СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для методического объединения учителей начальных классов «Проектирование урока с позиции требований стандартов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственный образовательный  стандарт начального общего образования устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися адаптированной основной образовательной программы. ГОС НОО  выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Просмотр содержимого документа
«Доклад для методического объединения учителей начальных классов «Проектирование урока с позиции требований стандартов»»

Зугрэсская специальная общеобразовательная школа – интернат № 31 МОН ДНР

Методическое объединение учителей начальных классов



















ДОКЛАД


«Проектирование урока с позиции требований стандартов»




Подготовила:

учитель – дефектолог

Калмыкова С.Н.


















2016 год



Проектирование урока

с позиций требований стандартов

Слайд 2

Государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися адаптированной основной образовательной программы. ГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Слайд 3

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ГОС НОО.

Основная инновация Государственного образовательного стандарта начального общего образования – это переход на системно - деятельностный подход. Для реализации системно - деятельностного подхода педагогу необходимо перейти к стратегии педагогического проектирования.

Слайд 4

Педагогическое проектирование – функция, связанная с разработкой эффективной деятельности, как учителя, так и обучающихся. Основными элементами проектно - технологической деятельности учителя являются:

 построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению содержания образования;

 планирование способов управления этим процессом, проектирование методического обеспечения освоения учебного предмета (календарно-тематическое планирование, технологические карты, оценочные листы и др.)

Детальное проектирование позволяет целостно и системно описать достижение планируемых результатов и осознать эффективность педагогической деятельности, дать ей обоснованную оценку. Освоение этой стратегии проектирования и конструирования, приобретение определённых навыков для её реализации – ключевая задача педагогов начальной школы.

Слайд 5

Переход на системно-деятельностную парадигму предполагает перенос акцента с изучения основ наук на достижение личностных и метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) результатов.

В связи с этим основная задача учителя – осознание нового понимания проектирования урока, нацеленного на планируемые результаты.

Для того чтобы урок отвечал основным требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо сначала технологично его спроектировать, а затем технологично реализовать.

Проектирование урока традиционно было представлено в конспектах учителя, где он описывал три группы целей: обучающие, воспитательные, развивающие. Цели были сформулированы относительно деятельности учителя как его действия по поводу освоения детьми учебной темы. А дальше в зависимости от дидактической цели урока (изучение нового материала, его закрепление, систематизация, контроль усвоения) учитель определял этапы урока и логику выполнения учебных заданий. Этот подход демонстрирует, что логика в планировании процесса обучения отсутствует: сначала формулируется, что будет делать учитель, а затем – чего должны достичь дети.

Слайд 6

Психологом Блумом была описана технология эффективного целеполагания, включающая классификацию целей в когнитивной области познания.

Эффективным способом целеполагания (по Б. Блуму) является постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «…знает конкретные факты, понимает, интерпретирует, умеет выполнять, применяет правильно…».

Умение учителя формулировать цели урока, демонстрирует его методологическую компетентность, а именно: умение проектировать деятельность обучающихся, планировать её результаты, рефлексировать и оценивать собственную работу.

Цели урока формулируются как система задач учеников от предметных результатов к метапредметным, которые помогут ученику освоить знания и умения по учебной теме и научиться решать образовательные задачи, используя универсальные способы действий, а затем – к личностным результатам.

Слайд 7

Слова-ориентиры для определения целей урока


Традиционный подход

Системно – деятельностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Слайд 8

Следующим шагом в проектировании урока будет формулирование педагогических задач – действий учителя.

Педагогическая задача – это описание ситуации, которая раскрывает взаимодействие учителя и детей по поводу достижения определенной цели. По сути, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания». Проектирование педагогических задач выстраивается от планируемых результатов учеников к действиям учителя, направленным на их достижение. Когда определены задачи учителя, появляется возможность отобрать способы и средства для их решения – выделить базовую технологию обучения, т. к. она будет определять структуру урока, последовательность действий учителя и учеников.

После определения целей, педагогических задач и технологий наступает важный этап разработки технологической карты сценария урока. Понятие «сценарий урока» не является синонимом понятию «конспект урока». Продумывая сценарий учебного занятия, педагог должен смоделировать ситуацию учения (учебную ситуацию, которая является одной из дидактических единиц процесса обучения). Сценарий урока предполагает подробное описание действий учителя по решению педагогических задач, действий обучающихся по освоению содержания учебного материала и достижению образовательных результатов в ходе решения учебной задачи.

Слайд 9

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ГОС

Так же это способ проектирования урока в форме таблицы, позволяющей структурировать и детализировать содержание и процесс урока по выбранным параметрам.

Как показывает опыт, форма таблицы может быть разной, но обязательными являются следующие элементы:

- этапы урока,

- содержание деятельности учителя,

- содержание учебной деятельности,

- планируемые результаты.

Слайд 10

Алгоритм проектирования технологической карты урока:

1. Формулирование темы урока в соответствии с календарно-тематическим планом.

2. Формирование образовательных результатов деятельности учеников:

 предметные;

 метапредметные (универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные);

 личностные.

3. Проектирование формы оценки результатов.

4. Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов.

5. Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока.

Слайд 11

6. Описание сценария урока по В. М. Монахову :

Таблица 1.

1

2

3

4

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Планируемые результаты

Позна-

вательная

Регуля-

тивная

Коммуника-

тивная



7. Оборудование урока.

Осознанно выбрать способы и средства достижения планируемых результатов учеников учителю поможет логически выстроенный алгоритм заполнения сценария урока:

1. Заполняется первый столбец Таблицы 1: этапы урока определяются в соответствии с этапами базовой технологии и типом урока.

2. Заполняется четвертый столбец Таблицы 1: для каждого этапа урока (технологии) прогнозируется достижение учениками планируемых результатов, которые были сформулированы (пункт 2).

3. Заполняется второй столбец Таблицы 1: формируются педагогические задачи учителя; методы, приемы, формы работы, средства обучения, которые он использует для того, чтобы управлять учебной деятельностью по достижению планируемых результатов.

4. Заполняется третий столбец Таблицы 1: описывается деятельность учеников, формы её организации по достижению планируемых результатов.

Выполнить все, описанные выше, требования к составлению технологической карты урока, учителю поможет глубокое изучение программ начального общего образования по отдельным учебным предметам, которые структурированы следующим образом:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Ценностные ориентиры и принципы отбора содержания учебного предмета

  5. Результаты изучения предмета:

 Личностные результаты

 Метапредметные результаты:

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Познавательные универсальные учебные действия

 Коммуникативные универсальные учебные действия

 Предметные результаты выпускника начальной школы

  1. Тематическое планирование учебного материала:

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

  1. Учебно-методический комплекс



Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.



1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - №

6. Учебно-методические материалы для проведения практических занятий в рамках образовательной программы «Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС общего образования». Автор: О.С. Уколова. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2011.

7. Педагогическая сокровищница Донетчины № 2/2016