Использование нестандартного оборудования для обучения детей дошкольного возраста плаванию
Купание, плавание и игры на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, тем больше скажется
положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Использование нестандартного оборудования на занятиях по плаванию, помогает снять психологическую монотонность постоянно повторяющихся движений. Применение всевозможных мячей, обручей, гимнастических палок и т.п. вызывает у детей положительное настроение. А так же, использование нестандартного оборудования помогает разнообразить приемы и методы обучения, что заметно ускоряет освоение детьми программного материала. Так, например, использование мячей и надувных игрушек на занятиях с детьми младшего возраста способствует быстрому устранению водобоязни и освоению с водной средой. Использование, например, обручей и досок для плавания в старших группах ускоряет процесс обучения скольжениям. Таким образом, использование нестандартного оборудования на занятиях по плаванию с детьми дошкольного возраста считаю очень важным и необходимым. Оно может быть настолько разнообразным, насколько позволяет творчество тренера. Единственное требование – оборудование должно быть удобным в обращении и безопасным для детей. В своей работе я использую следующее оборудование.
Воздушные шары.
Прежде всего, шары я использую для обучения правильному выдоху в воду. В игре «Чей шарик больше?» ( игра проводится на суше) дети надувают шары по команде. В воде можно применить шары в игре «Резвый шарик» ( положив на воду надутый шарик и дуть на воду, чтобы шарик плыл по воде). Воздушные шары позволяют разнообразить купание детей, стимулируют передвижения и прыжки в бассейне. А если украсить бассейн воздушными шарами, то это создаст атмосферу праздника и помогает малышам успешно преодолевать чувство водобоязни, сделает занятия радостными и желанными.
Мячи.
В работе на занятиях по плаванию применяю малые, средние и большие мячи. Они дают возможность, прежде всего, проводить подвижные и спортивные игры: «Бегом за мячом», «Охотники и утки», «Перебрось все мячи», «Попади в цель», «Мина», «Водное поло» и т.д. Мячи применяю на занятиях уже со второй младшей группы. Они помогают детям осваивать водную среду; затем – в старших группах помогают погружаться под воду с головой, способствуют передвижению, прыжкам в воде.
Надувные круги.
Использую их только как вспомогательное средство обучения. Постоянное плавание в кругах отрицательно влияет на усвоение техники плавания. Во второй младшей группе круги использую в играх «Прокатись за кругом», «Паровозик», «Привези мяч в круге» и др. Эти игры помогают детям осваивать водную среду. В старших группах использую для погружения под воду с головой.
Обручи
Обручи в бассейне можно использовать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Для малышей можно положить обручи на воду в играх «Найди свой домик» (на ориентировку в пространстве), «Моем носики», «Загляни в окошечко» (на опускание лица в воду и открывание глаз под водой), «Попади в цель» (метание мячей в обруч). Затем учу детей подныривать под обруч, лежащий на воде. Для детей старшего возраста обручи в вертикальном положении применяю для погружения под воду с головой: игра «Поезд в туннеле», а так же скольжений с различным положением рук. Обручи способствуют развитию координации движений под водой, стимулируют плаванию с открытыми глазами, помогают преодолеть чувство страха водобоязни, развивая при этом смелость и ловкость.
Разделительная дорожка
В своей практике использую самодельную дорожку цветных пластиковых шариков, одетых на шпагат. Она может служить как разделитель бассейна на зоны, использоваться как цель, под которую можно поднырнуть или проскользить в таких играх как «Переправа», «Перейди на другой берег», «Проплыви , не задев».
Доски
Плавательные доски в младших группах применяю как поддерживающее средство. Затем дети учатся лежать на воде, держась за доски, подныривать под них. В старших группах при помощи досок дети учатся работе ног, рук отдельно и в сочетании с выдохом в воду на груди и на спине. При этом доски можно держать как руками, так и ногами в зависимости от поставленных задач занятия.
Игрушки плавающие и нетонущие
Резиновые,надувные и пластмассовые нетонущие игрушки дают большой положительный эффект для малышей. Они помогают отвлечь внимание ребенка, облегчают вхождение в воду, способствуют преодолению чувства водобоязни, помогая детям свободно передвигаться по бассейну. Для этих целей используются всевозможные лодочки, ведерки (пластмассовые и резиновые). Надувные игрушки так же имеют большое разнообразие – это мячи, игрушки, с которыми можно проводить такие игры, как «Умоем куклу», «Дождик», «В гости к рыбке», «Догони лодочку» и т.д. Дети с удовольствием умывают игрушки, ходят за ними по бассейну, поливают их излеек, получая массу положительных эмоций и большое желание приходить в бассейн снова и снова.