СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированные формы организации начальной деятельности учащихся на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предложены самые разноообразные вопросы по биологи на разных этапах урока и в разных классах

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированные формы организации начальной деятельности учащихся на уроках биологии»


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Из опыта работы учителя

высшей категории г.Донецка Жмака Л.В


Одной из целей школьного образования является создание благоприятных условий для успешного обучения и воспитания с учетом интересов и способностей учащихся. В.А. Сухомлинский писал «ничто так не угнетает ребенка, как осознание бесперспективности: «я ни на что не годный» Разочарование, подавление – эти чувства отражаются на всем умственном труде учащихся, мозг его цепенеет. Нет абстрактного ученика, нет каких то единых для всех школьников предпосылок в обучении. Для одного показателем успеха есть «отлично», а для другого и «удовлетворительно» великое достижение. Великий педагог, обосновывая потребность в индивидуализации обучения, акцентировал внимание на необходимости правильного определения способностей каждого ученика в данный момент, предвидя развитие его интеллекта в будущем. Делать это следует, сохраняя и воспитывая чувство собственного достоинства каждого ребенка.

Школьный курс биологии снабжен сложной терминологией и сложными учебниками (большой объем и сложное изложение), поэтому дифференциация необходима.

Дифференциация включает:

  1. контроль за качеством знаний путем выполнения разно-уровневых заданий в процессе выполнения контрольных и самостоятельных работ, фронтального и индивидуального опроса, тестах.

  2. организация самостоятельной работы на уроках усвоения, обобщения и систематизации знаний.

  3. выполнения домашних заданий.

Например, во фронтальном опросе наиболее сложные задания предлагаются учащимся, которые всегда готовы к уроку, выполняют домашние задания, владеют литературной речью. Ответ такого ученика может быть не только контролем его знаний, но и обучением для других учашихся.

Опрос слабых учащихся не желательно делать предметом обсуждения всего класса, иногда это приводит к разочарованию собственных возможностей. Часто таким ученикам можно предложить работу «учитель – ученик» или «ученик – ученик». Ученик, который сидит рядом с учителем, когда другие выполняют самостоятельную работу, чувствует себя спокойно и может отвечать на вопросы учителя, принимает его замечания, так можно проверить степень знаний учащихся, но и помощь в изучении нового материала. В паре «ученик- ученик» учитель назначает лучшего ученика (консультанта). Он осуществляет поряснительную и контролирующую функцию.

Во время выполнения контрольных работ и тестов используются задания, в которых требуются знания предыдущих тем, а для других лишь знания изучаемой темы. Например, в тестах для слабых учеников в 11 классе при обобщении темы «РАЗМНОЖЕНИЕ и РАЗВИТИЕ» можно использовать задания типа:

Органы животных формируются на стадии:

Дробления, бластулы, гаструлы, органогенеза

Опишите одну из хорошо понимаемых вами стадий.

Для более сильных учеников предлагается выполнение более сложных заданий, и над ними ученик работает тоже выборочно. Например, в 11 классе в этой же теме можно предложить задания типа:

  1. какая связь существует между вегетативным размножением и регенерацией?

  2. что общего и в чем различия бесполого и вегетативного размножения?

  3. биологическая роль коньюгации, копуляции и кроссинговера в передаче наследственности?

Для среднего ученика предлагаются задания, ответы на которые не требуют активной мыслительной деятельности, а только конкретные знания материала:

1. какие формы бесполого размножения вам известны, их отличия от полового.

  1. опишите послезародышевое развитие

  2. что такое дифференциация клеток? На уроках усвоения новых знаний тоже возможна дифференциация. Так наиболее сильным ученикам предложить подготовить сравнительную характеристику организмов. Например, в 8 классе при обобщении темы « ПТИЦЫ», для сильной категории учащихся дать сравнительную характеристику пресмыкающихся и птиц по плану или без плана (по усмотрению учителя). Для среднего звена подготовить письменный ответ приспособление птиц к полету. Третьи ученики пишут разнообразие и значение птиц. Здесь учитываются особенности учеников, на что и направлен выбор вопросов. Ответ первых будет обобщением двух тем, ответ вторых будет систематизацией знаний темы, и этот ответ можно считать ориентиром в усвоении темы.

В использовании групповой формы обучения тоже можно применить дифференциацию. Для более сильных детей можно предложить поисковые задания с вопросами «ваши рассуждения», для среднего звена « ответ обоснуйте».

Дифференциация знаний предусматривает написание рефератов разной сложности, подготовки коротких сообщений, поиски ответов на проблемные задания. Дифференциация призвана вызывать интерес у учащихся, стимулирование желание учиться.


Сегодня приоритетное значение имеет посильное овладение учащимися самостоятельного приобретения знаний. Реализация этого аспекта невозможна без правильной организации работы со школьным учебником. Учитель должен умело организовать самостоятельную работу учащихся на уроках.

Особенностью методики организации этой работы можно отметить следующее:

  1. Готовность учителя руководить познавательной активностью учащихся, наблюдать, анализировать, планировать самостоятельную активность

  2. Умение учителя организовать самостоятельную работу на положительный результат.

  3. Умение учителя применять конкретные приемы для формирования в учащихся важности этой работы.

  4. Умение учителя вызвать желание изучать некоторые вопросы биологии самостоятельно, побуждать до желания переносить знания и умения, полученные в результате самостоятельного изучения в другие жизненные ситуации.

  5. Развивать у учащихся логическое и креативное мышление, на которых основывается биологическая информация, способность к формированию собственной компетентности.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ.

Развитие логического мышления в 6– 7 классах


Описать характеристику организма по плану:

  1. значение этого животного или растения

  2. среда обитания

  3. приспособления к среде обитания

  4. характерные внешние признаки

  5. характерные внутренние признаки

  6. размножение и развитие

В ходе ответа должна звучать взаимосвязь строения к среде обитания и соответственно выполняемые функции.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ В 9 –10 КЛАССАХ


  1. Какое превращение веществ приводит к ожирению человека при переедании углеводной пищи? (знания из химии и биологии).

  2. Свяжите строение молекулы воды с ее свойствами и функциями в организме (знания из химии и биологии).

  3. Каковы общественно-экономические предпосылки создания представлений о биологических расах (знания из истории, экономики и биологии)

  4. Решение задач. Биомасса сухого сена с 1 м2 луга составляет 200 г. Рассчитайте, сколько га луга потребуется, чтобы прокормить одного ученика массой 60 кг (60 % составляет вода). Цепь: трава—корова – человек, (связь математики и биологии).


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕНОСА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ В 9 КЛАССЕ


  1. Какую первую помощь вы окажете человеку, подвернувшему ногу?

  2. Вы порезали палец. Как его обработать? Как наложить элементарную повязку на капиллярное кровотечение?

  3. Покажите приемы искусственного дыхания.

  4. Как вы понимаете повышенное давление? Как измерить давление на руке человека?


ЗАДАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УРОКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОБЪЯСНЕНИЯ.


1. Сколько м3 воздуха расходует на дыхание класс из 35 человек, если восьмиклассник в среднем делает 16 вдохов в минуту по 500 см воздуха?

2. Великий Дарвин задал однажды умную загадку. Какая связь существует между старыми девами и молоком, которое дает корова?

3.«Зеркалом организма» назвал кровь видный французский физиолог Клод Бернар. Поясните утверждение ученого?

  1. При изучении темы «Клетка» предложить учащимся ответить на вопрос: «Почему клетку называют идеальным городом»?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАБЛЮДАТЬ ДЛЯ 6 – 7 КЛАССОВ.

Посмотрите в окно. Опишите состояние живой природы (деревьев, кустарников, листьев, животных) и неживой природы на данный момент. Какие взаимодействия живого с неживым вы наблюдаете?

В слабых классах, где не всегда возможно проводить логические и проблемные задания, можно использовать на уроках поддерживающее обучение. Сначала учитель делает короткое сообщение по теме и цели урока, а потом можно включить в обсуждение и учащихся, но ненадолго и затем привлечь их к выполнению какого-то фрагмента самостоятельной работы с учебником. Далее учитель снова подает порцию нового материала с последующим выполнением самостоятельной работы. Разные виды поддержания активности при таком построении урока в достаточной мере чередуются, что и позволяют учителю управлять познавательной активностью учащихся.

Частые небольшие самостоятельные работы помогают учащимся почувствовать продвижение в учебе, а также в постепенном приобретении навыков работы с учебником.