ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ТОМ 5 • № 5 1979
УДК 612.821.6.001.5
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ 771 - 775 СТР.
В. Ф. Коновалов, Ж. И. Бурковецкая
Институт биофизики АН СССР, Пущино-на-Оке
Хотя интерес к изучению функциональной асимметрии головного мозга человека возник более 100 лет назад, однако отсутствие соответствующих методических приемов долгое время затрудняло анализ различий в деятельности левого и правого полушарий у здоровых людей. С разработкой новых методик стало возможным наблюдение за функциональной асимметрией больших полушарий не только в случаях патологии, но и в случаях нормы [1—4]. Накопленный многочисленный экспериментальный материал позволил исследователям заключить, что левое полушарие играет ведущую роль в реализации сложных речевых актов, а правое, по-видимому, ответственно в основном за неосознаваемые, более элементарные реакции [4-—7]. В настоящее время известно и то, что становление функциональной асимметрии коры больших полушарий осуществляется в ходе онтогенетического развития. По данным одних авторов, явления функциональной асимметрии в деятельности мозга могут возникать уже к моменту рождения [8], по. другим данным — к 2—4 [9—10] или даже к 6—7 годам {И, 12]. В связи с этим следует отметить различную скорость развития функциональной асимметрии головного мозга у девочек и мальчиков. У мальчиков различия между специализацией полушарий в отношении речи проявляются несколько позднее, чем у девочек [3, 10, 13]. Что же касается выполнения актов, оречевление которых существенно затруднено, то здесь картина носит иной характер. Эти реакции лучше осуществляются не девочками, а мальчиками, имеющими для этих целей более специализированное правое полушарие {14].
В своей работе мы поставили задачу изучить степень проявления
функциональной асимметрии больших полушарий как у девочек, так и
у мальчиков дошкольного возраста в процессе воспроизведения ими
двух видов информации — несловесной и словесной, ^акой подход к ис
следованию, по нашему мнению, позволит получить новые факты относи
тельно характера соотношения у детей осознаваемых следовых реакций
с неосознаваемыми. •*
МЕТОДИКА
На детях (правшах) старших и подготовительных групп детского сада, средний возраст которых к моменту обследования составил соответственно 5,78±0,04 и 6,81 ±0,04 года, выполнено две серии наблюдений. С целью удобства изложения экспериментального материала все дети в возрасте 5,78±0,04 года включены нами в группу 6-летних, а дети в возрасте 6,81+0,04 года составили группу 7-летних испытуемых. В первой серии наблюдений участвовало 142 ребенка: 64 девочки и 78 мальчи-
771 '
го мозга взаимодействие между первой и второй сигнальными системами действительности, если применять терминологию И. П. Павлова, развито лучше по сравнению с мальчиками того же возраста. Подтверждением сказанному могут служить также и другие наши данные. Нами было отобрано по 14 человек детей из первой и второй группы испытуемых, характеризуемых разными типами ответов. Оказалось, что те дети, которые воспринятую ими неречевую информацию воспроизводили в виде слов, имели объем памяти, равный 6,2±0,45 слова. Те же дети, которые, очевидно, в силу отсутствия у них способности перевода воспринятого материала из первой сигнальной системы во вторую репродуцировали звуки животных и птиц в том виде, в каком и воспринимали, имели меньший объем памяти, не превышающий в среднем 5,3 ±0,35 звука. Результаты исследования роли левого и правого полушарий головного мозга детей в репродукции речевой информации также указывают на то, что левое полушарие у девочек по сравнению с мальчиками развито лучше. Более отчетливо представлена у них и функциональная асимметрия больших полушарий.
ВЫВОДЫ
Объем кратковременной памяти, тестируемый у 6-летних девочек
и мальчиков после мензурального восприятия ими первосигнальной ин
формации, был одинаков и не зависел от того, к какому уху эта инфор
мация адресовалась.
Различия в объемах кратковременной памяти детей на первосиг-
нальный материал, предварительно прослушиваемый в ходе опытов ка
ким-либо одним ухом, проявились только в 7-летнем возрасте. При этом
существенно подчеркнуть, что для девочек был характерен так называе
мый «эффект правого уха», а для мальчиков, выражаясь той же терми
нологией, — «эффект левого уха».
У всех детей обоего пола в возрасте и 6 и 7 лет, монаурально вос
принимающих второсигнальную информацию, отмечен «эффект правого
уха», который в наибольшей степени оказался выраженным у девочек.
Объем кратковременной памяти, тестируемый у испытуемых раз
ного возраста после монаурального восприятия ими как словесной, так
и несловесной информации, может служить одним из показателей, ука
зывающим на становление функциональной асимметрии коры больших
полушарий в онтогенезе.
ЛИТЕРАТУРА
Wada J., Rasmussen Т. J. Neurosurgery, 1960, v.,17, p. 266.
Tsunoda Т., Oka M. J. Auditory Res., 1971, v. 11, No. 2, p. 177.
Kimura D. J. Compar. and Physiol. Psychol., 1963, v. 56, No. 5, p. 899.
Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полуша
рий. Л., «Наука», 1976.
Eccles J. Naturwissenschaften, 1973, Bd. 60, Hf. 4, S. 167.
Кок Е. П. Физиология человека, 1975, т. 1, № 3, с. 427. •
Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г. Физиология человека, 1975, т. 1, № 3, с. 411.
Wada J. цит. по: Science news, 1976, v. 110, No. 18, p. 277.
Пенфильд В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Л., «Медицина», 1964.
Taylor D. С. Lancet, 1969, v. 2, No. 7612, p. 140.
Milner В. In: The Neurosciences: Third study Program. Boston, MJT. Press, 1973,
p. 75.
Ingram D. Neuropsychologia, 1975, v. 13, No. 1, p. 103.
Taylor D. C., Ounsted C. Epilepsia. Amsterdam, 1971, v. 12, No. 1, p. 33.
Witelson S. F. Science, 1976, v. 193, No. 4251, p. 425.
Шевченко Ю. Г. Развитие коры мозга в свете онтофилогенетических соотношений.
М., «Медицина», 1972.
Поступила в редакцию 29 ноября 1977 г.
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ТОМ 5 • № 5 1979
УДК 612.821.7 + 616.853
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИИ МОЗГА
В ПЕРИОД ЕСТЕСТВЕННОГО СНА У ЗДОРОВЫХ И
У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ 776 - 782 СТР.
П. М. Сараджишвили, Ш. И. Бибилейшвили
Институт клинической и экспериментальной неврологии, Тбилиси
Научные достижения, осуществленные за последние 15—20 лет в области неврологии, клинической и экспериментальной нейрофизиологии, психиатрии, нейропсихологии и нейрокибернетики, привели к коренному пересмотру классических теорий доминантности полушарий головного мозга и замене их представлением о функциональной асимметрии полушарий мозга.
В пользу представлений о функциональной асимметрии полушарий мозга говорят данные электрофизиологических исследований, в результате которых было установлено [1], что у нормальных людей можно обнаружить межполушарную асимметрию по альфа-ритму, иногда связанную с праворукостью. Методом вызванных потенциалов эти данные были подтверждены [2].
В последние годы на основании клинических и экспериментальных нейропсихологических исследований у больных, подвергшихся операции комиссуротомии («расщепленный мозг») [3, 4], изучения здоровых лиц и больных с использованием пробы Вада [5—7] и так называемых дихо-тических тестов [8, 9], а также исследованиях больных с депрессивными состояниями при применении с лечебной целью односторонней электросудорожной терапии [10, 11] было установлено, что если левому полушарию принадлежит ведущая роль в реализации речевых функций, то от деятельности правого полушария зависит осуществление сложных зрительно-пространственных функций.
Эспинас [7], несколько конкретизируя специфические функции, характерные отдельно для левого -и правого полушарий, отмечает, что левое полушарие осуществляет синтетическое осознание, идентификацию видимого и слышимого, идеаторный и идеомоторный праксис, концептуальное мышление, кодирование символов языка, понимание и продукцию речи и счет, а правому полушарию приписывает функцию соматогнозиса, топографической памяти, зрительно-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса и оценки времени и пространства.
А. Р. Лурия [12] считал, что особенностью организации коры головного мозга в целом является закон прогрессивной латерализации функции, т. е. связи функции с определенным полушарием мозга.
Таким образом, речь может идти не о доминантности одного полушария над другим, а о функциональной специализации полушария в отношении определенных функций.
До сих пор не решен не менее важный в клиническом отношении вопрос, касающийся биологической и физиологической природы право- и
776
нантности полушария, но и развиваемой концепции функциональной асимметрии полушарий, выставив тезис о доминантности той или иной функциональной системы в одном из полушарий.
ВЫВОДЫ
У здоровых испытуемых в медленном сне происходит смена «до
минантности» полушарий в отношении преобладания руки; правши как
спонтанные, так и вызванные движения производят преимущественно ле
вой рукой, а левши — наоборот. В парадоксальном сне происходит
«восстановление» нормальных соотношений «доминантности» полуша
рий.
В случаях эпилепсии с генерализованными тонико-клоническими
припадками при спонтанных движениях в состоянии медленного сна пре
обладание руки (независимо от право- и леворукости) «управляется»
тем полушарием, в котором локализуется эпилептический очаг. Вызван
ные же движения не зависят от локализации эпилептического очага и
выполняются правой или левой рукой в соответствии с преобладанием
руки в состоянии бодрствования. У больных с джексоновскими припад
ками в медленном сне оба вида движений совершаются в соответствии с
локализацией эпилептического очага. В парадоксальном сне во всех слу
чаях эпилепсии закономерных изменений преобладания руки не обна
ружены.
У здоровых испытуемых и больных эпилепсией обнаружены два ти
па сноговорений. Тип I характеризуется произнесением отдельных, не
связанных между собой по смыслу слов, отдельных звуков или звукосо
четаний, а тип II — целых фраз, связанных между собой по смыслу. Тип
II преобладает у больных эпилепсией. Эти два вида сомнилоквий не на
ходятся в корреляции с ведущей рукой.
На основании полученных результатов предлагается понятие до
минантности функциональной системы в том или ином полушарии мозга,
которое более точно отражает парную функцию мозговых полушарий,
чем понятие функциональной асимметрии полушарий мозга.
ЛИТЕРАТУРА
Milnarich R. F. A manual for EEG Technicians. Boston, Toronto. Little, Brown and
Co., 1958, p. 30.
Rhodes L. E., Obitz F. W., Green D. EEG and Clin. Neurophysiol., 1975, v. 38, № 6.
Gazzaniga M. S., Sperry R. W. Brain, 1967, v. 90, № 1, p. 131.
Gazzaniga M. S. Scient. Amer., 1967, v. 21, № 2, p. 24.
Wada J., Rasmussen T. J. Neurosurg., 1960, v. 17, № 2, p. 266.
Анзимиров В. Л., Карасева Т. А., Корнянский Г. П., Симерницкая Э. Г. Вопр. псн-
хол., 1967, № 1, с. 81.
Espinas J. Rev. Neuropsychiat. infant et hyg. ment. enfance, 1975, v. 23, № 1, p. 5.
Kimura D. Neuropsychologia, 1966, v. 4, № 3, p. 275.
Кок E. П., Кочергина В. С., Якушева Л. В. Ж. высш. нервн. деят., 1971, т. 21,.
№ 5, с. 1012.
Деглин В. Л., Кауфман Д. А., Балонов Л. Я. В кн.: V научи, совещ., посвящ. памя
ти акад. Л. А. Орбели. Тез. и реф. Л., «Наука», 1968, с. 86. ,
Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полуша
рий. Л., «Наука», 1976.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., Изд-во МГУ, 1973.
Cernacek J., Jagr. J. Bratisl. lekar. listy, 1968, v. 49, № 5, p. 494.
Winterstein H. Schlaf und Traum. 2 Ed. Berlin, Springer, 1973.
Miiller-Limmroth W. Schlafverhalten bei Mensch und Tier: II. Der Schlaf des Men-
schen. BYK —Gulden —Konstanz, 1965.
Myslobodsky M. S., Ben-Mayor V., Yedid-Levy В., Minz M. Bull. Psychonom. Soc.,
1976, v. 7, № 5, p. 465.
Jovanovic U. Norman sleep in man. Stuttgart, Hippokrates Vcrlag, 1971.
Fujiki A., Shemizu A., Yamada Y., Yamamoto J., Kaneko Z. EEG and Clin, Neurophy
siol., 1971, v. 31, № 6, p. 610.
Bogen J. E. Bull. Los Angeles Neurol. Soc., 1969, v. 34, № 3, p. 135.
Газанига М. В кн.: Восприятие. Механизмы и модели. М., «Мир», 1974, с. 47.
Поступила в редакцию' 3 мая 1977 г.