СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическое объединение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическое объединение»

Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11» Развитие жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР Выполнила: Малькова Н.В., учитель 2024

Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11»

Развитие жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР

Выполнила: Малькова Н.В.,

учитель

2024

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Таким образом, мы представляем компетентность как личностную характеристику, которая определяет способность решать жизненные проблемы изадачи вконкретных ситуациях, адекватных социально-культурным исоциально-экономическим условиям общества.

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Таким образом, мы представляем компетентность как личностную характеристику, которая определяет способность решать жизненные проблемы изадачи вконкретных ситуациях, адекватных социально-культурным исоциально-экономическим условиям общества.

Специальная работа по формированию жизненной компетенции Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Овладение навыками коммуникации Знание и соблюдение норм здорового образа жизни

Специальная работа по формированию жизненной компетенции

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
  • Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
  • Овладение навыками коммуникации
  • Знание и соблюдение норм здорового образа жизни
1.  Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях •  Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов. •  Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.) •  Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

• Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.

• Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)

• Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.

2.  Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни. •  Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту. •  Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей. •  Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, столовой, мест общего пользования).

2. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.

• Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.

• Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.

• Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, столовой, мест общего пользования).

3.  Овладение навыками коммуникации. •  Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.) •  Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей. •  Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)

3. Овладение навыками коммуникации.

• Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)

• Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.

• Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)

4.  Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации. •  Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду. •  Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.). •  Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)

4. Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.

• Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.

• Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).

• Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)

5.  Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей. •  Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.) •  Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.) •  Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)

5. Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

• Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)

• Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)

• Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)

Используемые дидактические игры «Части тела» «Чей домик?»  «Времена года» «Право-лево»

Используемые дидактические игры

«Части тела» «Чей домик?»

«Времена года» «Право-лево»

Литература: 1.  Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. / Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007. 2.  Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995. № 2. С. 27-31. 3.  Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М., 2007. 4.  Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119

Литература:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и

множественными нарушениями развития (программно-методические

материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.

/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007.

2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и

представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся

начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995.

№ 2. С. 27-31.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические

рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной

отсталостью. М., 2007.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с

отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!