МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогической психологии
Для чего человеку самосознание
Эссе
по дисциплине «Общая психология»
Выполнила: студентка 1 курса гр. 1ПС
Мафагел Людмила
Проверила: канд. фил. наук,
доцент кафедры педагогической
психологии Юрина А.А.
Майкоп 2021 г.
Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека [5, c. 53].
Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития[3].
Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим [2].
Актуальность темы работы заключена в том, что по мере приобретения человеком жизненного опыта, перед ним открываются всё новые стороны бытия, а также происходит более или менее глубокое переосмысление жизни [1].
Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в своей жизни.
Так для чего же человеку самосознание? Возьмем для примера молодое поколение. Ведь в молодом возрасте человек начинает осознавать свои качества, способности, возможности, мотивы, знания и интересы. Молодой человек осуществляет целостную оценку себя и своих возможностей.
Молодые люди имеют более или менее адекватные представления о себе, что представляет собой их реальный «Я» образ, который, как правило, совпадает с идеальным «Я» образом. Так, разница между реальным и идеальным «Я» образом способствует не только позитивным, но и приводит к негативным последствиям.
В молодости на показатель самооценки оказывает воздействие уровень достижений личности. Так, самооценка в этом возрасте растет при достижении успеха и снижается при неудачах. Если происходят негативные события, то для поддержания «Я» концепции молодым людям необходимо провести:
- объяснение своего неуспеха через использование механизма рационализации;
- переключение на другую деятельность, где возможен успех и другое.
- получить поддержку от других людей, которые сподвигнут его на более успешные дела [4, c. 283-294].
Формирование «Я» концепции происходит в связи с самоактуализацией личности. Человек определяет себя, например, как красивый или некрасивый, здоровый или больной, полный или худой. В качестве мотивирующего стимула развития «Я» концепции выступает стремление к актуализации. Для молодых людей контроль этого процесса происходит через принятие личностью социальных (нравственных, культурных и другое.) понятий и ценностей.
Так же, выбранная профессия, которая находится в рамках «Я»-концепции человека дает ему больше мотивации и человек добивается самореализации.
Начало жизни молодых людей связано с определенными планами и надеждами, которые представляют собой мечты для осуществления. Здесь важно то, что мечта должна быть связана с реальностью и возможностью ее реализации. Не само будущее в целом, а то будущее, которое выстраивается на основе настоящего, приводит к достижению. Например, студент, получающий среднее образование, может поставить цель закончить университет, получить высшее образование и не одно.
В рамках самосознания цель необходимо соотносить с реальностью. Так, в примере должны быть соответствующие материальные условия для обучения в университете. Цель должна обладать конкретикой, а не быть общей (например, не получить высшее образование, а поступить на факультет психологии и педагогики и окончить с красным дипломом). Определение профиля образования — очень важная задача для молодых людей, поскольку может привести к разочарованию и потере смысла жизни у отдельных лиц по причине прекращения их образования и неправильностью выбора их специальности[4, c. 288].
В заключении подведём итоги проделанной работы:
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от окружающего мира/
Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
https://forpsy.ru/works/biletyi/samosoznanie-lichnosti-vvedenie-aktualnost-issledovaniya/
https://revolution.allbest.ru/psychology/00373506_0.html
https://studopedia.ru/11_228806_teoreticheskie-aspekti-problemi-stanovleniya-samosoznaniya.html
Психология : учебник / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M.; Под ред. И.В.Дубровиной ; Москва ACADEMA; 2013. - 287-294 с.
Психология личности : учебник / Асмолов А.Г. ; Под ред. О.В.Квасовой ; Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл»); М.,2000. – 53 с.