Разработка интегрированного урока математики и истории в 6 классе
Автор: учитель математики МБОУ
«Арылахская средняя общеобразовательная
школа агротехнологического профиля им. Л.Попова»
Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)
Николаева Мария Анатольевна
Тема урока: «Действия над положительными и отрицательными числами».
Цель урока. Повторить правила действий над положительными и отрицательными числами, понятия изменения чисел, модуля числа. Ознакомить учащихся с историческими фактами Родины.
Ход урока.
I.Постановка цели.Сегодня мы с вами повторим правила действий над положительными и отрицательными числами, а так же понятия модуля числа и правила перемещения чисел по координатной прямой. А в конце урока решим задачи на проценты. Сегодняшний наш урок посвящается ко Дню защитников Отечества и к 70-летию Великой Победы нашей армии и всего нашего народа над фашистской Германией. Значит, в ходе решения задач познакомимся с фактами славной истории нашей армии.
II. Решение задач на повторение темы: «Положительные и отрицательные числа»
Задание 1. (на слайде 1) Устно.
Найдите модули чисел: -23; 3; -1918 |
Учитель записывает на доске ответы учащихся: 23.3.1918.
Задает вопрос: Что означает эта дата?
Выслушав ответы учащихся обобщает их ответы:С лета 1914 года шла II мировая война, в которой участвовала и Россия, она воевала с Германией и её союзниками. А в октябре 1917 года в нашей стране свершилась Социалистическая революция. Контрреволюционные силы начали развязывать в стране гражданскую войну. 18февраля германские войска перешли в наступление в направлении Петрограда, Москвы и Киева. И 23 февраля 1918 года стал днем массовой мобилизации трудящихся в ряды Красной Армии. Теперь мы отмечаем этот день как День защитника Отечества.
Задание 2. (на слайде 2)
Вычислите: а) -18-(-40); г) - (-6,4); б) 3,4 – 9,4; д) -2,8 : 0,56; в) -960,37 – 980,63; е) 622,4 : (-0,32). 2) Найдите модули этих чисел. |
Учитель записывает ответы на доске в виде: 22.6.1941 8.5.1945
Учитель: Обратите внимание на получившиеся ответы. Что означают эти даты в истории нашей Родины?
После ответов учащихся учитель делает краткий экскурс в историю: Да. Это – даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Еще в середине 1940 года гитлеровским генеральным штабом был разработан план войны против нашей страны – Советского Союза. Согласно этому плану, получившему название «Барбаросса», Германия должна была одержать «молниеносную победу» над Советским Союзом. И 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на нашу Родину. Гитлеровские войска вторглись в Прибалтику, Белоруссию и на Украину. Наш народ героически вынес это испытание. И 8 мая 1945 года представители поверженной фашистской Германии в Берлине подписали акт о безоговорочной капитуляции. 9 мая 1945 года вся наша страна отметила первый День этой Великой Победы.
Задание 3. (на карточках в 8 вариантах). Числовая прямая на слайде 3.
Задания на карточках:
а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка L при перемещении на 8?
2. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка N при перемещении на -8,5?
3. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка S при перемещении на -4?
4. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка A при перемещении на -4?
5. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка T при перемещении на -3?
6. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка L при перемещении на 5,5?
7. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка V при перемещении на -4,5?
8. а) Запишите координаты точек, заданных на числовой прямой.
б) В какую точку перейдет точка J при перемещении на 4,5?
Учитель: Занесите свои ответы в соответствующие клетки таблицы.
Варианты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 7 | | 8 |
Ответы | S | T | A | L | J | N | J | V |
Учитель: Кто знает, кто такой Сталин Иосиф Виссарионович?
Учитель (после ответов учащихся):И. В. Сталин в годы Великой Отечественной войны был Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Советского Союза и с 1922 года по 1953 год руководил нашей страной.
III. Задачи на проценты (повторение)
Учитель: Великая победа была завоёвана беззаветным мужеством советских воинов и тружеников тыла – наших с вами отцов и дедов, матерей и бабушек. И цена, заплаченная советским народом за эту победу, была чрезмерно высока. На фронте, в плену и на оккупированных землях погибло до 27 млн. человек. Об этом свидетельствуют и следующие цифры ( слайд 4)
Воевали на фронтах Великой Отечественной войны
| Всего было призвано | Из них вернулись домой |
Из Сунтарского улуса | 2387 | 1519 |
Из Арылахского наслега | 124 | 70 |
Учитель: Давайте, вычислим: какой процент призванных из нашего улуса вернулись с Победой домой? А из нашего родного наслега?
Ответы: 64%; 56%.
Учитель: Как мы видим, домой вернулись только чуть больше половины людей, призванных в ряды Красной Армии. А сколько людей погибло в тылу в тяжелые годы войны от голода и болезней! Воистину велика была цена этой победы. И я хочу привести отрывок из стихотворения советского поэта Р. Рождественского (читает со слайда 5):
Люди!
Покуда сердца стучатся
Помните!
Какой ценой завоевано счастье!
Пожалуйста, помните!
IV. Подведение итогов урока.
Вопрос: Что мы на этом уроке повторили по математике?
- координаты точек на прямой;
- изменение величин;
- модуль числа;
- правила действий над положительными и отрицательными числами;
- проценты.
И с помощью математики познакомились с некоторыми фактами истории нашей славной Родины.