Описание педагогического опыта по теме
«Дидактическое сопровождение на раннем обучении английскому языку»
Популярность изучения английского языка растет из года в год. И все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранного языка является организация раннему обучение иностранному языку.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Раннее обучение иностранным языкам — это прежде всего игровая деятельность, направленная на развитие и воспитание ребёнка, это способ социализации малыша, а также процесс, целью которого является раскрытие потенциала ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.
Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников (с 1 или 2 по 4 класс). Эксперименты подтверждают возможность изучения иностранного языка с рождения, свидетельствуют об особой способности к этому детей раннего возраста. Психологи отмечают, что обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания. Известны утверждения исследователей, что лучше всего начинать изучение иностранного языка в 5-8 лет, когда система родного языка уже хорошо освоена, а к новому языку ребенок относится сознательно. К тому же, в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому кодировать мысли, нет значительных психологических трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Как в отечественной (Л.С.Выготский, С.Н.Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б.Уайт, Дж. Брунер, Р.Робертс) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Маленькие дети меньше тратят сил на запоминание, они еще не отягощены предрассудками, у них меньше стереотипов в мышлении и поведении, они очень любопытны, а потому проще принимают правила «новой игры». Игровой характер общения — основная особенность обучения иностранному языку детей младшего возраста. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:
- умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;
- умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;
- осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.
Поскольку ребенку приходится в учебном процессе иметь дело в основном со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то в реестр практических целей обучения включается развитие умений детей воспроизводить этот материал. Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог успешного развития языковой компетенции учащихся. Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, развитие форм активного отдыха населения за пределами нашей страны ставят перед учителями иностранных языков задачу формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе современных педагогических технологий.
Новым в этой сфере является переход от традиционной методики преподавания английского языка, где главную и ведущую роль играет учитель, как источник информации, предъявляемой чаще всего лекционно (в виде монолога) под запись учащихся, к методике с максимальным использованием опорных схем и таблиц, которая позволят учащимся самим возглавлять процесс освоения знаний, принимать в нем активнейшее участие, дает возможность саморазвития и самовыражения, создает установку “я все могу сам”. Историк Л.Н. Гумилев писал: “Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозрить суть исследуемого предмета, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т. е. ставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска”. Обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память. Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач опорной схемы – облегчить понимание новой информации и закрепить ее – легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти. Схемы можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний) и они являются самым оптимальным средством для развития произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Многие разговорные темы по страноведению усваиваются детьми гораздо лучше, если помимо иллюстраций, рассказа учителя, текста или аудиозаписи они сопровождаются схемами и опорными таблицами. Формирование грамматических умений и навыков разговорной речи невозможно без опорных схем. Например, первое, что я предлагаю ученикам, начиная изучать английское предложение, – это общие схемы построения английских предложений.
Утвердительное (+): Подлеж. + Сказуем()…..
Отрицательное (-): Подлеж. + Вспомог. Глаг. + not + Сказуем()…….
Вопросительное (?): Вспомог. Глаг. + Подлеж. + Сказуем()…….?
Зная эти первоначальные основные схемы, учащиеся успешно осваивают систему английских времен и могут самостоятельно построить предложение в любом из них, используя нужный вспомогательный глагол и окончание сказуемого.
Схемы и таблицы являются в первую очередь одним из основных средств формирования и развития языковой компетенции, т.е. произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Они позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи. Целенаправленное и системное использование опорных схем и таблиц в учебном процессе в условиях моей школы превращает их из простых средств обучения в технологию преподавания, которая помогает решать вышеперечисленные проблемы обучения иностранным языкам и повышает общую и качественную успеваемость школьников.