Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по развитию речи в 6 классе»
Коля достал свою удочку. У него была замечательная удочка из трех коротких частей. Эти короткие части свинчивались, а развинченные вставлялись друг в дружку. Две части были из дюралюминиевых трубок, а последняя, самая тонкая, самая гибкая, была стальная. Были на удочке такие крючочки, чтобы леску на них наматывать. Была красивая ручка и специальные кольца-зажимы для к..тушки. Удобная удочка, легкая.
1. Прочитайте и запишите отрывок из рассказа Р. Погодина, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя орфограммы.
2. Докажите, что слова гибкий, тонкий являются многозначными. Придумайте с ними несколько словосочетаний, чтобы доказать правильность своего ответа.
3. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) осуществляется связь между предложениями в тексте?
Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка.
Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Прочитайте начало рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».
Найдите и выпишите грамматические основы предложений.
Выпишите все местоимения.
Найдите и выпишите словосочетания соответствующие схеме прил+сущ.
День начался скучный. Дождик льет за окном — каждая капля от другой капли отдельно. Бьет дождь по листьям и травам. По земле бьет, по воде шлепает, по крыше шуршит, по стеклу барабанит.
Шумит дождь, словно сказать хочет: «Эх ты, Коля-Николай, одинокий ты человек и несчастный! Разве будет тебе веселье в чужой деревне, где дождь по крышам шуршит? Пропащий ты, Коля! Одним словом — брошенный».
Прочитайте и запишите текст Р. Погодина, в котором употреблены данные выше сочетания слов. Какие звуки, по вашему мнению, чаще других повторяются в тексте? Какой образ создается благодаря этому? С помощью каких слов и какой части речи переданы звуки дождя?