МАОУ «Аромашевская СОШ им. В. Д.Кармацкого»
Тема: «Дистанционная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила : Полякова Е.А., руководитель ШМО учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ
с. Аромашево, 2020 г.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
- Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
- задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
- задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
- задания контрольного характера и т.д.
В настоящее время приобретают особую важность и актуальность вопросы, связанные с организацией обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном формате. Правильная организация процесса дистанционного обучения, при которой онлайн-уроки выстраиваются учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, дает ряд преимуществ: учебный материал может быть доступен детям в любое время, причем наряду с усвоением образовательной программы дети приобретают опыт работы на компьютере, учатся сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней.
Рассмотрим дистанционное обучение самых многочисленных групп обучающихся с ОВЗ- это обучающиеся с задержкой психического развития и обучающиеся с интеллектуальными нарушениями.-
Основной особенностью дистанционного обучения является акцент на самостоятельную работу, что вызывает наибольшую трудность у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые в силу своеобразия познавательной и речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы, недостаточной сформированной саморегуляции испытывают трудности в освоении образовательной программы. Поэтому учитель подбирает для них соответствующий учебный материал и конкретные задания, использует специальные методы, приемы и средства обучения.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
задания контрольного характера и т.д.
Учитель, который проводит урок дистанционно, может только вербально и визуально рассказывать материал и давать задания. Поэтому особенно важно для успешного дистанционного обучения детей с ОВЗ, чтобы близкий взрослый присутствовал на занятиях и настраивал техническую часть урока, а также контролировал учебное поведение ребёнка.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1,7.2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала.
- Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач.
- Дополнительные наводящие вопросы.
- Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
- Помощь в выполнении определенных операций.
- Образцы решения задач.
- Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
- Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
На сайте Института коррекционной педагогики (г. Москва) можно найти рекомендации педагогам по реализации АООП для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1,7.2) с использованием дистанционных технологий.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать. Применять способы облегчения трудных заданий, такие как:
наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
помощь в выполнении определенных операций;
образцы решения задач;
дополнительные наводящие вопросы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу;
Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.
Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.
Стараться разнообразить работу на уроке.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АООП ОБРАЗОВАНИЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Педагог должен: Провести установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения. 1. Выяснить у родителей методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн). 2. Наладить дистанционную связь-контакт с родителями учеников для установления дистанционного общения и обучения. 3. Составить расписание он-лайн уроков с учетом времени пользования обучающимся компьютера, с учетом его индивидуальных возможностей (10-15 мин 1 урок; всего 3-4 основных урока; файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). Доводит до сведения родителей. 4. Составить файлы –задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам). 5. Составить файлы-задания для контроля усвоенного программного материала. 6. Дать родителям рекомендации по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся в дистанционной форме) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка.
Советы педагогам по реализации АООП образования с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) с использованием дистанционных технологий
Педагог должен:
1.Провести установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения.
2. Выяснить у родителей методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн).
3. Наладить дистанционную связь-контакт с родителями учеников для установления диктантного общения и обучения.
4. Составить расписание он-лайн уроков с учетом времени пользования обучающимся компьютера, с учетом его индивидуальных возможностей (10-15 мин 1 урок; всего 3-4 основных урока; файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). Доводит до сведения родителей.
5. Составить файлы –задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам).
6. Составить файлы-задания для контроля усвоенного программного материала.
7. Дать родителям рекомендации по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся в дистанционной форме) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка.
8. Чередовать электронные материалы с материалами на бумажном носителе.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АООП ОБРАЗОВАНИЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Консультативная помощь родителям по организации и созданию полезных бытовых ситуаций в условиях домашнего обучения для обучающегося (на основе учебных задач по основным предметам). 2. Организовать с родителями обучающихся чат для оперативной связи: вопрос-ответ. 3. Консультация родителей по организации досуговой деятельности в условиях семьи.
Советы педагогам по реализации АООП образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) с использованием дистанционных технологий
1. Консультативная помощь родителям по организации и созданию полезных бытовых ситуаций в условиях домашнего обучения для обучающегося (на основе учебных задач по основным предметам).
2. Организовать с родителями обучающихся чат для оперативной связи: вопрос-ответ.
3. Консультация родителей по организации досуговой деятельности в условиях семьи
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ (САНПИН 2.4.2.282110 В ПУНКТЕ 10.18.)
Классы
Непрерывная длительность (мин.), не более
1-2
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения
10
Просмотр телепередач
3-4
15
15
5-7
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения
20
15
8-11
20
Работа с изображением на индивидуальном мониторе
15
20
Прослу шивание аудиозаписи
компьютера и клавиатурой
25
25
25
20
15
30
Прослу шивание аудиозаписи в наушниках
10
30
20
20
25
15
25
20
25
25
Необходимо помнить о временных нормах при работе на технических средствах обучения, они прописаны в СанПиН от 29 декабря 2010 года N 189 Перерывы между уроками должны быть продолжительнее для отдыха глаз (15-20 мин). А также полезны игры на развитие мелкой ручной моторики и музыкальные минутки.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
• «Учи.ру», описание: содержит интерактивные учебные курсы для учащихся 1-4 классов; • «Мобильное электронное образование», описание: объединяет электронные образовательные ресурсы для учащихся 1-11 классов; • «Интернет урок», описание: содержит коллекцию школьных видеоуроков; • «ЯКласс», описание: содержит коллекцию видеоуроков и тренажеров для учащихся; • «Лекториум», описание: содержит онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования школьников; • Московская электронная школа, описание: содержит видеоуроки и сценарии уроков; • «Яндекс Учебник», описание: содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку для учителей и учащихся 1-5 классов.
На данный момент, для школьного обучения, разработаны электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения. Нужно сказать, что эти интернет ресурсы разрабатывались для нормотепичных обучающихся, и поэтому нужно учитывать трудность материала.
Интернет ресурсы:
«Учи.ру», описание: содержит интерактивные учебные курсы для учащихся 1-4 классов;
• «Мобильное электронное образование», описание: объединяет электронные образовательные ресурсы для учащихся 1-11 классов;
• «Интернет урок», описание: содержит коллекцию школьных видеоуроков;
• «ЯКласс», описание: содержит коллекцию видеоуроков и тренажеров для учащихся;
• «Лекториум», описание: содержит онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования школьников;
• Московская электронная школа, описание: содержит видеоуроки и сценарии уроков;
• «Яндекс Учебник», описание: содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку для учителей и учащихся 1-5 классов.
На данный момент по всем предметам АООП существуют электронные учебники. Но в нашей школе нет подборки таких учебников.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Документ, учреждение
ссылки
Письмо Министерство просвещения Российской Федерации 1357-М от 24.11.2020 №07-7169
тематика
https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1 .
Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области
Методическое руководство по включению ребенка с ОВЗ дистанционный образовательный процесс. Методические рекомендации, практические материалы
Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области
http://speckor-kirov.ucoz.ru/index/proektirovanie_razdelov_aoop_obuchajushhikhsja_s_umstvennoj_otstalostju_intellektualnymi_narushenijami/0-25 рабочие программы для УО
Рабочие программы для УО вариант 1
http://speckor-kirov.ucoz.ru/index/laboratorija_zpr_quot/0-30
Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области
Рабочие программы для ЗПР вариант 7.2
http://speckor-kirov.ucoz.ru/index/diagnosticheskie_i_obuchajushhie_materialy_dlja_uchenikov/0-38
Институт коррекционной педагогики г. Москва
Институт коррекционной педагогики г. Москва
Материалы к урокам, интерактивные уроки
https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
Дистанционное обучение по АООП
https://ikp-rao.ru/roditelyam/
Библиотека МЭШ (Московская электронная школа)
Методические рекомендации для родителей
https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Рекомендации педагогам по организации ДО обучения детей с ЗПР на начальной ступени обучения (Крестинина И.А.) вебинар
Разработки уроков, видео уроки по всем предметам
https://yadi.sk/i/aaaWHGN7DA1axg
Рекомендации по проведению дистанционных занятий в классе с обучающимися с ЗПР
Свободный доступ до 1 июня 2021 года
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!