СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовете "Проектная деятельность в коррекционной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по проектной деятельности в коррекционной школе для детей в ОВЗ (ИН)

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовете "Проектная деятельность в коррекционной школе"»

Проектная деятельность в коррекционной школе

Докладчик: учитель индивидуального

обучения Плавская Е.Ю.


        Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ- прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу.

        В 1990-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности;

  2. «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

  3. «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.;

  4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра.

На рубеже 1910-1920-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. привело к падению качества обучения. Причинами этого явления называют:

  1. Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

  2. Слабая разработанность методики проектной деятельности;

  3. Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.

2. Основные требования к проекту

        Требования к учебному проекту – совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.

  2. Начало выполнения проекта – это планирование действий по разрешению проблемы (т.е.  с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации).

  3. Проект требует исследовательской работы учащихся (поиск информации).

  4. Результат работы над проектом является продукт.

  5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта (это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчеты и т.д.)

Важное правило: каждый этап работы над проектом должны иметь свой конкретный продукт.


3. Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся


  1. Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих    участников проекта или внешнего заказчика. Этот проект может быть использован в жизни класса, школы, города. Деятельность в этом проекте разнообразна – от учебного пособия для школьного кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования на практике и его способность решить поставленную проблему.

  2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, может быть и создание информационной среды класса и школы.

  1. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это может быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

  1. Классификация проектов

 по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, экологическими, культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки и презентации: например, музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.

  1. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.

Они могут быть:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными.

  1. Классификация проектов по продолжительности.

Выделяют 4 вида проекта:

  1. Мини-проекты укладываются в один урок.

  2. Краткосрочные проекты требует выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности.

  1. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.

  1. Годичные проекты выполняются в группах.

  1. Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта предметной деятельности – важная организационная задача участников проекта.

        От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

        Рассмотрим перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • видеофильм;

  • выставка;

  • газета;

  • журнал;

  • игра;

  • коллекция;

  • оформление кабинета;

  • музыкальное произведение;

  • серия иллюстраций;

  • учебное пособие;

  • костюм;

  • макет;

  • праздник;

  • сказка;

  • сценарий;

  • экскурсия.

  1. Паспорт проектной работы.

Паспорт проектной работы (регистрационный документ) используется дважды, а иногда и трижды.

-Как методическая разработка проекта.

     -Паспорт проекта  становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Расширенный вариант паспорта может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. название проекта;

  2. руководитель проекта;

  3. консультант(ы) проекта;

  4. учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;

  5. учебные дисциплины, близкие к теме проекта;

  6. возраст учащихся, на который рассчитан проект;

  7. состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);

  8. тип проекта (информационный, творческий, практико-ориентированный);

  9. цель проекта (практическая и педагогическая цели);

  10.  задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!);

  11.  вопросы проекта (2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на  которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения, если проект требует разрешения проблемы);

  12.  необходимое оборудование;

  13.  аннотация, краткое изложение (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательский аспект, точка зрения, кратко – содержание);

  14.  предполагаемые продукты проекта;

  15.  этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

  16.  предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

  1. Оформление проектной папки.

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором (сборником) информации и справочником на протяжении работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях каждого участника проекта;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

  3. промежуточные отчеты группы;

  4. вся собранная информация по теме проекта;

  5. результаты исследований и анализа;

  6. записи всех идей и решений;

  7. краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

  8. эскизы, чертежи, наброски, другие рабочие материалы и черновики группы;

  9. материалы к презентации (сценарий).

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.


9. Виды   презентаций   проектов.

 

        Выбор  формы  презентации  проекта – задача  сложная, так как здесь требуется   особый  полет  фантазии в  сочетании  с  обязательным   учётом  индивидуальных  интересов  и  способностей  проектантов.

   

 Виды  презентационных  проектов  могут  быть  следующими:


-  Деловая   игра.

-  Игра  с  залом.

-  Отчет  исследовательской  группы.

-  Путешествие.

-  Реклама.

-  Ролевая  игра.

-  Соревнования.

-  Спектакль.

-  Спортивная  игра.

-  Экскурсия.

10. Система  оценки  проектных  работ

        Оценивание  работ  предполагает  номинирование.  Критерии оценивания проектных работ  могут  быть  следующими:

  • за  лучшее  исследование;

  • за  важность  темы;

  • за  оригинальность  предложенных  решений;

  • за  качество  выполнения  продукта;

  • за  убедительность  презентации.