Доклад «Использование проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников»
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
В своей работе музыкального руководителя в учебном процессе я использую современные образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Личностно-ориентированные технологии;
3. Технология проектирования
Используемые мной образовательные технологии ориентированы на комплексность содержания, интеграцию разных видов деятельности детей.
Технологию проектирования, которую я применяю в своей работе, как современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Технология актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.
Родители могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.
Таким образом, определился мотив для создания проекта «Звуки вокруг нас».
Тему проекта подсказало диагностическое обследование музыкальных способностей детей. Проведенная в начале учебного года диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито музыкальное восприятие, а именно: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном. Поэтому, целью и задачами познавательно-творческого проекта «Звуки вокруг нас», стало:
• развитие интереса и потребности у детей умения слушать и воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные;
• развитие наблюдательности и изобразительности при изготовлении инструментов из различных материалов.
На первом этапе я сформировала проблему: «Что такое звуки? Как они получились? Почему их так много, целое море?».
На втором этапе (организация работы по решению проблемы) был организован сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта.
Я ознакомила детей со звуками, которые нас окружают, а также со звучанием музыкальных инструментов.
И на заключительном этапе выяснились знания детей о звуках, откуда берется звук. Они заметили, что играя в ансамбле, быстро преодолевается затруднение исполнения произведения.
Заметно повысился уровень знаний родителей, они узнали много интересного из жизни детей в музыкальной деятельности. Прежде всего, родители помогли в оборудовании музыкальной лаборатории, пополнили альбом иллюстрациями, с рассказами о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестров.
Продолжая работу по теме «Использование проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников», я разработала еще один творческо-исследовательский проект «Осенний калейдоскоп». Детство – счастливая пора, когда весь мир вокруг тебя кажется сказочным и волшебным. И нам, взрослым, хочется продлить для детей эту пору радостных эмоций и счастливых событий. Помочь в этом могут праздники и театрализованная деятельность, как одно из средств эмоционального развития ребенка.
У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, возникают трудности в обучении в школе. Поэтому, решая одну из задач ДОУ «Развитие речевой деятельности», возникло желание привлечь внимание родителей к этой проблеме. Данный проект стимулирует детей использовать выразительный эмоциональный поэтический язык, грамотно оформлять в речи суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, выразительно исполнять движения в танцах, хороводах, инсценировках, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему.
Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому, полноправными участниками стали и родители. Они были активно вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность по подбору и разучиванию стихов, сочинительству, изготовлению костюмов и атрибутов к празднику.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего, эмоциональную отзывчивость. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих способностей ребенка, достигается гармоничность музыкально эстетического воспитания, а следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку. Поэтому, в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов, предполагающих межпредметные связи.