СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискуссия "Справедливость и равенство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Дискуссия о справедливосте и равенстве"

Просмотр содержимого документа
«Дискуссия "Справедливость и равенство"»

Тема: «Справедливость и равенство»

Цель:

- определить собственное понимание понятий «справедливость» и «равенство»; проанализировать историю осмысления указанных понятий; сравнить с современным пониманием

- развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию;

- сформировать умения оценивать поведение человека с позиции этих категорий; формировать собственную мировоззренческую позицию.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное развивающее обучение, информационные технологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маршрутный лист.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

  1. Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас очень интересная и глубокая тема, она очень проста и одновременно сложна для восприятия. Очень часто мы в жизни сталкиваемся с понятиями справедливость, равенство…мы говорим…справедливый человек или полная несправедливость. Часто восклицаем…где же справедливость?

  2. Сегодня на уроке мы попробуем поразмышлять над этими понятиями. У нас есть представление о словах «справедливость и равенство»? Ау других? Для чего нам нужно разобраться в таких отвлеченных понятиях, как «справедливость и равенство»?


Представление есть, жизненный опыт есть. Поэтому, используя маршрутный лист, сформулируйте цели нашего урока.


Сравнивают сформулированные цели с целями, которые поставлены учителем.


С какими словами ассоциируются у вас понятия «равенство и справедливость»?


Все указанные слова имеют положительный смысл.

Известно, что нужно жить честно, относится ко всему справедливо.

Но так ли мы живем и есть ли в нашем мире справедливость и равенство?


Просмотр видеоролика «Барака».


Формулируем проблему: К справедливости и равенству человечество стремится. Но существуют ли они?


Определим, как нам нужно решить поставленную проблему, что проанализировать, сопоставить, Т.Е НАМЕТИТЬ план. Составляем кластер.



Ученики слушают учителя, обдумывают свои ответы, смотрят видеофрагмент, записывают в подготовленный маршрутный лист

Сообщение нового материала

Итак, цели поставлены, проблема сформулирована, пути ее решения определены.


Определим значение слов в этимологических словарях В. Даля и С. Ожегова. Дополним сделанную на доске запись наших ассоциаций (праведность, правда, неподкупность, истина, честность, добро, совесть и др.).


Работа с таблицей «Развитие представлений о понятиях «справедливость и равенство», историческими документами (отрывками из трудов Аристотеля, Платона), учебником.


Справедливыми считают людей, исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми – чинящих произвол, нарушающих права других людей.

Платон и Аристотель (слайд) рассматривали справедливость как общественную добродетель. Аристотель различал два вида справедливости: распределение почестей и материальных благ между гражданами по заслугам и уравнение сторон, участвующих в обмене, независимо от критерия достоинства. Современные философы сравнивают справедливость с истиной.


Учебник Всемирной истории, 8 кл. Социалистические учения. Как определяли указанные понятия?


Даем собственное определение, используя опорные слова, которые записаны на доске( ассоциации + словарь + учебник + тексты).

В учебнике есть определние , что такое равенство и справедливость?


Почему нет? Сложное философское понятие.

Пытались ли люди практически воплотить представления о справедливости и равенстве в жизни?


Учащиеся приводят примеры из истории.


Просматривают отрывок из фильма «Собачье сердце» по мотивам повести М. Булгакова.


Удалось построить общество нового типа? Почему?


Равенство – это хорошо или плохо?

Клип. Стихотворение Володина читает И. Витторган.


Ученики слушают учителя, обсуждают, отстаивают свою точку зрения, самостоятельно работают с учебником и текстами, смотрят презентацию, видеофрагменты и делают записи в маршрутном листе.


Дискуссионный этап урока: «Нужно ли нам стремиться к абсолютному равенству?»

Наш сегодняшний урок – это урок дискуссия, когда мы будем обмениваться мнениями, мы научимся отстаивать свою позицию, если мы не согласны с позицией выступающего, то надо открыто выступить с критикой и аргументировать ее.

Напомнить учащимся правила ведения дискуссии (слайд):

- говорите здесь и сейчас;
- выступать можно только с разрешения ведущего;
- в дискуссии должны участвовать все;
- каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться;
- обсуждению подлежат все без исключения позиции;
- постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его точку зрения;
- критикуйте не оппонентов, а их идеи;
- в процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов;
- в процессе дискуссии подводятся промежуточные и конечные итоги.

Учащиеся высказывают мнения по предложенным высказываниям.

Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть справедливым. Гюго

Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду, как свою. Солон

Быть несправедливым к себе так же трудно, как быть справедливым к другим. Лемель

Справедливость — вот добродетель душ великих. Платон

Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Первейшее равенство – справедливость. В.Гюго

Равенства трудно достичь потому; что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас. А. Бек








Учащиеся внимательно изучают правила ведения дискуссии на слайде















Ученики подготовили высказывание в структуре ПОПС-формулы (положение – объяснение – пример – суждение).


Другие учащиеся участвуют в обсуждении и высказывают свои мнения, определяют свою позицию.






Содержательная рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы теста, аргументируя свою позицию.

Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий «справедливость» и «равенство».

Синквейн. Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием. (слайд)

Читают и анализируют синквейны, предложенные учителем.

  1. Справедливость

  2. Честная, неподкупная

  3. Борется, устанавливается, побеждает

  4. Справедливость – это божий дар.

  5. Цель

  1. Равенство

  2. Правовое, недостижимое

  3. уменьшается, исчезает, возрождается

  4. Полное равенство недостижимо.

  5. Мираж

Выводы:

  1. Сложные философские понятия и нравственные категории.

  2. Человечество стремится к воплощению. Но жизнь далеко не совершенна.

Выступление Патриарха Кирилла о нравственном аспекте справедливости.

Понравился урок? Что произвело наибольшее впечатление?

Учащиеся поочередно высказывают каждую позицию синквейна.

Подведение итога

Подвести итог. Отметить каждого ученика, оценить его вклад в урок.





Тест.

1. Как ты думаешь, может ли мать, имеющая несколько детей, любить их всех одинаково сильно?
а) Нет, чтобы достичь этого, нужно быть чрезмерно трезвым и холодным человеком.
б) Да, это возможно.
в) Возможно, это получается не каждый день, но к этому стоит стремиться.

2. Нравится ли тебе поговорка: "Как ты со мной, так и я с тобой!" Поступаешь ли сама по этому принципу?
а) Часто это лучшее решение
б) Я против. С другими надо обращаться так, как ты хотела бы, чтобы обращались с тобой.
в) В общем-то, это не самая лучшая формула.

3. Твой друг рассказывает, что поругался с лучшим другом, поскольку тот его обманул. Что ты ему посоветуешь?
а) На его месте я бы задумался, настоящая ли это была дружба.
б) Я напомню ему о том, что он всегда ценил эту дружбу.
в) Я посоветую ему выяснить, почему его друг солгал.


6. Твоему другу повысили зарплату, и он расщедрился по отношению к тебе. Что ты об этом думаешь?
а) Вероятно, у него есть такая потребность, и я об этом не задумываюсь, я просто пользуюсь.
б) Я задумаюсь, каким образом я мог бы отплатить ей тем же.
в) Скажу, что мне это неприятно.

7. Считаешь ли ты себя справедливым человеком?