Тема методического семинара:
"Экологическое воспитание школьников на уроках географии и во внеурочное время в условиях реализации на ФГОС ООО"
На сегодняшний день имеется масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение географии, реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления.
Актуальность проблемы воспитания экологической культуры школьников никогда не утратит своего значения. В настоящее время данной проблеме необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего образования, так и во внеурочной деятельности.
Задачи ФГОС по экологическому образованию и воспитанию:
-Экологическая грамотность;
-Экологическая культура;
-Экологическое мышление;
-Навыки здорового и экологически целесообразного образа жизни;
-осознание значимости концепции устойчивого развития.
«портрет выпускника основной школы»
Экологическое воспитание школьников на уроках
Основная программа образования школьников по географии сохраняется, выдерживается преемственность УМК. Уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического материала. (в том числе и местного (теоретические задания, коллекции, статистические материалы, наглядные демонстрационные материалы). Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков.
Проводятся уроки-экскурсии в природу, в краеведческий музей при изучении отдельных тем. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с биологией, историей, химией, ОБЖ, и другими предметами школьной программы. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, личностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно география играют в этом одну из первостепенных ролей. Постоянно, на уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых.
Школа работает в следующих направлениях экологического воспитания: уроки, сетевое взаимодействие и внеурочная деятельность.
Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Начиная с 5 класса при изучении географии эффективно используются ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Краеведческий компонент присутствует практически на каждом занятии, при этом у учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его».
Постоянно провожу открытые уроки разного уровня.
В 2011 г. рамках международного проекта «Дети мира» (автор и режиссер общественного телевизионного канала культурынационального телевидения Германии и Франции «АРТЕ» Вольфганг Мертин), съемки видеофильма «Мальчик с Байкала» давала открытый урок по байкаловедению (21.04.2011 год), о котором написали в районной газете «Кабанский диалог».
«На уроке – байкаловедения (учитель Бабушкина Т.А.) ребят ждал сюрприз. К ним в гости пришёл Петров Е.А. автор «Рассказа нерпёнка Кумы», который стал призёром в номинации «Книги о природе для детей» (2010г.) на конкурсе, приуроченном к четвёртым чтениям памяти Феликса Штильмарка…. Евгений Аполлонович очень интересно рассказал ребятам о байкальской нерпе, показал замечательные фотоснимки, которыми любезно поделился с читателями газеты «Кабанский Диалог». А затем ученик Борис Бабушкин показал всем, как он умеет грамотно работать с навигатором. Это прибор, который помогает ориентироваться на природе, отслеживать миграцию нерп и многое другое» (фрагмент статьи «Мальчик с Байкала» районной газеты «Кабанский диалог; «http://xn--80aaebrm8bh7exd.xn--p1ai/eto-interesno/malchik-s-ozera-bajkal.html).
В 2011 г. в рамках открытия Международного форума «Чистая вода», который проходит в нашей стране в последних числах ноября, я провела Всероссийский урок чистой воды, который был направлен на формирование знаний учащихся о водных ресурсах России, республики Бурятия, своей местности и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.
В 2013 г. в рамках презентации и апробации УМК «Байкальский сундучок» провела открытый урок в 6 классе по байкаловедению(региональный уровень
Экологическому воспитанию способствует и внеурочная деятельность. Начиная с октября 2015 г. постоянно участвуем во Всероссийских экоуроках: «Вода России», 2 урока "Хранители воды" в апреле и октябре 2016 г., целью которх была: сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам России, республики и научить их беречь воду в повседневной жизни. В апреле 2017 г. проводили экоурок "Разделяй с нами", приуроченный к Международному дню вторичной переработке мусора.
Каждый урок состоял из 3 -х модулей: презентации, настольной игры и закрепления (складывания карманных книжек - покетмодов, где к тому же содержалось д/з). В покетмоде прописаны конкретные шаги по сбережению воды, переработке мусора которые школьник может в один из выходных выполнить на практике сам и привлечь одного из родителей).
Одной из форм экологического обучения и воспитания школьников является учебная экологическая тропа. Цель работы на УЭТ- продолжение и дополнение традиционного учебно- воспитательного процесса.В нашей школе организована УЭТ, которая проходит вдоль берега о. Байкал(Сухая - горячий источник Загза). Общая протяженность маршрута 2 км. Маршрут доступен. Постоянно осенью в сентябре - начале октября происходит организованный выход на УЭТ, где производится уборка берега от мусора, проводятся беседы, доклады и устраиваются на природе спортивно - туристические игры. УЭТ служит местом приобретения и пропаганды экологической культуры, а также ребята получают некоторый заряд позитива и здоровья. Именно на ЭТ постоянно создаются условия для сочетания знания, чувства и действия. А такой сплав- главное условие для воспитания воли, убеждений личности, формирования экологически грамотной личности, а также дальнейшее сохранение окружающей среды.
Заключение
Таким образом, экологическое воспитание:
позволяет учащимся понять, что взаимодействие всех живых организмов является обязательным условием поддержания устойчивости биосферы;
раскрывает творческий потенциал учащихся;
повышает значимость предмета и пробуждает интерес к его изучению;
воспитывает ответственное отношение к природе.
Результатом экологического образования и воспитания можно считать что, школьники, выполняя самостоятельные задания, на конкретных примерах разбираются в организации живой природы, взаимосвязях окружающего мира, получают навыки проведения исследований, а, следовательно - навыки общения с природой.
Ребята учатся любить и уважать родную природу, проводить природоохранные мероприятия, быть гражданами своей страны.
Планы
1. Красная книга о о. Байкал руками детей, РБ
2. Дальнейшее участие в Всероссийских экоуроках
3. Презентация опыта работы (сайты, конференции, проекты)
2