СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.»

Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.


Цель: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.

Пособие «Речевой куб» дает возможность использовать в работе разные дидактические игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, активизацию словаря, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм.


Описание. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».

Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены текстильные застежки, к которым можно прикреплять различный речевой материал (картинки). Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Является ярким элементом предметно – пространственной среды. В такой куб дети будут играть с большим удовольствием, потому что дети любят застегивать и расстёгивать застежки. Можно использовать в разных возрастных группах.

Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное — речь. Таким образом, использование речевого куба способствует расширению речевой среды в группе, создает у детей желание участвовать в речевом общении со взрослым и с детьми, а также самостоятельно.






Примеры игр по развитию речи:



Назови эти предметы одним словом и

назови каждый из них.»

Цель:

Формировать умение классифицировать предметы.

Задача:

- Расширять и активизировать словарный запас детей.

- Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, мебели, видов транспорта и объектов окружающего мира.

- Учить понимать обобщающие слова (одежда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.).

Оборудование для игры:

Картинки на липучках в количестве 6 штук из каждой классификации – фрукты, ягоды, дикие животные, домашние животные, головной убор, мебель, птицы, овощи, транспорт, обувь, грибы. Куб из фетра.

Правила игры:

Воспитатель показывает картинку на липучке и показывает воспитаннику. Ребёнок называет сначала одним словом, что (кто) на ней изображено.

Дети берут из картинки и прикрепляют на одну сторону куба одну определенную группу предметов. Называют название предмета и классификацию к которой он относится.

Игровое действие:

Поиск картинок из одной группы.



Игра «Птичий двор»

Цель: закреплять умение звукоподражать: га-га-га, кря-кря-кря, ко-ко-ко, пи-пи-пи, кукареку, учить поизносить звукоподражание громко и четко, активизировать в речи названия домашних животных.

Оборудование: изображения домашних животных (утки, гуси, куры, цыплята, петухи).

Описание: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены домашние животные, а они имитируют звуки, которые издают эти животные: Гуси: га-га-га .

Утки: кря-кря-кря .

Куры: ко-ко-ко .

Цыплята: пи-пи-пи.

Петухи: кукареку.

Игра «Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Описание: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки :

 Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

 Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-му! Молока кому?

(А. Барто)

 Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.


Дидактическая игра «Один — много» в группе младшего дошкольного возраста

Цель: учить образовывать существительные единственного и множественного числа. (Пример: одно животное, много животных, не одногоживотного и т.д.)

Задачи:

- развивать внимание, мышление, речь и память.

  • понимать вопрос «сколько?»

  • различать понятия «много», «один»

  • сравнивать две неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.

  • активизировать речевой словарь за счет слов: один, много, не одного.

  • воспитывать желание доводить начатое до конца.

Ход игры: воспитатель просит ребенка сколько он видит картинок на одной грани куба ( одну, много, не одной)



Дидактическая игра «Чего не стало

 (младшая группа)

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа

Ход игры:

Предложить детям внимательно рассмотреть и запомнить все картинки на одной стороне куба. После дети закрывают глаза, и один предмет убирается. Дети должны заметить изменения и назвать их.

Усложнение: 

не только убрать один из предметов на картинке, но и поменять их месторасположение.

Дидактическая игра: «Подбери признак»

Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – цветная, теплая, зимняя… Сапоги (какие) – красные , удобные, теплые… Индюк (какой) – черный, большой… Колготки (какие) – зеленые, детские. Капуста (какая) – зеленная, большая… Туфли (какие) – осенние, женские… Тумба (какая)- коричневая, маленькая… Футболка (какая) - розовая, детская…. Лиса(какая) – рыжая, пушистая …


Дидактическая игра: «Назови ласково»

Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.

Ход игры:

Дети передают куб в кругу, изменяя фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Куртка теплая - шубка тепленькая;

Лиса хитрая - лисичка хитренькая;

Заяц белый - зайчик беленький;

Сапоги чистые - сапожки чистенькие;

Ворона черная - вороненок черненький;

Машина красная- машинка красненькая;

Снег белый - снежок беленький.


Дидактическая игра: «Посчитай»

Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры:

Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.


Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель игры: Находить лишний предмет и объяснять, почему

он лишний.

Ход игры:

-Ребята, пожалуйста, подойдите ко мне и послушайте загадку (Шесть квадратов подружились и в него навек сложились.)

-Вы догадались, с чем мы сегодня будем играть? (с кубом)

Что помогает развивать этот кубик? (речь)

Значит, как он называется? (Речевой)

-Верно, к нам в гости снова пришел наш старый знакомый речевой кубик. Но, что-то он какой-то сонный, не веселый. Как же нам его разбудить, чтобы он стал бодрым?

Что вы делаете по утрам, когда просыпаетесь? (Зарядку)

- Мы можем помочь нашему кубику проснуться? (Да.)

Тогда давайте сядем в круг и разбудим наш кубик с помощью считалочки. Ребенок, у которого в руках оказывается куб, самостоятельно выбирает считалку и, проговаривая ее совместно со всеми детьми, передает куб по кругу. У кого оказывается куб на момент окончания считалки, тот выбирает любую грань куба и выполняет задание: найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.