Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.
Цель: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.
Пособие «Речевой куб» дает возможность использовать в работе разные дидактические игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, активизацию словаря, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи, развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Описание. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».
Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены текстильные застежки, к которым можно прикреплять различный речевой материал (картинки). Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Является ярким элементом предметно – пространственной среды. В такой куб дети будут играть с большим удовольствием, потому что дети любят застегивать и расстёгивать застежки. Можно использовать в разных возрастных группах.
Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное — речь. Таким образом, использование речевого куба способствует расширению речевой среды в группе, создает у детей желание участвовать в речевом общении со взрослым и с детьми, а также самостоятельно.
Примеры игр по развитию речи:
Назови эти предметы одним словом и
назови каждый из них.»
Цель:
- Формировать умение классифицировать предметы.
Задача:
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, мебели, видов транспорта и объектов окружающего мира.
- Учить понимать обобщающие слова (одежда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.).
Оборудование для игры:
Картинки на липучках в количестве 6 штук из каждой классификации – фрукты, ягоды, дикие животные, домашние животные, головной убор, мебель, птицы, овощи, транспорт, обувь, грибы. Куб из фетра.
Правила игры:
Воспитатель показывает картинку на липучке и показывает воспитаннику. Ребёнок называет сначала одним словом, что (кто) на ней изображено.
Дети берут из картинки и прикрепляют на одну сторону куба одну определенную группу предметов. Называют название предмета и классификацию к которой он относится.
Игровое действие:
Поиск картинок из одной группы.
Игра «Птичий двор»
Цель: закреплять умение звукоподражать: га-га-га, кря-кря-кря, ко-ко-ко, пи-пи-пи, кукареку, учить поизносить звукоподражание громко и четко, активизировать в речи названия домашних животных.
Оборудование: изображения домашних животных (утки, гуси, куры, цыплята, петухи).
Описание: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены домашние животные, а они имитируют звуки, которые издают эти животные: Гуси: га-га-га .
Утки: кря-кря-кря .
Куры: ко-ко-ко .
Цыплята: пи-пи-пи.
Петухи: кукареку.
Игра «Во дворе»
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Описание: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки :
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур, Пугаю кур!
Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-му! Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
Дидактическая игра «Один — много» в группе младшего дошкольного возраста Цель: учить образовывать существительные единственного и множественного числа. (Пример: одно животное, много животных, не одногоживотного и т.д.)
Задачи:
- развивать внимание, мышление, речь и память.
понимать вопрос «сколько?»
различать понятия «много», «один»
сравнивать две неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.
активизировать речевой словарь за счет слов: один, много, не одного.
Ход игры: воспитатель просит ребенка сколько он видит картинок на одной грани куба ( одну, много, не одной)
Дидактическая игра «Чего не стало?»
(младшая группа)
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа
Ход игры:
Предложить детям внимательно рассмотреть и запомнить все картинки на одной стороне куба. После дети закрывают глаза, и один предмет убирается. Дети должны заметить изменения и назвать их.
Усложнение:
не только убрать один из предметов на картинке, но и поменять их месторасположение.
Дидактическая игра: «Подбери признак»
Цель игры: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры:
Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – цветная, теплая, зимняя… Сапоги (какие) – красные , удобные, теплые… Индюк (какой) – черный, большой… Колготки (какие) – зеленые, детские. Капуста (какая) – зеленная, большая… Туфли (какие) – осенние, женские… Тумба (какая)- коричневая, маленькая… Футболка (какая) - розовая, детская…. Лиса(какая) – рыжая, пушистая …
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Цель игры: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Дети передают куб в кругу, изменяя фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Куртка теплая - шубка тепленькая;
Лиса хитрая - лисичка хитренькая;
Заяц белый - зайчик беленький;
Сапоги чистые - сапожки чистенькие;
Ворона черная - вороненок черненький;
Машина красная- машинка красненькая;
Снег белый - снежок беленький.
Дидактическая игра: «Посчитай»
Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры:
Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель игры: Находить лишний предмет и объяснять, почему
он лишний.
Ход игры:
-Ребята, пожалуйста, подойдите ко мне и послушайте загадку (Шесть квадратов подружились и в него навек сложились.)
-Вы догадались, с чем мы сегодня будем играть? (с кубом)
Что помогает развивать этот кубик? (речь)
Значит, как он называется? (Речевой)
-Верно, к нам в гости снова пришел наш старый знакомый речевой кубик. Но, что-то он какой-то сонный, не веселый. Как же нам его разбудить, чтобы он стал бодрым?
Что вы делаете по утрам, когда просыпаетесь? (Зарядку)
- Мы можем помочь нашему кубику проснуться? (Да.)
Тогда давайте сядем в круг и разбудим наш кубик с помощью считалочки. Ребенок, у которого в руках оказывается куб, самостоятельно выбирает считалку и, проговаривая ее совместно со всеми детьми, передает куб по кругу. У кого оказывается куб на момент окончания считалки, тот выбирает любую грань куба и выполняет задание: найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.