый: - Постовой дорожной автоинспекции  говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.


Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

Самолёт, небо, лететь, высоко.

Большой, корабль, волны, плыть.

Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

Ехать, тропинка, велосипедист.


  • Дорожная азбука

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.


Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.


Взрослый: - Для того чтобы  правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

- Расскажите  своим  друзьям,   что  обозначают эти  дорожные  знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно,  дети!», «Велосипедная дорожка».)



  • Один — много (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.


Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.


  • Так же, как и у машины!

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.


Материал: предметные картинки транспортных средств.


Взрослый: - Выбери подходящее слово (картинку):


У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).

У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).

У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).

У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).

У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).

У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).

Утка — крякает, а пароход … (гудит).

  • Тише едешь — дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».


Материал: предметные картинки транспортных средств.


Взрослый: - Скажите, что умеет делать эта машина?


Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.


  • Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.


Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается.


  • Авторынок

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Транспорт»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.


Материал: предметные картинки транспортных средств.


Дети делятся на 3—4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.


Взрослый: -  Представьте себя рекламным агентом на авторынке. Попробуйте подобрать как можно больше определений к своей машине, рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести.


Каждая команда по очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.



  • Умозаключения

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.


Взрослый: - Закончите правильно предложение:


В автобусе нельзя баловаться, потому что…

В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

Корабли строят, чтобы …

Самолёт быстрее поезда, потому что…

Колёса круглые, потому что…

Автомобиль не едет под водой, потому что …

На стройке много техники, потому что…

В городе много разного транспорта, чтобы…

Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.