Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Лицей № 40»
Методическая разработка
внеурочной формы деятельности
по учебному предмету
Информатика
по теме «Дистанционная игра по информатике «КЕА»
Автор:
учитель информатики
Мошникова Т.Н.
г. Петрозаводск
2016
Аннотация
Игра по информатике «Кеа» представляет собой дистанционную форму организации внеурочной деятельности учеников по предмету информатика. В игре применяются облачные технологии Google с целью размещения заданий и получения ответов от учеников. Цели и задачи игры «Кеа» сочетаются с целями и задачами обучения информатике. Игра по информатике «Кеа» направлена на учеников 5, 6 классов и выступает как средство повышения интереса учеников к предмету информатика, повышения их познавательной активности, формирования информационно-коммуникационных компетенций.
Введение
В связи с переходом на новые ФГОС изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие компетенций учащихся в самостоятельном поиске, сборе, анализе и представлении информации. Современный учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.
Дистанционное обучение является современной формой обучения, ведущим средством которой выступают информационные технологии. Дистанционное обучение ведется на расстоянии и позволяет вовлечь учеников в образовательный процесс и во внеурочное время.
Дистанционная игра - увлекательная и эффективная форма занятий, в которой может принять участие школьник из любого образовательного учреждения города, для этого достаточно знать технологию организации данного проекта и иметь доступ к сети Интернет. Возможность объединить учеников на расстоянии общими задачи и целью делает дистанционную игру уникальной.
В свете новых стандартов образования, подобные игровые методики способствуют развитию познавательного интереса школьников и более глубокому изучению предмета, стимулируют получение навыков поиска и обработки информации, развивают метапредметные компетенции.
Основная часть
Дистанционная игра по информатике «КЕА» ориентирована на учеников 5, 6 классов и ее целью является создание условий для активизации познавательной деятельности учеников в области информатики и ИКТ, формирования информационно-коммуникационных компетенций.
Задачи дистанционной игры:
способствовать активизации познавательной деятельности;
способствовать формированию компетенций в области ИКТ;
выявить учеников, имеющих наиболее высокий уровень сформированности компетенций в области ИКТ.
Задания, предлагаемые школьникам в игре, направлены на формирование и развитие компетенций учащихся в самостоятельном поиске, сборе, анализе и представлении информации. Задания игры сопровождает главный герой, попугай Кеа, с которым ученики решают задачи, тем самым проявляют личностное отношение к задаче. Задания ориентированы на содержание учебных тем по информатике: информация, информационные технологии.
Технология проведения игры
Платформой для размещения игры является Google-сайт, на котором ученики получают доступ к заданиям прошлых лет, к положению и заданиям игры на текущий учебный год, к результатам игры. Средством взаимодействия в игре выступают Google-формы, в которых ученики регистрируются и отправляют ответы на задания. Средством сбора и хранения информации выступают Google-таблицы. Анализ и подведение итогов, составление протокола осуществляется с использованием электронных таблиц Microsoft Office Excel.
ПОЛОЖЕНИЕ
дистанционной игры по информатике «КЕА»
Общие положения
Дистанционная игра по информатике «КЕА» проводится среди учащихся 5, 6 классов.
Дистанционная игра по информатике «КЕА» проводится учителем информатики Мошниковой Татьяной Николаевной (МОУ «Лицей №40», t.n.moshnikova@mail.ru), организован городским методическим объединением учителей информатики (г. Петрозаводск).
Цели и задачи игры
Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учеников в области информатики и ИКТ, формирования информационно-коммуникационных компетенций.
Задачи:
способствовать активизации познавательной деятельности;
способствовать формированию компетенций в области ИКТ;
выявить учеников, имеющих наиболее высокий уровень сформированности компетенций в области ИКТ.
Участники игры
Участниками конкурса могут быть учащиеся (не команды) 5, 6 классов любых типов образовательных учреждений.
Организация игры
Для участия в дистанционной игре необходим компьютер с выходом в Интернет.
Игра проводится с 2 декабря (с 15 ч. по московскому времени) по 3декабря (до 15 ч. по московскому времени) на сайте https://sites.google.com/site/kea40game/igra.
Для участия в дистанционной игре по информатике «КЕА» необходимо заполнить анкету с 28 ноября по 1 декабря по ссылке: https://sites.google.com/site/kea40game/registracia-ucastnikov
2 декабря в 15 ч. по московскому времени на сайте игры https://sites.google.com/site/kea40game/igra появятся задания, ответы на них необходимо ввести до 15 ч. по московскому времени 3 декабря.
В дистанционной игре 5 заданий.
За каждое выполненное задание начисляется от 0 до 3 баллов.
Во время дистанционной игры участникам необходимо использовать ресурсы сети Интернет.
Дистанционная игра завершается 3 декабря 2016 г. в 15 ч. по московскому времени.
Подведение итогов игры
Подведение итогов проводится раздельно по каждой из параллелей: 5 класс, 6 класс.
При равном количестве баллов места распределятся с учетом времени, потраченного участниками на выполнение заданий.
Итоги дистанционной игры будут представлены на сайте по адресу: https://sites.google.com/site/kea40game/igra до 7 декабря 2016 г.
Победители конкурса награждаются дипломами.
Заключение
Облачные технологии позволяют создавать и использовать ресурсы для организации дистанционного обучения школьников. Опыт трехлетней работы в этом направлении показывает, что ученикам интересна дистанционная форма организации внеурочной деятельности. Такая форма предполагает использование компьютера, сети Интернет, информационно-коммуникационных технологий, все это является актуальным для современного ученика, является для него привычной средой, а значит, такая форма организации деятельности носит личностно-ориентированный характер.
Список использованных источников
Дистанционное обучение школьников, http://festival.1september.ru/articles/571052/
Облачные технологии. https://sites.google.com/site/informatikumno31/--google
Применение интернет-технологий во внеурочной образовательной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/507098/
Приложения
Задания игры «Кеа»
Задания игры по информатике (20 апреля 2014 – 27 апреля 2014)
1 задание:
Кеа очень любит секреты и истории про шпионов. Он решил записать номера необходимых ему телефонов не обычным образом, а лишь одной буквой русского алфавита (оказалось, что все номера телефонов принадлежали одному оператору – TELE2, и эту информацию Кеа шифровать не стал). Так у Кеа получились следующие соответствия:
Друг Киви (953) 720 02 45 - буква Т.
Друг Моа (953) 560 48 72 - буква Ю.
Друг Хааста (953) 211 00 12 – буква Ё.
Но Кеа понял, что его метод неудобен, потому что некоторым номерам он не смог поставить в соответствие букву, и вынужден был присвоить им знак #.
Знак # оказался напротив телефона друга Какаапо (953) 569 72 23.
Кеа – великий задавака! Он сообщил своему другу Киви, что тот никогда не догадается о правиле шифрования номеров телефонов. А вы сможете разгадать это правило? Каким знаком по правилу Кеа представить шестизначный телефон приемной Лицея №40?. Ответ введите сюда (форма на задание).
2 задание:
Однажды Кеа и его друг Киви читали рассказ Николая Носова "Живая Шляпа". В книжке этот рассказ занимал всего две страницы. Кеа любит соревноваться и решил поспорить с другом, что очень быстро определит, сколько символов они прочитали. Киви не поверил, но буквально через несколько мгновений услышал, что в рассказе 1923 символа (включая знаки препинания). Киви задумался, но через минуту заявил, что также сможет быстро посчитать знаки в следующем рассказе, который начинается вот с таких строк:
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали.
Какое число назвал Киви? Ответ введите сюда.
3 задание:
Кеа – еще маленький попугай, как и все дети, он любит смотреть мультфильмы. Из последнего увиденного им мультфильма, он узнал о животном, которое живет только на одном острове в мире. Детеныш этого животного очень милое существо, но взрослые животные – опасные хищники.

Изображение детеныша.
Назовите это животное и укажите ссылку на фотографию с этим животным в сети Интернет. На фотографии должно присутствовать это животное в своей среде обитания. Ответ (название животного и ссылку на фотографию) введите сюда.
4 задание:
Кеа очень любит Nashi (фрукт, похожий на грушу) и считать. Он придумал, как можно выдавать любое число Nashi от 1 до 79 с помощью ящиков разного цвета (при этом ящик со всеми находящимися в нем Nashi нужно отдать целиком).
Он взял по 2 ящика желтого, синего, зеленого и белого цветов и положил в них соответственно 1, 3, 9 и 27 Nashi.
Моа, друг Кеа, попросил выдать ему 49 Nashi. Какие и сколько ящиков отдал Кеа своему другу? Ответ введите сюда.
5 задание:
29 апреля – Международный день Танца.

На сайте Гифовина создайте анимацию на тему этого праздника и разместите файл на стене сообщества Кеа в социальной сети Вконтакте. По количеству лайков вам будут начислены баллы за выполнение этого задания.
Задания для игры по информатике «КЕА» (2014-2015 уч.год)
«Черный ящик»
Моа, друг Кеа, однажды так торопился написать ему сообщение, что Кеа не сразу догадался о том, что Моа имел ввиду. Но скоро догадался, в чем дело.
Догадайтесь и вы о том, что произошло!
| Слово, которое хотел написать Моа | Слово, которое увидел Кеа |
1 | КОД | RJL |
2 | КОТ | RJN |
3 | ИНТЕРНЕТ | BYNTHYTN |
4 | | RKFDBIF |
Какое четвертое слово хотел написать Моа? Выберите картинку с изображением предмета и запишите ее номер в ответ.



«Двоичный код»
Однажды Кеа задумался: «Если компьютер «умеет» работать с различной информацией: текстом, графикой, звуком, то, что хранится в его памяти?» Размышляя над этим, на одной из страниц Интернета Кеа наткнулся на интересную таблицу, она называлась ASCII. И тогда Кеа все понял! Для компьютера информация – это не просто буквы, изображения или звук, это последовательность электрических импульсов. Каждый такой импульс - это бит, который можно условно обозначить 0 и 1.
Кеа записал слово «КОД» так, как его «понимает» компьютер. У него получилась следующая последовательность бит:
11001010 11001110 11000100
А какие биты стоят на 8 и 9 местах в слове «ЛЕН»? Биты нумеруются слева направо, начиная с 1.
Решение: 11001011 11000101 11001101. Ответ: 11
«Числа»
Кеа – великий задавака! Узнав о том, что числа можно записывать по-разному, он решил проверить, сможет ли его друг решить самый простой пример.
С гордостью за себя он написал пример на доске:
A + (B – C), где: A = 1001, B = 210, C = 24.
И пояснил, что все числа записаны необычным образом.
В числе A могут быть использованы только цифры 0 и 1.
В числе B могут быть использованы только цифры 0, 1 и 2.
В числе C могут быть использованы только цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Кеа также дал подсказку.
Обычное число 5 можно записать, например, такими способами:
101, если использовать только цифры 0 и 1
12, если использовать цифры 0, 1 и 2
11, если использовать цифры 0, 1, 2, и 3.
Вычислите значение выражения, которое Кеа написал на доске, и запишите получившееся число обычным образом.
Ответ: 10
«Памятник»
Кеа очень любит путешествовать! В одном из городов он увидел такой памятник.

Моа также захотел своими глазами посмотреть на этот памятник, и спросил у Кеа координаты города.
Напишите координаты города, в котором находится этот памятник.
Формат координат должен быть таким:
55° 45′ 07″ N 37° 36′ 56″ E
Ответ:
52° 31′ 0″ N 13° 23′ 0″ E
«Работаем online»
У Кеа возникли трудности с компьютером. Он слишком увлекается настройкой программного обеспечения, в этот раз он случайно удалил все графические редакторы . Кеа срочно нужно поздравить друга с Днем рождения. Он решил нарисовать ему открытку. Помогите Кеа, найдите в сети Интернет как можно больше графических онлайн редакторов. Кеа выберет подходящий редактор и нарисует открытку другу в режиме реального времени.
Пример списка:
1) http://www.fanstudio.ru
2) http://nbd.in.ua/index/besplatnyj_graficheskij_redaktor_na_russkom_onlajn/0-63
Список ссылок на редакторы введите сюда.

Задание 1. Каким либо образом расшифруйте QR-код. Это можно сделать либо приложением, установленным на ваш смартфон (например, с Google Play Market), или online сервисом (например, http://decodeit.ru/qr). Результатом расшифровки может оказаться текст, ссылка на страницу в Интернет, изображение, визитка и др.
Ответьте на вопрос: какое название носит памятник на фотографии и кто его автор?

Задание 2. Откройте программу блокнот. Введите этот набор символов:
☎
Сохраните документ с расширением html.
Откройте документ в любом браузере.
Что вы увидели? В ответе напишите одно слово.
Задание 3. Числа можно записывать по-разному. Обычно для этого используют арабские цифры. Первоначально арабские цифры рисовались так:

Значение цифры определялось количеством углов в фигуре.
Но есть такие знаковые системы, которые позволяют записывать числа не только с использованием 10 арабских цифр, но с помощью латинских цифр – это шестнадцатеричная система счисления. Алфавит этой системы: цифры от 0 до 9 и латинские буквы от A до F. Причем значение буквы A – это 10, B – это 11, С – это 12, D – это 13, E – это 14, F – это 15. Вот пример того, как можно представить десятичное число 332 в шестнадцатеричной системе счисления.
Число | | Остаток |
3 32 | делим на 16 | 20 целых и 12 в остатке |
2 0 | делим на 16 | 1 целая и 4 в остатке |
1 | делим на 16 | 0 целых и 1 в остатке |
Выписываем остатки в обратном порядке 14С. Последний знак в числе это буква С потому, что 12 – это значение буквы С в шестнадцатеричном алфавите.
Попробуйте представить обычное (то есть десятичное) число 31 в такой системе. Ответ запишите в виде последовательности знаков без пробелов.
З
адание 4. Нужно украсить стены комнаты ровно 5 шариками. У вас имеются в неограниченном количестве шарики белого, красного, желтого и синего цветов. Сколько существует различных комбинаций из 5 цветных шариков?
Цвета шариков могут повторяться. Комбинации считаются различными, если на первом месте стоит шарик белого цвета, остальные красные, или на последнем месте стоит белый шарик, остальные красные.
Задание 5. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит тачка из 50 кирпичей? Вес тачки не учитывать.


Задание 1. Кеа читал текст своей любимой книги и захотел поделиться со своим другом Макомако ее отрывком. Он скопировал фрагмент текста книги и вставил в текстовый документ. Кеа так торопился редактировать текст, как сам не заметил, что натворил.
Вот какую последовательность команд он выполнил:
Заменить символ «н» на «R»
Заменить «ей» на «\\»
Заменить «с» на «78»
Заменить «ш» на «!6»
Заменить «В» на «Q»
Заменить «пр» на «4113»
Заменить «д» на «:=»
Заменить «м» на «(((»
Заменить «л» на «9+»
Заменить «ч» на «-*»
Вот какой текст увидел Кеа в итоге своих действий:
4113иQезя п9+е(((яRRика :=о(((ой, :=я:=я QерRоRперQы((( :=е9+о((( отобра9+ у Rего Qе78ь Qо9+!6ебRый 78карб — у-*ебRики, па9+о-*ку, (((аRтию и (((ет9+у RоQ\\!6\\ (((о:=е9+и «Rи(((бу78-2000». Q78е это от4113аQи9+о78ь Q -*у9+аR по:= 9+е78тRиц\\ и бы9+о заперто Rа за(((ок. :=ур789+я((( Rап9+еQать, -*то 9+арри Rе Qыпо9+Rит 9+етRего :=о(((а!6Rего за:=аRия, а без треRироQок его и78к9+ю-*ат из ко(((аR:=ы факу9+ьтета. Обы-*Rых 9+ю:=\\, Q -*ьих жи9+ах RетRи кап9+и Qо9+!6ебRой кроQи, (((аги RазыQают «(((аг9+ы», -*то Rа их языке зRа-*ит «4113о78таки». :=9+я 4113о78такоQ — Rе :=9+я Q78ех, коRе-*Rо — Qо9+!6ебRик Q 78е(((ье — позор. И -*тобы 4113е78е-*ь Q78якую 78Qязь 78 (((иро((( -*аро:=\\78тQа и ко9+:=оQ78тQа, :=я:=я QерRоR :=аже 78оQу Бук9+ю по78а:=и9+ по:= за(((ок.
Ответьте на вопрос: Какую книгу читал Кеа? Укажите название книги и автора.
Ответ: Гарри Поттер и Тайная комната. Роулинг Джоан.
Задание 2. Кеа сохранил рисунок в файле, и его размер составил 125 Кбит. Кеа выполнил операцию сжатия, и размер файла уменьшился на 15%. Затем Кеа сжал его еще раз и получил всего 1/5 часть от полученного файла в результате первого сжатия.
Ответьте на вопрос: Каким стал размер файла в байтах?
Ответ:2720
Задание 3.Кеа любит историю и много читает. Однажды он узнал о происхождении символа, который сейчас часто используется в социальных сетях. Об этом он решил написать своему другу Макомако. Но часть сообщения почему-то была утеряна. Вот что, Макомако прочитал:
«Макомако, не путай этот символ со знаком диез, для которого в таблице Юникод используется код U+266F. Интересно, что в названии языка программирования С Sharp (Sharp в переводе с англ. означает диез), используют именно этот знак, хотя подразумевают именно диез, объясняя это тем, что оригинальный символ диез сложнее набрать.»
Ответьте на вопросы:О каком символе рассказывал Кеа своему другу (напишите словом)? Каков код этого символа в таблице Юникод?
Ответ: решетка, U+0023
Задание 4.Помогите Кеа определиться, создано ли это изображение в Photoshop’е или это настоящая фотография?

Ответьте на вопрос:создано ли это изображение в Photoshop’е или это настоящая фотография? Объясните Ваше мнение.
Ответ: Нет, это изображение памятника Еды в Женевском озере (Швейцария).
Задание 5.Кеа пригласил на День рождения 65 своих друзей. Известно, что на праздник они принесли 35 киви, 36 наши и 37 фейхоа. 20 друзей принесли киви и наши, 19 друзей принесли и наши, и фейхоа, 15 друзей киви и фейхоа, а все три вида фруктов принесли три друга.
Ответьте на вопросы:Были ли среди друзей те, которые принесли другие фрукты? Если да, то сколько таких друзей?
Ответ: да, 7.
14