Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и сложной дислалии
Бондаренко К.А.,
студентка группы ZМП-Инкл-2-1
научный руководитель Шевченко Л. Е.,
кандидат педагогических наук
Среди различных нарушений речи у детей дошкольного возраста большую трудность для дифференциальной диагностики и коррекционно-логопедической работы представляют сложная функциональная дислалия и стертая дизартрия. В логопедической практике достаточно сложно отграничить эти нарушения, так как они похожи по своим проявлениям, но при этом имеют совершенно различную природу речевого дефекта. [3] Как отмечает Е.Ф. Архипова, после проведения тщательного обследования у 10 % детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» была выявлена стертая дизартрия[1].
При выборе эффективной методики коррекции и для достижения наилучшего результата логопедической работы по преодолению нарушений речи вопросы дифференциальной диагностики артикуляторных расстройств, внешне сходным по проявлениям, являются актуальными. Проблема усугубляется еще тем, что данные вопросы недостаточно освещены в логопедической литературе, не в полном объеме разработан комплексный подход к коррекции стертой дизартрии.
По мнению Л.В. Лопатиной, стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга[2]. Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР - минимальные дизартрические расстройства) - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Исследования Е.Ф. Архиповой показали, что до 35% детей в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию, а в группах для детей с общим недоразвитием речи ‑до 50%.[1]
Коррекционно-логопедическая работа при стертой дизартрии имеет свою специфику. Важен комплексный подход, который включает в себя не только помощь логопеда, но и психолого-педагогическую поддержку и медицинское воздействие. Работа по устранению нарушений звукопроизношения должна сочетаться с общим массажем и массажем артикуляционного аппарата, лечебной физкультурой, специальной артикуляционной гимнастикой.
Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют функциональную и механическую дислалии. В основе функциональной дислалии лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. При механической дислалии чаще всего встречается аномальное развитие артикуляционного аппарата (открытый или закрытый прикус, укороченная уздечка языка и др.). По мнению М.Ф. Фомичевой, как функциональная, так и механическая дислалии, могут быть простыми (мономорфными)—когда у ребенка нарушена какая-то одна группа звуков, и сложными (полиморфными) — когда оказываются нарушенными несколько групп звуков.
Проблеме изучения дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и сложной дислалии посвятили свои труды Ф. Е. Архипова , Л. В. Лопатина., И. Б. Карелина, М. А. Поваляева , Р. И. Мартынова, Р. А. Белова-Давид и др.
Р. А. Белова-Давид выделяет в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом органическая симптоматика может быть выявлена только специальными приемами неврологического обследования. Л.В. Лопатина в первую очередь предлагает выяснить этиологию возникновения нарушений звукопроизношения, выявить неблагоприятные факторы пренатального, катального и раннего постнатального периодов развития ребенка [4]. Для этого, по мнению И.Б. Карелиной, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных [3].
При изучении анамнеза детей со стертой формой дизартрии было выявлено, что у матери имели место нарушения течения беременности: токсикоз, хронические заболевания (болезни почек, печени, сердечнососудистой системы и т. д.), перенесенные во время беременности заболевания (особенно в первой ее половине). В катальном периоде отмечались явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности, стремительные или сухие затяжные роды, резус-конфликтная ситуация, слабость родовой деятельности[4]. И как следствие у детей- низкий бал по шкале Апгар.
По мнению И. Б. Карелиной, раннее развитие детей с дизартрическими нарушениями протекало благополучно. Они вовремя начинали держать голову, сидеть, ползать. Но более сложные локомоторные функции немного отставали в развитии (дети начинали ходить после года, были моторно неловки). Гуление и лепет появлялись своевременно, но затем лепет исчезал, и дети некоторое время молчали[3]. Л. В. Лопатина отмечает у детей с дизартрией чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный необъяснимый плач, стойкое нарушение сна. У новорожденных наблюдались отказ от груди, трудность удержания соска, слабость крика, вялость акта сосания, частые поперхивания, обильные срыгивания при кормлении. Позже могут выявляться трудности жевания и глотания[4].
В анамнезе у детей со сложной дислалией в течении беременности и родов, а также в раннем развитии отклонений не наблюдалось.
Но изучения анамнестических данных для выявления нарушения звукопроизношения недостаточно. Для более эффективного проведения дифференциальной диагностики стертой дизартрии и сложной дислалии Е.Ф.Архиповой были разработаны параметры, с помощью которых можно сравнить эти нарушения.
Таблица 1. Параметры сравнения стертой дизартрии и сложной дислалии
Параметр сравнения | Стертая дизартрия | Сложная дислалия |
Общая моторика | Отмечается общая моторная неловкость, недостаточность координации движений, двигательная недостаточность различных форм (плохо бегают, спотыкаются; плохо стоят и прыгают на одной ноге, при этом ищут поддержку). | Общая моторика в норме. |
Мелкая моторика | Мелкая моторика недостаточно развита. Поздно формируются навыки самообслуживания (дети с трудом застегивают пуговицы, не умеют завязывать шнурки, неправильно держат ложку). Дети не любят рисовать, лепить, делать аппликацию, не интересуются играми с конструктором, не собирают пазлы. Сильно напрягают мышцы руки при рисовании карандашом, или, наоборот, тонус рук мышц снижен. Выполнение пальчиковых упражнений (например, «Коза», «Замок», «Колечки») представляет трудность. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.). | Мелкая моторика в норме или имеются небольшие проблемы. |
Артикуля-ционный аппарат | Выявляются: -паретичность и спастичность мышц органов артикуляции, -девиация (отклонения языка от средней линии), -гиперсаливация (повышенное слюноотделение). -гиперкинезы, проявляющиеся в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. - апраксия, проявляющаяся в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. Дети выполняют все артикуляционные пробы (например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы), но страдает качество выполнения движений: имеет место смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц. | Могут быть особенности строения, приводящие к механическим дислалиям (особенности прикуса, укороченные уздечка языка и др.) не наблюдается нарушений в функциях мышц артикуляционного аппарата. |
Звукопроизношение | Речь невнятна и невыразительна. Имеет место замена и отсутствие звуков, смешение, искажение звуков. Поставленные логопедом звуки долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Нарушено произношение шипящих и свистящих (межзубное произнесение, боковые призвуки). Дети допускают ошибки при произношении слов сложной слоговой структуры, опускают некоторые звуки при стечении согласных [3]. | Страдает артикуляция только согласных звуков. Звуки быстро автоматизируются и вводятся в речь. |
Просодика | Отмечается невнятная, неразборчивая речь - «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда назальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки. | Нарушения голоса не наблюдаются. Нет нарушений темпо – ритмической стороны речи. |
Общее речевое развитие | Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы: Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики, как при дислалии. Уровень речевого развития у этих детей-хороший, они имеют богатый словарь, у них развита связная речь. Но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов; в различении и использовании приставочных глаголов; при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, милиционер, электричество, скатерть, и т.п.); с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т.д.). Вторая группа. Это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. У детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы, у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Третья группа. Это дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи. Они имеют бедный словарь, испытывают трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. У них нарушен грамматический строй, не сформирована слуховая и произносительная дифференциации; плохо развита связная речь [1]. | Имеются нарушения звукопроизношения и просодики. |
Дыхание | Дыхание поверхностное, укорочен фонационный выдох.Наблюдается дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции. | Нарушений дыхания нет |
Т.о., изучение дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и сложной дислалии представляет интерес для логопедии и неврологии, и требует дальнейшей разработки методов комплексной диагностики.
Литература
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия. - М., 2006.
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии» –– М.: Просвещение, 1989.
3.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология.- 1996.- №5.- с.10-13.
4. Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С.-Пб., 2000. – с. 177-182.