Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11»
Развитие жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР
Выполнила: Малькова Н.В.,
учитель
2024
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Таким образом, мы представляем компетентность как личностную характеристику, которая определяет способность решать жизненные проблемы изадачи вконкретных ситуациях, адекватных социально-культурным исоциально-экономическим условиям общества.
Специальная работа по формированию жизненной компетенции
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- Овладение навыками коммуникации
- Знание и соблюдение норм здорового образа жизни
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях
• Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.
• Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)
• Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.
2. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
• Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.
• Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.
• Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, столовой, мест общего пользования).
3. Овладение навыками коммуникации.
• Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.)
• Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.
• Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)
4. Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.
• Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.
• Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).
• Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)
5. Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
• Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)
• Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)
• Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)
Используемые дидактические игры
«Части тела» «Чей домик?»
«Времена года» «Право-лево»
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (программно-методические
материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В.
/ Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007.
2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и
представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся
начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995.
№ 2. С. 27-31.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические
рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью. М., 2007.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119
Спасибо
за внимание!