Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородская основная школа
Доклад на тему:
«Были о пыли»
Номинация: «Экология и жизнь»
Автор: Слизская Злата
ученица 4 класса
Руководитель: Богославская
Анна Петровна
учитель начальных классов
МБОУ Богородская ОШ
б\к
2024г.
Оглавление
I. | Введение…………………………………………………………….. | 3-5 |
II. | Основная часть | |
| Глава 1. Были о пыли | |
| 1.1. Откуда берётся пыль и из чего она состоит……..................... | 6-8 |
III. | Глава 2. Чем опасна пыль ............................................................. | 9-10 |
| 2.1. Положительное значение пыли................................................ | 11 |
IV. | Глава 3. Как бороться с пылью...................................................... | 12-13 |
V. | Методика исследования…………………………………................ | 14-15 |
VI. | Практическая часть............................................................................. | 16-17 |
VII. | Заключение…………………………………...…………………….. | 18-19 |
VIII. | Список используемой литературы.................................................... | 20 |
VIIII. | Приложение........................................................................................ | 21-24 |
Введение
Уже в школе мы наблюдаем ,сколько работы придаёт пыль нашим техничкам! И мы тоже вовлечены следить за чистотой класса. Мне стало интересно,откуда берётся пыль, её источники, почему она приносит вред и доставляет столько хлопот.
Зачем её протирать, подумала я, если полы мыть только после уроков? Это вопрос я задала своей маме. И она ответила, что это обезопасит нас от заболеваний. Пыль в классе должна быть удалена со всех поверхностей, так как от этого зависит здоровье школьников.
Тогда я задалась вопросом.
Что такое пыль и откуда она берётся? Опасна ли она для человека и можно ли избавиться от неё навсегда? А может в ней есть какая то польза? Проведено множество исследований и экспериментов, помогающих понять, откуда же возникает пыль и какую роль она играет в жизни человека и всей планеты.
Я попытаюсь узнать всю правду о пыли и понять, каким образом с ней нужно бороться.
Актуальность работы. Раньше я не обращала особое внимание на пыль, где она скапливается и почему. И даже не задумывалась о том, из чего она состоит, и какой вред она наносит здоровью человека. Ещё в раннем возрасте ,я видела как мама уделяла много внимания чистоте в доме .Мне тогда казалось ,что мыть полы каждый день, пылесосить ковры, протирать пыль с мебели -это так утомительно. Но я всё равно помогала маме. Когда я подросла мама мне объяснила, что влажная уборка имеет большое значение так как пыль вредна и опасна для нашего здоровья!
И тогда мне стало интересно, откуда же берётся столько пыли и как с ней бороться. А главное, какой вред наносит она здоровью человека. Ведь все вокруг говорят о том, что пыль вредна для здоровья. И нужно чаще делать влажную уборку, проветривать помещения.
Цель: изучить и проанализировать информацию о вреде и пользе пыли для человека. Определить степень пылевого загрязнения помещений школы. И понять, как с ней бороться.
Задачи:
откуда берётся пыль и из чего она состоит;
узнать, опасна ли пыль для человека, и если да, то почему;
найти наиболее эффективное средство против пыли ;
выяснить, имеется ли польза от пыли;
подготовить практические рекомендации для школьников, помогающие победить пыль.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: состав пыли,вред и польза от пыли.
Я выдвинула гипотезу: предположим, что пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха в помещениях, то это может привести к последствиям связанных с ухудшением здоровья. Мне захотелось найти ответы на эти вопросы.
В ходе выполнения работы использовала следующие методы исследования: информационный поиск, опрос, наблюдение, сравнение, эксперименты, а также анализ.
II. Основная часть.
Глава 1. Были о пыли
Откуда берётся пыль и из чего она состоит
Пыль ― это микроскопический мусор органического или минерального происхождения. Его частички рассеяны в воздухе и не видны невооружённым глазом. Постепенно они оседают на поверхности, образуя серый слой.
Большая часть пыли образуется в природе. Вулканы выбрасывают пепел и другие твёрдые частицы, которые разносит ветер. В воздухе есть крупинки песка из пустынь, кусочки высохшей пены из Мирового океана. Есть и элементы, появившиеся из-за деятельности человека: в сером налёте на поверхностях находят волокна бумаги и тканей, частицы сажи и дыма.
Из чего состоит пыль: (Приложение 1).
Пыль — чего в ней только нет! Обычная бытовая пыль состоит из десятков, а то и сотен видов частиц различного происхождения. Примерно на треть пыль состоит из минеральных частиц, на 19% — из отмерших чешуек кожи. Мы сбрасываем ороговевшие клетки постоянно, и за всю жизнь человек в среднем теряет около 18 килограммов отживших клеток. Ещё 12–15% — это мельчайшие текстильные волокна. Их источник — ковры, портьеры, наша одежда, обои, мягкие игрушки, обивка диванов и кресел. Чем больше таких предметов в доме, тем больше пыли в нем образуется. 7–10% бытовой пыли — это пыльца растений, споры плесени и другие растительные частицы. Остальное — микроскопические шарики жира, которые склеивают другие пылинки друг с другом и препятствуют уборке, шерсть домашних животных, если они у вас есть, а также огромное количество микроорганизмов и крошечных насекомых. Поэтому нужно регулярно купать любимых питомцев и не забывать мыть им лапы после каждой уличной прогулки.
По химическому составу пыль бывает:
- неорганическая (оксид кремния, асбест, соль, металлы, почва и прочие);
- органическая (растительная, животная, синтетических органических материалов, полимеров, пластмасс, смол, красителей);
- микробиологическая (микроорганизмы, грибки);
- смешанная (разные частички неорганической, органической, биологической природы).
2. По действию на организм:
- индифферентная;
- токсичная;
- дерматотропная;
- пневмотропная;
- аллергенная;
- канцерогенная.
3. По форме частиц:
- аморфная;
- волокнистая;
- остроконечная.
Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц размером от 2 до 5 мкм. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время – «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, проникает в глубокие отделы дыхательных путей, может накапливаться в организме
Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения. Они являются источниками вторичного загрязнения воздуха. В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 10 000 000 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать органические вещества (частицы биогенного происхождения – растительного, животного и антропогенного) и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ).
Запылённость воздуха общественных, учебных, спортивных помещений обусловлена:
- видом и качеством покрытия пола, мебели;
- степенью эксплуатации помещений;
- характером и качеством уборки (сухая, влажная) и воздухообмена;
- культурным уровнем людей.
Глава 2. Чем опасна пыль
Пыль является повседневным атрибутом человека и окружающей среды, поэтому очень важно знать о её влияние на человека.
Составляющие пыль частицы неприятны и вызывают аллергию примерно у 40% людей. Но особенно опасными являются пылевые клещи (Приложение 2), которые питаются отмершими частицами человеческой кожи. Точнее, они опасны не сами по себе, а продуктами своей жизнедеятельности, в которых содержатся белки и энзимы, являющиеся серьёзными возбудителями аллергии.
Пыль не только будит уже имеющиеся в организме болезни, но приводит к возникновению новых, например:
· заболеваний вирусного характера
· бронхиальной астмы
· нарушениям слуха
· заболеваниям почек
· инфаркту миокарда
· менингиту
· артериосклерозу
· заболеваниям кожи
· конъюнктивитам
Действие пыли на кожный покров сводится в основном к механическому раздражению. Вследствие такого раздражения возникает небольшой зуд, неприятное ощущение, а при расчесах может появиться покраснение и некоторая припухлость кожного покрова, что свидетельствует о воспалительном процессе.
Пыль, попавшая в глаза, вызывает воспалительный процесс их слизистых оболочек - конъюнктивит, который выражается в покраснении, слезотечении, иногда припухлости и нагноении.
Скопление пыли на комнатных растениях также опасно, ведь она препятствует естественному фотосинтезу, чем нарушает развитие цветов. В наиболее запущенных случаях пыль может стать причиной гибели растения.
А ещё такое загрязнение препятствует воздухообмену, что тоже может навредить цветам. В пыли могут находиться возбудители грибковых заболеваний, что становится причиной того, что комнатные растения начинают болеть и гибнут. Поэтому пыль очень важно своевременно очищать.
Обычная бытовая пыль может стать причиной сбоя или серьёзной поломки бытовой техники. Накопляясь на поверхности деталей она провоцирует перегревание деталей и снижает циркуляцию воздуха: для многих моделей техники это важно. Любой прибор, покрытый пылью, теряет мощность. Энергопотребление возрастает, а значит, вы больше и больше платите по счетам впустую.
Самый серьёзный урон пыль наносит бытовым приборам, которые оснащены микросхемами и платами . Иногда они выходят из строя, а их ремонт крайне дорогостоящий.
Вывод: Пыль вредна не только для человека, но и для комнатных растений. Оседая, она закрывает их поры. Опасна пыль и для бытовой и компьютерной техники. Приборы, загрязняясь от пыли, перестают работать и со временем выходят из строя.
2.1. Положительное значение пыли
Оказывается, пыль не только отрицательно влияет на окружающую среду, но и может положительно вести себя.
Космическая пыль защищает Землю от перегрева. Космическая пыль вызывает ослабление света, испускаемого звёздами и другими небесными светилами. Если бы земля получала больше солнечного света и тепла, то жизнь на ней была бы мало пригодна для нас, людей.
Пыль спасает многих птиц от насекомых - паразитов (воробьи принимают «пылевые» ванны). Некоторые виды птиц «купаются» в пыли, чтобы избавиться от вредных насекомых из-за высоких температур.
Пыль способствует развитию технического прогресса. Многие учёные до сих пор изучают пыль и открывают много интересного.
Новейшие исследования показали: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему, поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком «стерильной» обстановке.
Глава 3. Как бороться с пылью
Для предупреждения заноса пыли и грязи в помещение, у входа в квартиру кладут коврики для очистки обуви; верхнюю одежду надо снимать в передней или в коридоре. Незаменимый помощник в борьбе с пылью ― пылесос. Он эффективно собирает микроскопические частицы с пола, мягкой мебели, уменьшает их концентрацию в воздухе. Лучше выбирать пылесос с аквафильтром: пыль, попадая внутрь устройства, намокает и остаётся внутри, а наружу выходит очищенный воздух. А вот от устройств с тканевыми мусорными мешками лучше отказаться ― почти треть мусора во время уборки попадает обратно в комнату.
Чтобы очистить шторы, ковры и мягкую мебель, можно использовать парогенератор: очистка горячим паром устраняет 99,99% бактерий и патогенов.
Чтобы снизить концентрацию пыли в воздухе используют специальные устройства.
Очиститель воздуха. Прибор забирает воздух и прогоняет его через специальный фильтр. Мощности обычного очистителя хватает на одну комнату. Для большой площади понадобится специальная воздухоочистительная система.
Увлажнитель. Устройство не очищает от пыли, но поддерживает уровень влажности, при котором пыль не летает, а оседает на поверхности.
Ионизатор. Прибор увеличивает массу частиц, и они оседают на пол, что упрощает уборку.
Для борьбы с постельными клещами надо чаще проветривать, промораживать либо прогревать постельное белье, подушки, матрацы, одеяла — эти членистоногие боятся и холода, и тепла, и прямых лучей солнца. Разумеется, все эти меры необходимы только в том случае, если в семье есть человек, страдающий от аллергии из-за клещей. В остальном они безвредны, и бороться с ними нет необходимости.
Полированная или покрытая лаком мебель, а также паркетные полы от влаги портятся. Их нужно протирать сухой, но мягкой тканью (фланелью, сукном). При уборке надо удалять пыль из всех углов комнаты: из-под кроватей, диванов, шкафов и прочего, так как в темноте пыль разлагается скорее, чем на свету, причём образуются газообразные вещества, загрязняющие воздух в комнате. Кроме того, в темноте в пыли микробы дольше сохраняют свою жизнеспособность. Уборку помещения нужно проводить при открытых окнах, что способствует частичному удалению пыли.
Выводы: Чтобы воздух в помещении был чище, необходимо отказаться от аэрозолей, химических средств, табачного дыма; проветривать каждый день помещение. Многие решают проблему помощи растениям - опрыскиванием листьев водой, но пыль от этого никуда не денется, а станет только плотнее. Следует листья аккуратно протирать либо кисточкой, либо мягкой губкой. Для компьютера и другой техники выход один постоянная уборка влажной тряпкой.
IV. Методика исследования
- наблюдение,
- анкетирование,
- вывод.
Что думают о пыли современные школьники? Этим вопросом я задалась прежде, чем приступить к исследованию. Было решено провести опрос. Как наиболее эффективный способ сбора информации. Опрос проводился с первого по четвёртый класс Богородской школы. Всего приняли участие 17 человек. Ребятам было задано шесть вопросов, и вот какие результаты получили.
1. Нужна ли в школе сменная обувь? Да-17 чел.
2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель? Да-15 чел., нет-2
3. Сколько раз в неделю делаете дома влажную уборку?
1 раз-13 чел.,
2 раза и более - 4чел.,
ежедневно-0 чел.
4. Используете ли вы при влажной уборке специальные средства? Да-15 чел.,нет-2 чел.
5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? Да-17чел., нет-0чел.
6. Если «да», то каким образом? Кашель -6 чел., начинаю чихать-8 человек, слезятся глаза-1человек, трудно дышать-2человека.
Анкетирование показало, что:
1)учащиеся школы считают нужным смену обуви -100%.
2) За проведение влажных уборок больше 1 раза в пять недель высказались 98% опрошенных, остальные 2% считают достаточным «генералить» 1 раз в 5 недель и даже реже.
3) Большинство опрошенных учащихся делают влажную уборку дома не чаще 1 раза в неделю.
4) 98% опрошенных учащихся при влажной уборке использует специальные моющие средства.
5) 100% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего здоровья.
6) 8 опрошенных считают, что пыль вызывает у них чихание, 6 человек пожаловались на кашель.
Можно сделать вывод, что ребята согласны с тем, что пыль влияет на здоровье человека и считают, что с этим нужно бороться сообща!
Вместе с группой ребят были обоснованы рекомендации по борьбе с пылью, были сделаны выводы, какое участие они сами могут принять в этом.
V. Практическая часть
Цель: Выявить самое запылённое место в школе, проследить накопление пыли за определённый промежуток времени, сравнить полученные результаты, сделать вывод о накоплении пыли за день и самом запылённом участке в школе.
Для исследования я выбрала разные помещения школы: свой класс, спортивный зал, 1 и 2 этаж школы, раздевалка. В нашем классе, и в коридорах этажей я положила листочки бумаги, смазанные вазелином. А в спортзале не протирали пыль на подоконнике в течении двух дней. Через 2 дня листочки были сняты и рассмотрены через лупу. Основываясь на данные наблюдения я рассуждала так: в местах, где проходит большее количество учащихся, где занимаются физическими упражнениями скопление пыли гораздо больше.
В результате исследования были выявлены самые запылённые места в школе. Значительное накопление пыли оказалось в раздевалке и спортивном зале. Исследования показали, что менее запылённые места это наш класс и второй этаж.
В течении двух дней в спортзале занимается 47 обучающихся и также 13 воспитанников детского сада. Все они выполняют физические упражнения, бегают, играют с мячом, провоцируя образование и поднятие пыли в воздух. (Приложение № 3)
На первом и втором этажах из-за проходящих несколько раз в день туда и обратно учеников, также образуется пыль, которая не успевает оседать за время уроков и находится в воздухе, которым мы дышим на переменках. (Приложение №4)
Также грязными были листочки из раздевалки. Это объясняется тем, что именно в раздевалку учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь.
Я подсчитала, что в нашей школе учатся 47 человек, 13 учителей, воспитатели детского сада и технический персонал. Кроме этого каждый день приходят родители первого класса, родители детского сада и они не переобуваются. И хотя уборка производится 2 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению помещения.(Приложение №5)
Меньше всего пыли накапливается в нашем классе.(Приложение № 6) Это и понятно, ведь в классе мы большую часть времени сидим, не провоцируя поднятие пыли в воздух.
Выводы: по результатам исследования мы решили на переменах всем выходить из класса в коридор, но не для того чтобы бегать, а просто отдохнуть и поболтать. Ведь во время бега поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
Заключение.
Главным выводом моих исследований стало то, что пыль практически бесконечна. Так как её постоянно каждый день и ночь производит огромное количество вещей: одежда, почва, океанская вода, ковры и подушки в квартирах, метеориты, промышленные предприятия и так далее. И, конечно, сам человек является источником пыли.
Пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем человеку будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем. А, следовательно, моя гипотеза подтвердилась.
Победить пыль на длительное время тоже не так-то просто. И всё же я надеюсь, что со временем учёные изобретут что-то такое, что победит её на более длительное время, чем на несколько дней.
Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея сил.
Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд, дома - это труд мамы или других членов семьи, в школе – это труд уборщицы и школьников.
Все мы должны ценить и уважать этот благородный труд, который идёт на пользу всем людям.
Нельзя самим сорить и надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали.
По мере своих сил нужно помогать родителям убирать комнаты дома, а в школе помогать в уборке своего класса и в поддержании чистоты во всей школе.
По результатам моих исследований в нашем классе был составлен график дежурства.
Также мы с ребятами решили не бегать в школьных классах и опрыскивать цветы.
Создана памятка, где указаны практические рекомендации, которые помогут школьникам, техническому персоналу и учителям бороться с пылью наиболее эффективными методами.
Список используемой литературы.
Литературные источники:
Большая детская энциклопедия. М.: ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
Большая энциклопедия школьника - М.: «Махаон», 2007 г.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. 2013 г.
Т.М. Жельтикова «Клещи бытовой пыли и аллергозы человека», 1988 г.
Источники Интернета:
Действие пыли на организм: [Электронный ресурс] // URL: http://cleaningfresh.ru/section/111/.
ЗАПЫЛЕННОСТЬ: [Электронный ресурс] // Опасные и вредные производственные факторы. URL: http://www.helper.by/opasnie-i-vrednie-proizvodstvennie-faktori-zapilennost.html/.
Судьба пыли в организме: [Электронный ресурс] // Строительство. URL: http://www.stroitelstvo-new.ru/gigiena-truda/sudba-pyli-v-organizme.shtml/.
Свободная электронная энциклопедия Википедия, разделы «Пыль», «Пылевые клещи», «Космическая пыль». [Электронный ресурс]: база данных. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пыль.
Приложения 1.
Фото1. Пыльца растений Фото 2. Минеральные частицы
Фото 3. Текстильные и бумажные волокна
Фото 4. Сажа и дым Фото 5. Чешуйки кожи
Приложения 2.
Фото 6.Пылевые клещи
Приложение 3.
Фото7. Пыль в спортзале
Приложение 4.
Приложение 5.
Фото 9. Пыль в раздевалке
Приложение 6.
Фото 10. Пыль в классе
28