СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовет «Развитие креативности – составляющий фактор формирования творческого потенциала учащихся»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет «Развитие креативности – составляющий фактор формирования творческого потенциала учащихся»»

«Развитие креативности – составляющий фактор формирования творческого потенциала учащихся»

Мыкол Анна Павловна, учитель начальных классов

Креативность – универсальная способность, которая содействует успешному творческому мышлению. Значимость новых подходов в развитии креативности вызывает необходимость поиска новых методов в педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста. Поиск эффективных средств, в развитии креативности, которые бы повлияли на более высокий уровень совершенствование творческих способностей, лучших личностных качеств детей.

В современных социальных условиях развитие креативности является одним из основных требований, которые общество предъявляет к образованию. Креативность понимается как способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе креативности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Творческая инициатива помогает разобраться в потоке информации, выстоять перед прессингом телевидения и сформироваться как личность.

Уже к концу четвертого класса у детей отмечается «затухание» стремления к творчеству. Это связано с такими причинами:

  1. Особое внимание в начальной школе следует уделять развитию психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный наклон в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются. А ведь в этом возрасте больше всего удовольствия доставляет ребенку именно движение, особенно под музыку.

  2. Не последнюю роль в поддержании творческого потенциала является прослушивание музыкальных композиций. В своей работе я часто включаю фоном классические композиции на уроках трудового обучения или изобразительного искусства, во время физминуток.

  3. Ограничение в стремлении выражать свои мысли на бумаге также приводит к снижению креативности. Родители и учителя часто ограничивают детей, вынуждая их рисовать определенные формы, при этом четко определяя, где и как они должны рисовать. Совсем недавно мои ученики самостоятельно оформляли стенгазеты. Изначально я оговорила то, что приветствуется и поощряется самостоятельная работа без участия родителей.

  4. Невнимательность или насмешки со стороны взрослых к первым литературным попыткам младших школьников. Ребенок остается с мыслью, что у него не получается, а значит пробовать нет смысла.

  5. Как мне кажется, самой главной причиной угасания желания работать творчески является традиционная форма обучения, направленная на развитие логики, мышления, рационализма.

Развитие креативности на уроках русского языка

Уроки русского языка должны быть увлекательными, интересными, многогранными. Они помогают всестороннему развитию личности маленького человека, открывают перед ним удивительный мир творчества. Активно и постоянно должны поддерживаться положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Например, при работе со словарными словами можно предложить детям:

  • найти общие признаки слов;

  • догадаться, какое слово зашифровано;

  • дополнить фразу;

  • придумать рассказ, опираясь на предложенные слова.

Дети с высоким уровнем интеллектуального развития выполняют задание самостоятельно; детям с низким уровнем интеллектуального развития предлагаем слова для справок: холодный, пронзительный, сильный, буйный, тоскливый, вольный.

Развитию креативности содействует и такой вид работы, как творческий диктант. Материал для проведения творческих диктантов усложняется постепенно. Сначала ученикам предоставляются слова для составления отдельных предложений :

Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело.

Урок, языка, начинается, русского.

Дети возобновляют предложения и записывают их в тетрадь. Предложения зачитываются, разбирается правильность их построения. Ученики самостоятельно выбирают лучшие варианты, обосновывают свой выбор. Дальше предлагается составить и записать свое предложение со словарными словами. В результате выйдет такой текст:

Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского языка. Все ученики пишут в тетрадях.

На следующем этапе даются незавершенные предложения или опорные слова для складывания предложений, объединенных общим сюжетом. Работа строится по такому же принципу.

Творческий диктант по данному началу - это интересный для учеников вид работы. Учитель диктует начало текста, дальше дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова.

Примеры упражнений, которые помогут развить креативное мышление:

  • “Безумство архитектора”: Записать любые 10 существительных. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор - все, что приходит в голов. Эти 10 слов - 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, “мандарин” - сделайте стены оранжевого цвета, “вода”-пусть перед домом будет фонтан или прудик, “помидор” - запустите в пруд красных рыбок или повесьте красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю.

  • Придумайте слово и представьте, что оно аббревиатура - расшифруйте ее. Например, ШКАФ: Школа культурных Анонимных Фотографов. ВЕСНА: Веселый Енот Сегодня Немного Агрессивен.

  • Придумайте словосочетания с противоположным значением слов, например, черный снег, высокий карлик, твердый пух, жесткие облака и т.д.

Развитие креативности на уроках математики

Помимо стандартных задач и примеров, заданий на построение, важно использовать головоломки, ребусы, задания на смекалку. Это не только полезно, но и интересно детям.

Например: Посмотрите на это выражение: 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно. Разумеется, учащиеся будут вначале озадачены: ведь 9 + 8 = 17. В процессе поиска ответа они дадут Различные варианты трактовки этого выражения, пока не придут к мысли, что в какой-то ситуации 5 может быть равно 17. В итоге, как правило, приходит догадка, что это возможно на “языке часов”. Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи — пять часов. Красивый ответ! Не правда ли?

Развитие креативности на уроках чтения

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения является необходимым условием для развития учащихся.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Я использую такие виды работ:

  1. Чтение с остановками.

Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Она также используется мною и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

  1. Использование на уроках чтения стратегии «Мозговой штурм»

Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

  1. Логическая цепочка.

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

  1. Творческий пересказ.

Особенно интересно получаются стихотворения, пересказанные в прозе с дополнением своих нюансов.

  1. Описание главного героя до событий, описанных в произведении.

  2. Включение в произведение дополнительных персонажей.

  3. Создание своей сказки.

Мы создали даже свою книгу сказок. Дети писали самостоятельно.

  1. Инсценировка произведений.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремятся учителя начальной школы.