СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме "Экономическое и социальное развитие России в 17 в. Народные движения".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дидактическом материале подобраны задания для работы с учебным текстом

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Экономическое и социальное развитие России в 17 в. Народные движения".»

19.01.17 Повар, кондитер

5.7. Перечень раздаточного дидактического материала по темам

Занятие 2--52. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения.

Задание 1. Перепишите в словарь понятия и их определения.

1) Мануфактура — это промышленное предприятие, основанное на разделение труда между работниками и применении ручных орудий труда, а также силы ветра и воды.


2) Всероссийский рынок - тесные торговые связи между различными регио­нами России.


3) Протекционизм — ограничение ввоза иностранных товаров.


4) Соборное уложение – свод законов Русского государства, принятый Земским собором в 1649 г. и действовавший до 1832 г.


5) Белые слободы — территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди черных слобод и черных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).


6) Посад — первоначально населенная территория за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря, центрального укрепления) под защитой стен последних; та часть, которой будущий город  прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы; позднее, рядовой, не уездный город.


Задание на отметку «3».

1 вопрос. Последствия Смуты и начало возрождения.

Задание 2. Выделенный текст перепишите и обведите в рамочку.

Задание 3. На основе текста выпишите основные направления внутренней (если есть) и внешней (если есть) политики Михаила Романова

Внутренняя политика Михаила Романова:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внешняя политика Михаила Романова:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В первые годы царствования Михаилу Романову пришлось бороться с послед­ствиями Смуты.

1613 – 1645 гг. – царствование Михаила Федоровича Романова.

Царские войска и население воевали с отря­дами казаков и поляков, продолжавших грабить города и де­ревни. Поймали и казнили Заруцкого, Марину Мнишек и ее сына Ивана.

Продолжались войны со Швецией и Речью Посполитой. От шведов удалось освободить Новгород.

Наконец были заключены мирные договоры со Шве­цией (1617 г., Столбовский мир) и Польшей (1618 г., Деулинское перемирие). К Польше отошел Смоленск и многие другие земли, к Швеции — все побережье Балтики.

В середине 1619 г. из плена вернулся отец царя Филарет, ставший в Москве патриархом и соправителем сына.

Михаил нуждался в поддержке со стороны Земских собо­ров, которые заседали в начале его правления почти непрерывно. Первым шагом стал сбор добровольных налогов, что было бы невоз­можно без одобрения собора.

Благодаря труду крестьян сельское хозяйство постепенно восстанавливалось. Распахивались заброшенные земли, за­селялись территории к югу от Оки, в Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири.



2 вопрос. Развитие ремесла и промышленности.

Задание 4. На основе текста ответьте на вопросы. Полные ответы запишите в конспект.

Вопросы:

1) Какими темпами развивалась промышленность?

2) Какой город был крупным экономическим центром?

3) Назовите 4 причины появления мануфактур.

4) Когда начал формироваться всероссийский рынок?

5) Через какие города Россия торговала со странами Западной Европы, со странами на севере Европы и с восточными странами?

6) Торговля с какими государствами имела наибольшее значение для России?

7) Что вызывало протесты русских купцов?

8) Какие документы были приняты в рамках политики протекционизма? Какие ограничения для иностранных купцов они вводили?



Еще быстрее шло развитие промышленности. Самым крупным экономиче­ским центром оставалась Москва.

Широко была распространена домашняя промышлен­ность. Постепенно домашняя промышленность превращалась в мелкое товарное производство.

Рост ремесла, превращение значительной его части в мел­кое товарное производство и дальнейшее его укрупнение, ис­пользование наемного труда способствовали появлению и развитию мануфактур.

Существовали и купеческие ма­нуфактуры. Это были довольно крупные пред­приятия.

В 1631 г. на Урале был основан Ницинский железоделательный завод. Вскоре там же построили первый ме­деплавильный Пыскорский завод.

В районе Тулы в 1632 г. голландский купец А. Виниус, най­дя «добрую железную руду», получил грамоту на устройство заводов.

B XVII в. начал формироваться всероссийский рынок.

Неуклонно возрастал объем внешнеторговых связей. Торговля со странами Западной Европы шла через Архан­гельск, Смоленск, Путивль, Свенскую ярмарку под Брянском. Псков и Новгород служили пунктами обмена со Швецией и Северной Германией. В восточной торговле главенствующую роль играла Астрахань.

Наибольшее значение для России имела торговля с Англи­ей и Голландией.

Власти были заинтересованы в развитии внешней торгов­ли, но конкуренция иностранных купцов, имевших льготы, вызывала протесты русских торговцев.

Интересы страны по­будили правительство стать на путь протекционизма. В 1649 г. царь Алексей Михайлович отменил привилегии английских купцов. В 1653 г. была из­дана «Торговая уставная грамота» («Торговый устав»). Она вводила единую рублевую пошлину, отменяла ряд внутрен­них торговых сборов, устанавливала более высокую пошлину для иностранных купцов. В 1667 г. был принят «Новоторго­вый устав», автором которого являлся видный государствен­ный деятель боярин А. Л.Ордин-Нащокин. Отныне иностран­ные купцы могли торговать лишь в пограничных городах и лишь оптом.





Задание на отметку «4».

3 вопрос. Усиление крепостничества.

Задание 5. Выделенный текст перепишите и обведите в рамочку.

Задание 6. На основе текста ответьте на вопросы. Полные ответы запишите в конспект .

Вопросы:

1) Перечислите «шаги» правительства на завершающем этапе складывания системы крепостного права.

2) Какие причины привели к Соляному бунту 1648 г. в Москве? Каков его результат?

3) Какие изменения произошли в городах?


После стабилизации положе­ния в стране дворяне все энергичнее требовали пересмотра срока урочных лет. В 1639 г. урочные лета были увеличены до девяти лет. В мае 1642 г. срок сыска был продлен до десяти лет, а для насильно вывезенных — до пятнадцати лет.

В июле 1645 г. умер Михаил Федорович. На престол всту­пил его 16-летний сын Алексей Михайлович.

1645 – 1676 гг. – царствование Алексея Михайловича Романова.

С целью по­править финансовое положение правительство предприняло финансовые реформы. Были отменены прямые налоги, но введен косвенный налог на соль. Через два года соляную пошлину отменили и начали собирать недоимки по восстановленным прямым налогам за время их отмены. Это вызвало взрыв воз­мущения людей, усиленный беззастенчивыми злоупотребле­ниями чиновников. В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соля­ной бунт.

Взи­мание недоимок было отсрочено.

Волна восстаний прокатилась и по другим городам России.

1 сентября 1648 г. начал работу Земский собор. В январе 1649 г. он принял сборник законов — Соборное уложение, которое укрепляло центральное управление и самодержавную власть царя. Были отменены урочные лета (вводился бессроч­ный сыск беглых крестьян). Таким образом, крестьяне были окончательно прикреплены к земле и своему господину.

В России завершилось складывание системы крепост­ного права.

В городах были ликвиди­рованы «белые слободы», которые принадлежали боярам. Все горожане прикреплялись к посаду.

1649 г. – принятие Земским собором Соборного уложения царя Алексея Михайловича.



Задание на отметку «5».

4 вопрос. Народные восстания.

Задание 7. Выделенный текст перепишите и обведите в рамочку.

Задание 8. На основе текста составьте план-конспект по вопросам «Медный бунт 25 июля 1662 г.» и «Восстание под предводительством С.Т. Разина».


А) Медный бунт 25 июля 1662 г.

Для преодоления нехватки денег правительство в конце 50-х гг. XVII в. стало чеканить моне­ты из меди, которые имели хождение наравне с серебряными деньгами. Однако неумеренный выпуск медных денег привел к их обесцениванию. Цены резко возросли. В обращение также были выпущены фальшивые монеты. В этом преступ­лении молва обвиняла и знатных лиц, в частности боярина И.Д.Милославского, тестя царя Алексея.

25 июля 1662 г. в Москве вспыхнуло восстание (Медный бунт). Начались погромы дворов бояр, богатых купцов, на­чальников. Восставшие с челобитной отправились в село Ко­ломенское, где находился царь. Царь уговаривал восстав­ших… Люди успокоились и двинулись в Москву. Но на полпути их встретила новая толпа, шедшая в Коломенское. Все вновь направились к царской резиденции. Переговоры про­должались…

Тем временем в село было стянуто до 10 тыс. войск. До 3 тыс. человек были убиты или арестованы. Однако вскоре от выпуска медных де­нег отказались.


1662 г. – «Медный бунт» в Москве.


Б) Восстание под предводительством С.Т. Разина.

Центром нового выступления народа стал Дон. Здесь ско­пилось большое число беглых крестьян. На Дону не занимались земледелием, и пропитания на всех не хватало. Во главе не­довольных стал атаман С.Т.Разин.

В 1668 г. Разин с каза­ками отправился на Волгу, где грабил корабли. Выйдя в Кас­пийское море, разинцы опустошили берега Ирана.


1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами» казаков во главе с С.Т. Разиным на Волгу и северный Прикаспий.


Вернув­шись с добычей на Дон, Разин продолжал собирать людей в свое войско.

В мае 1670 г. повстанцы подошли к Царицыну, местные жи­тели открыли ворота города.

Далее Разин двинулся к Астра­хани, которую захватил с ходу также при поддержке местной бедноты.

Восставшие шли по Волге на север, надеясь дойти до Мо­сквы. В Саратове разинцев встретили хлебом-солью. Без боя сдалась и Самара. Однако взять Симбирск — центр Симбирской укрепленной линии — Ра­зину не удалось.

Правительство собрало большое карательное войско во гла­ве с опытным воеводой князем Ю. А. Долгоруковым. 4 октя­бря 1670 г. после упорных сражений восставшие под Симбир­ском были разбиты. Разина, получившего тяжелое ранение, увезли на Дон.

В начале апреля 1671 г. «домовитые» (проживавшие в ста­ницах) казаки схватили Разина. После жестоких пыток его казнили на Красной площади в Москве.

Восстанию под предводительством Степана Разина были свойственны стихийность, неорганизованность сил и действий по­встанцев, местный характер выступлений, а также вера восставших в «хорошего» царя.

Царские войска пре­восходили повстанцев как вооружением, так и органи­зованностью.


1670 – 1671 гг. – крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.



ПАМЯТКА

по составлению Плана-конспекта

  1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

  2. Прочтите весь текст целиком.

  3. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.

  4. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.

  5. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

19.01.17. Повар, кондитер

5.7. Перечень раздаточного дидактического материала по темам

Занятие 2--52. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения.


КЛЮЧ.


1 вопрос. Последствия Смуты и начало возрождения.

Задание 2. Выделенный текст перепишите и обведите в рамочку.


1613 – 1645 гг. – царствование Михаила Федоровича Романова.


Задание 3. На основе текста выпишите основные направления внутренней (если есть) и внешней (если есть) политики Михаила Романова.


Внутренняя политика Михаила Романова:

1) Царские войска и население воевали с отря­дами казаков и поляков, продолжавших грабить города и де­ревни.

2) Поймали и казнили Заруцкого, Марину Мнишек и ее сына Ивана.

3) В середине 1619 г. из плена вернулся отец царя Филарет, ставший в Москве патриархом и соправителем сына.

4) Первым шагом стал сбор добровольных налогов, что было бы невоз­можно без одобрения собора.

5) Благодаря труду крестьян сельское хозяйство постепенно восстанавливалось. Распахивались заброшенные земли, за­селялись территории к югу от Оки, в Среднем Поволжье, на Урале и в Сибири.


Внешняя политика Михаила Романова:

1) Продолжались войны со Швецией и Речью Посполитой.

2) От шведов удалось освободить Новгород.

3) Наконец были заключены мирные договоры со Шве­цией (1617 г., Столбовский мир) и Польшей (1618 г., Деулинское перемирие). К Польше отошел Смоленск и многие другие земли, к Швеции — все побережье Балтики.



2 вопрос. Развитие ремесла и промышленности.

Задание 4. На основе текста ответьте на вопросы. Полные ответы запишите в конспект.

Вопросы:

1) Какими темпами развивалась промышленность? (Промышленность развивалась быстрыми темпами).

2) Какой город был крупным экономическим центром? (Крупным экономическим центром была Москва)

3) Назовите 4 причины появления мануфактур.

(Причины появления мануфактур:

1. Рост ремесла,

2.превращение значительной его части в мел­кое товарное производство и

3.дальнейшее его укрупнение,

4.ис­пользование наемного труда способствовали появлению и развитию мануфактур).


4) Когда начал формироваться всероссийский рынок? (Всероссийский рынок начал формироваться в XVII в.).

5) Через какие города Россия торговала со странами Западной Европы, со странами на севере Европы и с восточными странами? (Торговля со странами Западной Европы шла через Архан­гельск, Смоленск, Путивль, Свенскую ярмарку под Брянском. Псков и Новгород служили пунктами обмена со Швецией и Северной Германией. В восточной торговле главенствующую роль играла Астрахань).


6) Торговля с какими государствами имела наибольшее значение для России? (Наибольшее значение для России играла торговля с Англией и Голландией).

7) Что вызывало протесты русских купцов? (Протесты русских купцов вызывала конкуренция иностранных купцов, имевших льготы).

8) Какие документы были приняты в рамках политики протекционизма? Какие ограничения для иностранных купцов они вводили? (В 1649 г. царь Алексей Михайлович отменил привилегии английских купцов. В 1653 г. была из­дана «Торговая уставная грамота» («Торговый устав»). Она устанавливала более высокую пошлину для иностранных купцов. В 1667 г. был принят «Новоторго­вый устав», автором которого являлся видный государствен­ный деятель боярин А. Л.Ордин-Нащокин. Отныне иностран­ные купцы могли торговать лишь в пограничных городах и лишь оптом).


3 вопрос. Усиление крепостничества.

Задание 5.

1645 – 1676 гг. – царствование Алексея Михайловича Романова.


1649 г. – принятие Земским собором Соборного уложения царя Алексея Михайловича.


Задание 6. На основе текста ответьте на вопросы. Полные ответы запишите в конспект .

Вопросы:

1) Перечислите «шаги» правительства на завершающем этапе складывания системы крепостного права.

(«Шаги» правительства на завершающем этапе складывания системы крепостного права:

1-й шаг: В 1639 г. урочные лета были увеличены до девяти лет.

2-й шаг: В мае 1642 г. срок сыска был продлен до десяти лет, а для насильно вывезенных — до пятнадцати лет.

3-й шаг: В январе 1649 г. он принял сборник законов — Соборное уложение… Были отменены урочные лета (вводился бессроч­ный сыск беглых крестьян).


2) Какие причины привели к Соляному бунту 1648 г. в Москве? Каков его результат?

(Причины, приведшие к Соляному бунту 1648 г.:

А) Сбор недоимок по восстановленным прямым налогам за время их отмены (2 года).

Б) Беззастенчивые злоупотребления чиновников).

Результат Соляного бунта: взимание недоимок было отсрочено.


3) Какие изменения произошли в городах? (В городах были ликвиди­рованы «белые слободы», которые принадлежали боярам. Все горожане прикреплялись к посаду).



4 вопрос. Народные восстания.

Задание 7. Выделенный текст перепишите и обведите в рамочку.


1662 г. – «Медный бунт» в Москве.


1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами» казаков во главе с С.Т. Разиным на Волгу и северный Прикаспий.


1670 – 1671 гг. – крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.





19.01.17. Повар, кондитер

5.7. Перечень раздаточного дидактического материала по темам

Занятие 2--52. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения.

«Москва – крупный экономический центр России XVII века».


Задание. На основе текста ответьте на вопросы.


Вопросы:


1) Приведите факты, подтверждающие мысль о том, что Москва являлась крупным экономическим центром России XVII века.


2) Какие отрасли промышленности получили развитие в Москве и соседних с ней регионах?


Центры металлургии сложились в уездах к югу от Москвы: Серпуховском, Тульском, Каширском. Развивалась метал­лургия и в Устюжне Железнопольской, Тихвине и Заонежье.

Крупным центром металлообработки стала Москва.

Кузнеч­ное дело было связано с укрупнением производства и приме­нением наемного труда. Тульские кузнецы Демидовы, Басмановы, Мосоловы со временем превратились в крупных металлозаводчиков. Они имели по несколько кузниц, нанимали молотобойцев и других работников, занимались торговлей.

В Москве, Ярославле, Вологде, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани занимались выделкой кож и производством коже­венных изделий.

На одной из первых русских мануфактур — Пушечном дворе в Москве работала кузнечная мельница, чтобы «желе­зо ковать водой»; деревянные здания в городе сменялись ка­менными.

В Москве появились также две казенные порохо­вые мельницы, ткацкая мануфактура — Хамовный двор, шелковая мануфактура — Бархатный двор. На них приме­нялся принудительный труд.

Под Москвой Е.Койет, выходец из Швеции, построил Духанинский стекольный завод, поставлявший посуду во дво­рец и на продажу.