СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад МО "Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад МО "Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СШ №10»













Доклад

на тему: «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности»

















Подготовила:

Журавлева Кристина Витальевна,

учитель начальных классов













г. Майкоп

2023

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Если целью общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются:

-обмен и передача информации;

- формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств;

-формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

-обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

-изменение ценностных установок и мотивации поведения;

-обмен эмоциями.

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этапы сформированности умений коммуникации.

Первый - чтение текста (до 90 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя); воспроизведение текста по плану (схемам, таблицам) с сохранением его основной мысли (выраженной в явном виде), стиля и типа; ответы на наводящие вопросы. Второй - выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в минуту про себя); составление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста; нахождение необходимой информации и усвоение её; умение ориентироваться в мире дополнительной литературы; выражение своего отношения к высказыванию; ответы на различные виды вопросов; подробный и сжатый пересказ текста; выступление по заданной теме; письменное составление небольшого текста по заданной теме. Третий - выразительное, осмысленное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя). Нахождение необходимой информации и её систематизация; умение пользоваться справочной литературой (словарями и т. п.); самостоятельное осмысление содержания высказывания; формулирование различных видов вопросов; пересказ текста от другого лица.

Уровни сформированности универсальных учебных действий нужны для постановки индивидуальных образовательных задач школьника, для того чтобы формирование умений у каждого ученика было поэтапным и последовательным, ученик переходил к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего, неважно при этом какой по счёту год он обучается. Необходимо признать, что в классно-урочной системе процесс формирования универсальных учебных действий является дискретным, т.к. многим ученикам в очередном классе приходится приступать к более сложным заданиям и видам учебной работы, так и не закончив освоение простых. Обучение же по индивидуальным образовательным маршрутам, программам позволяет сделать этот процесс непрерывным. Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе довольно много. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:

-работа в группах;

- устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту;

- пересказ, чтение наизусть, словесное иллюстрирование;

- проекты и мини – проекты, творческие работы;

- викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы;

- чтение по ролям;

-мини – инсценировки;

- работа в парах;

- игры;

- ситуативные тренинги;

- «задания – интервью»;

- «игротека».

На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей используются следующие методические приемы:

- Постановка вопросов по изучаемому произведению.

Их назначение в том, чтобы направить внимание на особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, обязательно задаю вопросы, выявляющие отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» Веду работу по обучению детей обмену мнениями. Учу не перебивать друг друга, учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать свою позицию. Наиболее продуктивным является такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. Сначала проводится анализ готовых вопросов: «Для чего задан вопрос? С каких слов обычно начинаются вопросы? Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..» Объясняю, что перед тем как задать вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. После этого учащиеся упражняются в постановке вопросов. Постепенно ввожу формы драматизации различной сложности. Эта работа начинается уже в период обучения грамоте по «Азбуке» Н.В.Нечаевой:

- «Разыграй сценки. Что делает общение приятным, а что – неприятным? « (Азбука. Театр. Стр. 17.);

- пантомима – помогает через движение уяснить и объяснить содержание и форму произведения: «Какую роль из этой сказки хочешь играть ты? Покажи так, чтобы было понятно без слов» (Азбука. «Колобок». Стр.53)

- подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений): «Из какой сказки эта фраза? Как произносит ее каждый из героев?» (Азбука, стр.43);

- чтение по ролям; подготовка к чтению по ролям проходит в следующей последовательности: знакомство с текстом (чтение или слушание); общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц; чтение текста про себя, обозначение принадлежности реплик действующим лицам и авторских слов; определение необходимости чтения авторских слов (иногда их чтение необязательно); анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них»; определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев; выбор чтецов и первое чтение по ролям (прерывать его можно только в случае крайней необходимости); анализ достоинств и недостатков чтения по ролям; выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям (может проводиться на следующем уроке после подготовительной домашней работы); подведение итогов и оценка работы. Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги;

- драматизация развёрнутой формы — самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно. В 1-2 классах развёрнутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком: «Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья (И.Крылов «Стрекоза и Муравей»); разыграйте с другом диалог лисы и тетерева (сказка «Лиса и тетерев»).

Ситуации формирования речевых умений:

-участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках;

-умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, -передавая особенности образов героев;

-составление плана: «Раздели текст на части для пересказа. Определи главную мысль каждой части. Составь план»

-пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование: «Нарисуй словесную картину, как медведь играет на щепке. (В.Бианки «Музыкант»). «Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру (М. Пришвин «Ребята и утята») (формирование навыка монологического высказывания);

-умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах;

-раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание: «Расскажи сказку по рисункам. Озаглавь каждый эпизод («Петушок и бобовое зернышко»). «Нарисуй иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа (составление картинного плана после описания каждого эпизода; Б.Житков «Храбрый утенок»).

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста): «Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа (Климанова, Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, сказка «У страха глаза велики»). Составь небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало». (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Так дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность.

Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:

- групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;

- групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

- приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

- групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других, то есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

- в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы на становление коммуникативно – развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог; участвующего в коллективном обсуждении проблем. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Способы формирования личностных УУД

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением. Но что же для этого нужно делать? Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными. Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх. В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым. В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха. В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте. В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать. В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

Например:

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? С каким настроением вы начинаете урок?

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе

самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

4. Подводя итог урока, спрашивать ребят

Что почувствовал (и) …

Чему улыбнулись …

Что было трудным, а что было интересным?

Мне стало грустно …

Я бы продолжил (а) написанное так …

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии. Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

  • Проблемное обучение, творческие задания.

  • Групповые, а также парные формы работы на уроке.

  • Проектная деятельность.

  • Технология продуктивного чтения.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

На уроке литературного чтения проводится работа с литературными произведениями. А детям необходимо прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Заинтересованные читатели должны себя отождествлять с героями сказки или рассказа. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения. Педагогу стоит помогать выявлять моральное содержание и нравственное значение поступков персонажей. Воспитательная составляющая на уроках литературного чтения должна знакомить детей с героическим прошлым народа и страны, в которой они проживают. Такое знакомство не должно быть представлено просмотром «сухой» презентации. Представление нужно провести на уроке таким образом, чтобы дети испытывали чувства переживания и гордости к гражданам страны. Так развитие универсальных действий будет проходить ровно. Например: при изучении произведений Аркадия Гайдара ученики на уроке сравнивают образ «Я» с героями произведений, а также отождествляют себя с ними, чтобы обсуждать разные мнения и позиции. На уроках, посвященным сказкам, после их изучения можно детям дать задание: придумать своего персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как положено», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.

Технология проектной деятельности

Окружающий мир любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных, но в то же время и достаточно трудным предметом. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы исторической памяти о ближнем и далеком прошлом. Ученики работают над проектами «Моя семья», «Моя родословная», «Моя малая Родина», «Кто нас защищает?», « Знай родной край».

На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природосообразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: "Покормите птиц зимой", «Сажаем деревья», «Вторая жизнь отходов», «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Наша республика на карте страны».

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

  • до начала чтения;

  • в процессе чтения;

  • после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология).

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Заключение

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.