СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Мультимедийная презентация и её использование при проведении внеклассных мероприятий"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,  дай мне действовать самому – я научусь

Древняя китайская мудрость.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Мультимедийная презентация и её использование при проведении внеклассных мероприятий"»

Мультимедийная презентация и её использование при проведении внеклассных мероприятий.

Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, 
дай мне действовать самому – я научусь

Древняя китайская мудрость.

За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные изменения. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативные технологии. 

Мультимедиа - технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.   Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку.. Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов: внеучебной деятельности школьников, внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника В школах существует специальный персонал, ответственный за внеучебную сферу деятельности, имеет место определенная структура института воспитания - заместители директора по внеучебной или воспитательной работе, классные руководители и т.п.

Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования. Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования. Мультимедиа - технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по: месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность); времени проведения (урочная и внеурочная деятельность); отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит воспитателю. Основа занятия – это изложение материала, иллюстрируемого рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. 

По мнению В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, С.И. Шварцбурд, компьютерная грамотность – совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит подготовить учащихся к возможности применения вычислительной техники в практической деятельности. 

Задачи ИКТ: 

  • развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

  • знакомство с информационными процессами в современном обществе; 
    формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

  • формирование коммуникативных способностей;

  • развитие творческих способностей;

  • индивидуализация обучения;

  • использование компьютера как средства познания. 

Один из перспективных способов создания современных учебных материалов – это мультимедийная презентация. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио-информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит школьника с актуальной формой её представления, т.к. сейчас презентации используются для создания поздравительных сообщений, меню в кафе, рекламы, каталогов товаров, услуг и учреждений. Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможности использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных занятий в школах, тренингов в профобразовании. 

Накопленный опыт подготовки и проведения занятий в урочной и внеклассной работе позволяет сформировать ряд рекомендаций к их структурированию и художественному оформлению, следование которым позволяет достигать большей эффективности таких занятий. Перечислим некоторые рекомендации. 
Проведение уроков-презентаций включается в ряд традиционных занятий, где предусмотрен непосредственный контакт детей с воспитателем и использование традиционных учебных материалов. Постоянное использование ТСО вызывает у детей переутомление и снижение эффективности работы детей. 

Занятия с элементами мультимедийдых презентаций продумывается как комплекс мероприятий, обеспечивающий постепенное привыкание детей к использованию ТСО, позволяющий научить их работать с транслируемым изображением и звуком, полностью отвлекаясь от технической стороны занятия. При этом полезно предварительно познакомить школьников с устройством, продемонстрировать детям получаемый продукт (частично тот, который будет использован или аналогичный), подготовить оператора ТСО из среды учащихся. 

С учетом санитарно-гигиенических требований к занятию лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа-презентации (около 15 минут). 

В презентациях соблюдаются правила демонстрации, разработанных для традиционных наглядных пособий (содержание графической, текстовой и звуковой информации должны совпадать друг с другом, задерживаться в качестве учебного объекта на время, достаточное для его наблюдения и анализа, использоваться только в нужный момент и затем исчезать из поля зрения детей). 
Шрифты рекомендуется использовать стандартные — Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. 

Мультимедиа-презентация может использоваться на занятии на этапе повторения, для иллюстрирования изучения темы или при закреплении материала. На любом случае в структуре материалов предусматривается возможность повторного их предъявления, остановки, медленного показа. 

Использование в структуре мультимедиа-презентации видеороликов значительно оживляет работу детей. Как правило, их вставляют в начало презентации. После того, как проведен вводный инструктаж, дети могут выполнять определенное задание, связанное с просмотром ролика (начиная изучение соцветий, показывают, как распускаются цветы, далее эти цветы будут использованы при изучении соцветий). В конце презентаций ролик используется для объединения полученных знаний в общую картину.

Возможности художественного оформления презентаций велики. Выбирая из разнообразия нужные эффекты, необходимо помнить, что в пособии для детей с интеллектуальным недоразвитием каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. 

Так цвет слайда может помочь ребенку отнести изучаемый объект к классу однородных или определиться со средой обитания. Вместе с тем фон не должен быть ярким, но необходимо, чтобы на нем хорошо выделялись учебные объекты. 
Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона. 

Для появления на экране картинки или подписи можно использовать разнообразные эффекты. При их выборе учитывается понятность получаемого изображения для ребенка. Например, вращение надписи малоэффективно в начальной школе, когда дети плохо читают, но оно может быть эффективно использовано, как задание для привлечения внимания к теме или термину в старших классах. Вход и выход иллюстрации или текста должно быть одинаково оформлено для однотипных элементов, чтобы по характеру предъявления картинки мог ориентироваться в связях между блоками информации. Например, эффект «жалюзи» используется при предъявлении предметного изображения объекта изучения, а эффект «шашечки» - при показе среды обитания; все иллюстрации «вылетают» за край листа вправо, а текст влево. 

Использование звука, безусловно, оживляет презентацию. Однако нужно помнить, что если предполагается сопровождать презентацию объяснениями, то количество звуковых эффектов должно быть сведено к минимуму и использоваться только в тех местах показа, где не предусмотрена беседа и объяснение педагога. Музыка, звуки природы, шумовые эффекты, использованные в учебных материалах, должны отражать реальную картину звуков окружающего мира, быть доступными для понимания и легко узнаваемые детьми с интеллектуальным недоразвитием, т.е. опираться на имеющийся социальный опыт, создавать соответствующее настроение, не диссонировать по интенсивности и стилю с другими элементами