СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа по теме: «Воспитательные возможности английского языка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа по теме: «Воспитательные возможности английского языка»»

 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



по дополнительной профессиональной образовательной программе

 профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель английского языка»



Тема:

«Воспитательные возможности английского языка»

  

Дипломную работу подготовила:

Яшкова Олеся Вячеславовна

 

Должность:

учитель английского языка

Место работы:

МБОУ СОШ №8 г. Туапсе

 

31   марта 2017 г.

г. Туапсе, Краснодарский край

Российская Федерация





Оглавление

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Воспитывающая роль процесса обучения____________________5-10

1.1. Понятие воспитания в процессе обучения__________________________5

1.2 Воспитательная роль уроков английского языка_____________________8

Глава II. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема______________________________________________________10-23

2.1. Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества_10

2.2. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников__________________________________16

Заключение______________________________________________________24

Список использованной литературы_________________________________26

















Введение

Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультуpной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанныx компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:

  • в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

  • в воспитании культуры общения;

  • в пoддержании интереса к учению и фoрмированию познавательной активности;

  • в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциалe. Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Вoспитательные возможности заключены в содержании используемыx материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного языка есть своя особенность – это обучать общению, котороe по своей сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, вниманиe, память и т.д.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве oсновной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время целью овладения иностранным языком cчитается приобщение к иной культуpе и участие в диалоге культур. Этa цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Не случайно в ФГОС второгo поколения наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального pоссийского общества; воспитание чувства долга перед Родиной».

Обучение oбязательнo воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.

В процессе овладения лексикой и грамматикой иностранного языка, ученик в той или иной степени обращается к культуре и историческому наследию той нации, язык которой он изучает. Вoспитательная и образовательная цели урока всегда тесно взаимосвязаны. Любой урок в той или иной степени способствует воспитанию учеников. Необходимо пpи передаче знаний все-таки ориентироваться на воспитательные моменты. Причем, они могут относиться как к дисциплине на уpоке, так и к способам передачи информации.

Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью обучения иностранному языку направить воспитательный процесс в cторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечествoм за многие тысячелетия.

Общeпризнанно, что изучение иностранных языков имеет большое общеобразовательное и социокультурное значение. Все хорошие современные учебники иностранных языков содержат богатый страноведческий материал, знакомящий учащихся с разнообразными культуpно-историческими реалиями страны изучаемого языка. Отсюда и вытекает актуальность темы выбранной мною дипломной работы.

Цeлью данной работы является исследование воспитательного потенциала урока английского языка, что обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

– выявить пoнятие воспитания в педагогической науке;

– рассмотреть особенности воспитательной роли английскогo языка;

– исследовать воспитательные возможности уpоков английскогo языка.













Глава I. Воспитывающая роль процесса обучения

1.1. Понятие воспитания в процессе обучения

Воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет краеугольный камень всякого воспитания. В XIX в. в педагогической науке утвердилась теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта.

Сегодня мы живем в условиях многоликости культур. Если воспитание – это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, то ориентирами в направлениях воспитательной работы в современных условиях должны быть: нравственная и коммуникативная культура, культура жизненного самоопределения, семейных отношений, труда, культура экономическая и политическая, правовая и демократическая, экологическая, физическая, художественная. Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. А это и есть личностные результаты освоения образовательной программы по новому Федеральному государственному образовательному стандарту.

В современных педагогических исследованиях представлен идеальный образ урока, важнейшим элементом которого является воспитание. В истории отечественной педагогики вопрос о воспитательном потенциале хорошего урока ставился неоднократно. К.Д. Ушинский, например, отмечал: «Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя». Педагог вычленял в понятии урока культуру учебного труда и культуру нравственных отношений, овладение которыми зависит от непременной воспитательной составляющей урока.

Наши современники считают, что хороший и даже идеальный урок (по Н.Е. Щурковой) – «это организованное духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения».

Педагогическое общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми, любой вид общения в паре «учитель – ученик» независимо от ситуации является воспитывающим.

Способность эффективно, культуросообразно оперировать словами, направленная развитость вербального интеллекта – яркий признак воспитанности и одновременно высокий уровень уяснения сущности познаваемых объектов. Чем больше времени и сил мы уделяем развитию вербального интеллекта учащихся, тем более воспитывающим оказывается потенциал обучения. Показателем высокого уровня общей воспитанности школьников является количество и качество употребляемых ими выражений, соответствие этих выражений социальной, интеллектуальной, культурной норме. Назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни. Таким образом, развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром. Характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности. Педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям. Взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

1.2 Воспитательная роль уроков английского языка

В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение иностранному языку осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет четко выраженную культуроведческую направленность.

В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный облик ребенка, так как затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Представляется, что важным источником воспитательных ценностей молодежи могут служить особенности современного английского речевого этикета. Например, специфика речевого поведения англичан такова, что важное место среди типичных оборотов речевого этикета английского языка занимают выражения благодарности, которые усваиваются и употребляются англичанами уже в раннем детстве почти машинально. Это привносит в межличностное общение ощущение взаимного уважения, теплоты, доброжелательности и, следовательно, имеет "личностно развивающийся" эффект. Напротив, неумение своевременно адекватно выразить благодарность может нарушить общение, отрицательно повлиять на взаимоотношение собеседников. У большинства говорящих на английском языке выражение благодарности ассоциируется со словами Thank you. Однако исследования американских ученых показали, что носители языка, произносят слова благодарности, руководствуясь некоей системой правил, которая позволяет им в каждой конкретной ситуации избрать адекватную речевую форму. Например, уходя со званного обеда, гость говорит: "Thank you for inviting me. I had a great time". A получив подарок, человек восклицает: "Oh, how beautiful! How did you know? It's just what I wanted!" Авторы отмечают закономерность, согласно которой благодарность выражается тем многословнее, чем сильнее переживаемое человеком чувство.

Главная ценность уроков английского языка заключается в его воспитательном потенциале. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На этих уроках есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

– учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

– каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

– участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

















Глава II. Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема.

2.1. Духовно-нравственные принципы и ценности современного общества

Трансформация всех сторон российской жизни в последние 15 лет особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным.

Духовность – это качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Рассмотрим сущность и специфику нравственного воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.

Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие.

Как известно, личность учителя играет важную роль в процессе воспитания, поэтому первая проблема связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

– опыт переживания высоких духовных состояний;

– опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;

– опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;

– опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:

– опыт разрешения нравственных проблем;

– опыт содержательного, духовного общения;

– опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)

Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей.

По мнению А.И. Шемшуриной наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:

— гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

— ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

— долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

— совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

— чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

— гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

— культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;

— способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

— чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам.

Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

2.2. Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Одним из эффективных приемов и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время является применение элементов дидактических игр на уроках английского языка. Придерживаясь позиции известных педагогов, таких как И.Н Верещагина, Е.И. Негневицкая, Т.Б. Климентьева и др., можно выделить игру в качестве одного из перспективных средств реализации воспитательного потенциала учащихся на уроке английского языка. Вышеуказанные авторы классифицируют дидактические игры в зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель. Они делятся на:

— грамматические игры;

— игры для обучения чтению;

— игры для обучения аудированию;

— игры для обучения говорению;

— смешанные игры.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: «как поступить?», «что сказать?», «как выиграть?».

Дидактические игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковый барьер, усталость.

Чтобы сделать занятия английским языком интересными и увлекательными, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность необходимо привлекать различного вида игровые приемы работы. "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который нельзя изменить" (М. Горький). Игра вызывает у детей наибольший интерес: приближает речевую деятельность к естественным нормам, помогает развивать навыки общения, способствует эффективной отработке языкового материала, обеспечивает практическую направленность обучения.

Игра может быть организована на материале любой изученной темы, а также на заключительном этапе изучения определенного программой цикла. Игра — это не только своеобразный тестовый контроль, аудирование, проверка усвоения изученного лексического и грамматического материала, навыков говорения, но и особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, желание победы - все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность и неуверенность, мешающую свободному общению, развивает любознательность.

Игры на уроке способствуют:

— реализации воспитательных возможностей, заложенные в содержании учебного материала;

— созданию психологической готовности детей к речевому общению;

— тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще;

— решению проблемы повышения заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка, иностранной культуры, глубокого познавательного интереса к предмету.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

Ролевая игра помогает развивать у детей языковую компетенцию. В результате театральной деятельности создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, увереннее в себе, дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи.

Участие во таких мероприятиях способствует социализации личности. Ребенок играет определенную роль. И способность легко принимать на себя различные роли делает человека более уверенным, социально компетентным. Игра дает возможность тренировать, активизировать одни и те же грамматические конструкции и формы много раз в различных ситуациях и переносить их из игровых в реальные.

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, как столицы Хабаровского края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на изучаемом языке.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Приобщение к культуре страны изучаемого языка через элементы фольклора, пословиц, поговорок, скороговорок даёт учащимся ощущение сопричастности к другому народу, воспитывая в то же время гордость за свой народ и его язык.

Наиболее интересны для учащихся следующие пословицы и поговорки, позволяющие провести сопоставительный анализ с соответствующими русскими.

Английская пословица

Русская пословица

The wider we roam – the welcome home

Всякому мила своя сторона

Home is home though it be never so homely

Своя земля и в горести мила

Every bird likes its own nest best

Всякая сосна своему бору шумит

East or west home is best

В гостях хорошо, а дома лучше

There is no place like home

Дома и стены помогают

Родной куст и зайцу дорог

Home is where the heart is

Без корня и полынь не растет

Большое значение имеет работа с поэтическим материалом, который развивает ребенка, обогащает его духовный мир, прививает любовь к родной природе, чуткость к поэтическому слову. Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательным, повышают мотивацию и интерес к изучению предмета.

На уроках английского языка также стоит уделять большое внимание отбору стихотворений, в основу которых положены тематические, познавательные и дидактические принципы. Подходы к работе над стихами на уроке могут быть разными в зависимости от задач и от возраста учащихся.

Перевод стихов на русский язык, побуждение учащихся к сочинению собственных также является эффективным методом развития поэтического мышления, учит выражать свои чувства, вырабатывает чувство языка. Все перечисленные методы обучения английскому способствуют расширению потенциального словарного запаса учащихся, облегчает процессы общения, расширяют представления о стране изучаемого языка. Делая акцент на воспитание у школьников положительного отношения к языку и культуре народов, говорящих на английском языке, я стремлюсь на материале УМК данных авторов воспитывать патриотов своей Родины. Публицист и историк Михаил Меньшиков писал: «Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм».

























Заключение

Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме online, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.

В заключение данной дипломной работы необходимо отметить, что все поставленные во введении задачи решены.

Во-первых, выявлено понятие воспитания. Категория "воспитание" является одной из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком смысле, включая в него воздействие на личность в целом и воспитание в узком смысле - как уже выше говорилось, целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Во-вторых, в ходе изучения выявлено воспитательное влияние уроков английского языка. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении английскому языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом активно используется игра, как метод и прием обучения.

В-третьих, совместно с другими предметами изучение иностранного языка, в частности английского, способствует формированию и развитию у школьников в средней школе ключевых компетенций, включающих образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, а также компетенцию личностного самосовершенствования.











Список использованной литературы

  1. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001.

  2. Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.

  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011.

  4. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006.

  5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ­ М., 2009.

  6. Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  7. Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М., - Просвещение – 2004.

  8. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010.

  9. Шошина М.Ю. Формирование познавательных мотивов на уроках иностранного языка, ИЯШ №8,2008.

  10. Штарина А.Г., Английский язык. Компетентностный подход в преподавании, изд – во «Учитель», г. Волгоград, 2008.