СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Интерпретация поэтического текста на уроках родной литературы (по творчеству Г.Ю.Аджигельдиева.Сонеты)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, вошедший  в  программу  2-ой Международной  научно-практической  конференции "Ногайцы:21 век.История. Язык. Культура. От  истоков - к грядущему." г. Черкесск, 2016

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Интерпретация поэтического текста на уроках родной литературы (по творчеству Г.Ю.Аджигельдиева.Сонеты)»

Р.А.Муталимова,

МКОУ «Червленно-бурунская СОШ им.З.М.Акмурзаева»,

Учитель родного языка и литературы, I квалификационной категории.



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( ПО ТВОРЧЕСТВУ Г.Ю.АДЖИГЕЛЬДИЕВА. СОНЕТЫ.)

Одним из средств словесно-образного воспроизведения жизни является организация поэтической речи. В зависимости от этой организации произведения литературы разделяются на прозаические и стихотворные – две разнокачественные системы художественного строения речи.

Создание как прозаических, так и стихотворных произведений восходит к глубокой древности. О закономерности появления в столь далекие от нас времена зародышевых форм поэзии и художественной прозы было указано академиком А.Н.Веселовским: «Исторически поэзия и проза, - писал он, - могли и должны были появиться одновременно: иное пелось, другое сказывалось. Сказка также древня, как песня1.» 1 Веселовский А.Н.Историческая поэтика. Л., 1940,с.377. Стихотворные произведения характеризуются членением в них речи на такие сопоставимые ритмические единицы, как стихотворные строки, границы которых могут совпадать, а могут и не совпадать с синтаксическими единицами (фразами, синтагмами).

Основу организации стихотворной речи составляет р и т м. Содержание этого понятия определилось еще в Древней Греции, где термином rhythmos обозначились мерность, складность, стройность в движении. Свойства ритма были подсказаны человеку самой природой. Ритмичны смены времен года, восход и заход солнца, приливы и отливы – весь этот «вечный прибой и отбой», как сказал Тютчев. Наблюдая за этими процессами, люди еще в древности пришли к выводу о возможности полезного для них применения ритма в различных сферах деятельности.

Если ритм явился основой и главным определителем речевого членения всех стихотворных произведений, принадлежащих к различным векам и народам, на соотносимые друг с другом стихотворные строки – стихи, то определителем внутренней организации этих стихов, всегда связанной с фонетическими особенностями данного национального языка, культурно-историческими и литературными традициями народа, выступил так называемый метр, т.е.стихотворный размер, определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. Разнообразие метрики стихов и определило формирование различных систем стихосложения, к которым следует обратиться.

И в связи с этим хочется дать свою интерпретацию2 (лат. interpretation – толкование) 2 Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. М. 1980. с. 69 поэтического произведения, а именно сонетов ногайского поэта – современника Г.Ю.Аджигельдиева.

Строфой называется группа стихов, составляющая какую-либо законченную мысль со свойственной этой группе стихов системой рифмовки и общностью интонации.

Количество строк в строфе может быть весьма различным: две – в двустишиях, три – в терцинах, четыре – в четверостишиях, восемь – в октаве, четырнадцать – в сонетах.

Своеобразное строфическое строение характеризует сонет – особую форму четырнадцатистрочного стихотворения, возникшую еще в XIII веке в Италии. Классическое выражение сонет получил у Петрарки, написавшего их свыше трехсот.

Писали сонеты в последующие века такие великие художники слова, как Шекспир, Пушкин, Блок.

В своей канонической форме сонет состоит из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). В четверостишиях были узаконены два сочетающихся друг с другом способа рифмовки: опоясанной (кольцевой) и смежной. Нужно, однако, заметить, что сонет не всегда предстает в своей канонической форме. Так, Шекспир, например, создавал сонеты, состоящие из трех четверостиший и заключительного двустишия, а Пушкин, сохраняя деление сонета на два четверостишия и два трехстишия, нарушал обычные для этой четырнадцатистрочной строфы способы рифмовки.

Г.Ю.Аджигельдиев использовал шекспировский вариант – создавал сонеты, состоящие из трех четверостиший и заключительного двустишия, а молодая поэтесса Ф.Сидахметова при создании сонета придерживалась пушкинского варианта (два четверостишия и два трехстишия).

Например:

Гамзат Аджигельдиев. Фарида Сидахметова.

О, сен, Ерим, бек уьйкенсинъ, билемен Асыктым мен алал соьзлер айтпага

Мен де сенинъ энъ де кишкей кесегинъ Аьйлеклерди, аьсиретсиз аьдемге.

Тек оьзимди уьйкен деп те коьремен, Отыз эки ак тисимди сытпага

Уьйкен меним суьюв сезген юрегим. Оьмиримде бир келмеген эсиме.


Мен суьемен суьйгенимнинъ коьзиндей, Йондым сени оьнъкилдеген юректен

Куьлип тувган яздынъ ярык куьнин де. Йойдым саскан ойларымды басыма.

Мен суьемен суьйгенимнинъ соьзиндей, Иргедеги суьвретиме эректен

Юрек суьйген оьз элимнинъ туьнин де. Ызаланып, коьз таслама босына.


Мен суьемен яс балада куьлкидей, Урынганым тамам энди тасларга

Алал этип айтатаган соьзлерди. Уьндемеспен, коьзим толып ясларга,

Мен суьймеймен алдарларды туьлкидей, Етим калсам, суьйип ягып янымды.

Мен суьймеймен сувык берген коьзлерди.

Энди меним янаягым сенимсиз,

Мен суьемен суьйгенимдей яхшыды, Янып –соьнсин ялган яшав сезимсиз

Тек суьймеймен яшавдагы ашшыды. Юрегимнен юлкарман мен анъымды.


Гамзат сын Юсупа использовал в своих сонетах перекрестную рифмовку: первого стиха с третьим, второго – с четвертым.

Например:

Энъ баслапкы, яс куьндеги суьювим (а)

Шашылыпты тап урлыктай ызанда. (б)

Енъил ушып яс куьндеги суьювим (а)

Кайнап кетти пустай болып казаннан. (б)

Схема перекрестной рифмовки в четверостишии: а б аб

Мы видим в сонетах ногайского поэта Г.Аджигельдиева: все это величие, эту красоту произведения, которые придают красоту звучания ногайского стиха. Например:

Сен анъсыздан коьл уьстинде коьринип,

Баьпий болып юзип кетсенъ билермен.

Мен келермен сув астында коьмилип,

Сувга биткен камыс болып келермен


Яде сувда кайык болып сен юзсенъ,

Тыныш юз деп сага коьмек берермен.

Сув ишинде барлыгымды сен сезсенъ,

Артынъдагы толкын болып келермен.


Яде келши балыкшыдай ягага,

Балык болып сув астында турарман.

Тез туьсермен, ысланарман мен сага,

Сага карап тез басымды бурарман.


Тек билемен, не болсам да коьрмессинъ,

Оьзинъ суьймей суьйгенлерди билмессинъ.


Строение гамзатовской строфы позволило гениальному поэту – отцу сонетов в ногайской поэзии, совершенно свободно развивать повествование, придавая в нужных словах стиху то разговорную интонацию, то лирическую напряженность. А в сборнике сонетов «Моя жизнь» Ф.Сидахметова показала иное строение сонета. Хотя и он состоит из двух четверостиший и двух трехстиший, но и внутренняя его организация отлична от сонета Гамзата Аджигельдиева. Если вначале оба используют перекрестную рифмовку, то каждый из них заканчивает концовку по-своему: Гамзат – двустишием, а Фарида –двумя терцинами. Нечего и говорить, что внесенные Ф. Сидахметовой изменения в строении сонета ни в коей мере не снижают величия и красоты произведения поэтессы, а лишь придают ему новое звучание.

Применяемые поэтом различные способы рифмовки усиливают ритмическое звучание стиха, разнообразят его. Немалое значение в звуковой и в то же время интонационно-смысловой организации поэтической речи имеют наряду с рифмой звуковые повторы внутри строк: повторы гласных звуков, так называемые ассонансы, и повторы согласных звуков, так называемые аллитерации. Как те, так и другие усиливают ощущение соизмеримости стихотворных строк и участвуют в создании определенного настроения. Вот, например, гамзатовские ассонансы (здесь повторы гласных звуков: а, ы, и, е):

Кап –каранъа, кара булыт сен эдинъ, 6а 1ы 1и 1е

Юрегимнен куьшли ямгыр явдырдынъ. -- 3ы 2и 2е

Коькиректи бузып ога ел бердинъ, -- 1ы 3и 3е

Яс теректей оны шайкап талдырдынъ. 3а 3ы -- 2е

Автор также использовал аллитерации:

Мен суьемен суьйгенимнинъ коьзиндей 3м 5н --

Куьлип тувган яздынъ ярык куьнин де, -- 3н 3к

Мен суьемен суьйгенимнинъ соьзиндей, 3м 5н --

Юрек суьйген оьз Элимнинъ туьнин де. 1м 4н 1к

Одним из вспомогательных ритмических элементов силлабо-тонического стиха является то или иное количество стоп в стихе. В зависимости от различного количества стоп ритмический строй стихов, основанных на одних и тех же размерах, меняется, звучит по-разному. Сравним:

__/   _/  _/  _/  __/

Тек, суьйгеним, енъдинъ мени/ давсыз да/,

   __/    __/   __/

Яраладынъ/,яз басында/ юректи/.

 __/  _/    __/  __/

Айлак уста/ балыкшыдай/авсыз да/,

__/   __/  __/  __/   _/

Тап балыктай/ ыслап койдынъ/ керекте/.


В данном случае перед нами трехстопный стих, где автором применены размеры классического стиха: ямб и анапест. Увеличение количества стоп в приведенном стихе. Для придания стихотворному произведению формы непринужденного живого рассказа поэты создают разностопные стихи. Разностопные стихи называются вольными.

Другим вспомогательным ритмическим элементом стиха является клаузула –окончание стиха, начиная с последнего ударного слога в данном стихе. Клаузулы обычно состоят из одного, двух или трех слогов.

Односложные клаузулы называются мужскими, двусложные – женскими, трехсложные –дактилическими. более многосложные клаузулы (их называют гипердактилическими) встречаются очень редко.

_/

Ылав атка ювас этип минип те (жен.кл.)

_/

Мен макталдым коьп аьдемнинъ соьзинде (муж.кл.)

_/

Бар соьзимди бир айталмай юрип те, ( жен.кл.)

_/

Коркаш болып мен коьриндим коьзинъде (муж.кл)


_/

Баьтир эдим ол атлардынъ алдында (муж.кл.)

_/

Атлар меним юрегиме тиймеди (дактил.кл.)

_/

Буьгуьн болса мен юрексиз янынъда (муж.кл)

_/

Юрегимди ойыншыктай бийлединъ. (дактил.кл.)


Здесь мы видим, что клаузулы одного вида сочетаются с клаузулами других видов: женская, мужская, дактилическая клаузулы.

Гамзат Юсупович –автор данных сонетов не руководствовался какими-либо писаными правилами. Тем не менее, он сложил немало сонетов, являющимися высокими образцами поэзии не только в области содержания, но и в области стихотворной формы.

В многовековом поэтическом опыте народа были найдены необходимые средства для ритмической организации стихотворной речи, опирающиеся на возможности как речевой, так и музыкальной выразительности.

Так, создание в литературе «формы жизни» требует многостороннего и разнообразного использования поэтами различных средств, черпаемых из сокровищницы языка народа и всячески совершенствуемых самыми художниками слова.


Литература

  1. Абрамович Г.Л.- Введение в литературоведение. М., 1949, с. 172, глава IV. Элемент стиховедения.

  2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940,с.377

  3. Кусегенова Ф.А. Словарь литературоведческих терминов. М-ла, 2012, с. 74-75.

  4. Курмангулова Ш.А., Найманова А.С. Ногайская литература. Ч., 1999, с. 150-154.