МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок»
«Использование оригами сказок для развития связной речи детей с ОНР»
Подготовила учитель-логопед: Будникова Т.В.
Оригами — особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической формы к другой, в результате чего появляется модель-образ.
Простое оригами - вид оригами, в котором можно использовать простейшие формы. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки .
Модульное оригами– это разновидность оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Складывание по развёртке — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.
Мокрое складывание — техника складывания, в которой используется смоченная водой бумага для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.
Базовые формы оригами
«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Книга»
«Блин»
«Дверь»
Сказка квадратика (Знакомство с базовой формой косынка) Жил-был на свете бумажный квадратик. Отправился он однажды побродить по свету. Шёл, шёл и дошёл до реки. Видит, а на берегу лежат листики дуба, клёна, берёзы. И у всех посередине есть линия-прожилка. - У меня тоже такая есть! - обрадовался квадратик. И сложился в треугольник-косыночку.
«Цветок» Жил-был царь Иван, и была у него дочка Настенька. Посватался к царевне Иван царевич. А та заупрямилась и велела ему добыть для неё цветочек аленький. И пошел царевич дорогой дальней в путь неблизкий , шёл-шёл и увидел широкий луг (показываю квадрат). Куда дальше идти не знает, вдруг видит указатель "Тебе направо". Вот и хорошо! - подумал он. - А пока отдохну, путь не близкий. Разложил палатку (складываем квадрат пополам) но подул ветер, палатка разлетелась (раскрываем нашу базовую форму книга),тогда Иван царевич еще раз решил попытать счастье и разложил палатку (в другую сторону складываем квадрат, при этом напоминаем детям, что дорожки должны совпасть), заснул крепким сном. На рассвете проснулся Иван и решил отправиться в путь (наш квадрат раскрываем) Долго шёл или коротко ли. Только сбился с пути. Присел на пригорок отдохнуть (складываем наш квадрат в базовую форму косынка), увидел Иван царевич поляну на которой рос аленький цветочек, посмотрел на право, там дорога вела к холму где рос цветочек (угол правый складываем в право), посмотрел на лево (складываем угол в лево) и решил идти короткой дорогой. Поднялся на холм и увидел перед собой цветочек. (Получается цветок оригами) Сорвал аленький цветочек для Настеньки и в обратный путь отправился. Тут и сказочке - конец, а кто слушал - молодец!
«Рыбка» Где-то далеко-далеко, за горами (перегибаем квадрат по диагонали) за долами (перегибаем квадрат по другой диагонали) в большой стране морского царя Нептуна, случилась удивительная история, с неба в морскую пучину упала маленькая звездочка (раскрываем квадрат. Складываем заготовку пополам, соединяя противоположные углы). Течением ее унесло вглубь океана . Она оказалась в ущелье, где, слегка проникая сквозь слой воды, солнечные лучи освещали подводный мир разноцветных кораллов, имеющих причудливую форму. Мимо, проплывала стая пестрых, переливающихся в лучах солнца рыб. С другой стороны, как под дуновением ветерка, раскачивались, заманивая к себе разнообразные водоросли. Ах! Как же захотелось звездочке остаться тут, чтобы изведать просторы океана! Она закрыла глаза, и словно легкий водоворот, закружил ее В пузырьках воды ((НЕ) раскрываем квадрат. вгибаем противоположные треугольники внутрь, формируем базовую форму двойная косынка) Открывая глаза, она не поверила своему счастью! (вырезаем хвостик/ загибаем углы верхнего треугольника внахлёст друг на друга) В кого же превратилась наша звездочка? (Переворачиваем фигурку-оригами) В рыбку!!! (нарисуйте рыбке глаза , рот, чешую)
Любимую всеми детьми русскую народную сказку, можно рассказать с помощью фигурок оригами. Отгадав загадку, узнаете названия сказки: В ней живут лиса, лягушка, в крепкой дружбе знают толк. К ним ещё медведь просился, только он не поместился. разломал весь (Теремок)
Создание книги-схемы и фигурок-оригами по сказке
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !