Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области « Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
( ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)
Тема: «Экскурсия, как средство социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»
Подготовила Е.С. Юркова
Учитель СБО
г. Онега
2020
Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников и поэтому требуется целенаправленная работа по социализации.
«Социализация – это процесс, необходимый ребенку, для получения, навыков, без которых немыслима полноценная жизнь в обществе».
« Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать полноценным членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением».
Л.С. Выготский
Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общества, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Программа по СБО включает в себя следующие разделы:
1. Личная гигиена
2. Одежда и обувь
3. Питание
4. Семья и семейные отношения
5. Культура поведения
6. Жилище
7. Транспорт
8. Торговля
9. Средства связи
10. Медицинская помощь
11. Учреждения, организация и предприятия
В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
Основными формами и методами обучения являются
практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, применение ИКТ.
Большое место в системе формирования социально — бытовых знаний и умений отводится экскурсиям.
Трудно переоценить значение экскурсий в обучении социально-бытовой ориентировке обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.
Цель: закрепление знаний и умений, полученных на уроках.
Задачи:
1. увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема; 2. услышать об этих объектах необходимую информацию; 3. овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов; У детей в реальных естественных условиях закрепляются знания и умения, полученные на уроках в школе. Организация и проведение экскурсий способствует формированию и обогащению социального опыта детей.
Экскурсии проводятся на предприятия, учреждения, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт. Во время экскурсии закрепляются умения рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар, который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при заполнении почтовых бланков, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др. Эффективность проведения экскурсии, определяется четкостью ее организации.
Экскурсии могут быть
- обзорные
- тематические.
Тематические делятся на вводные, текущие и итоговые.
Экскурсии должны быть заранее спланированы;
- посетить предполагаемое место экскурсии (договориться о возможности и времени посещения, наметить объекты наблюдения);
- определить ее цели, задачи, содержание;
- подготовить обучающихся к экскурсии (напомнить правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения).
Экскурсия включает в себя три этапа:
подготовительный,
основной,
заключительный.
По окончанию экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий ложатся в основу проведения практических работ, упражнений.
Желательно проводить экскурсии по окончании каждой темы.
После изучения темы « Средства связи» в 6 классе, идем на экскурсию на почту, знакомимся с видами почтовой связи, а в 7 классе знакомимся с отправкой и получением посылок и бандеролей, заполняем бланки, подсчитываем стоимость.
Структура урока, на котором проводится экскурсия.
Организация обучающихся.
Вводная беседа с сообщением темы и задач экскурсии.
Повторение правил дорожного движения.
Экскурсия в учреждение, на предприятие, в магазин.
Заключительная беседа.
План проведения экскурсий:
5 класс.
«Транспорт»
Экскурсия по городу. Правила дорожного движения.
«Культура поведения»
Экскурсия в школьную библиотеку.
«Торговля»
Виды торговых предприятий.
Экскурсия в продовольственный магазин.
(общее представление о магазине, назначение, отделы, правила покупки продуктов, правила поведения покупателя, наблюдение за работой продавца).
«Жилище»
Экскурсия «Мой город» (виды жилых домов, почтовый адрес дома)
6 класс.
«Личная гигиена»
Экскурсия в аптеку.
«Одежда»
Экскурсия в магазин « Мастер – клуб»
(ремонт одежды)
«Торговля»
Экскурсия в специализированный продовольственный магазин
(выбор продуктов для ужина, подсчет стоимости покупки)
«Транспорт»
Проезд в городском общественном транспорте (правила проезда)
«Медицинская помощь»
Экскурсия в аптеку (знакомство с отделами, отпуском лекарств,
с профессией фармацевт).
« Средства связи»
Экскурсия на почту (виды почтовой связи).
7 класс.
«Торговля»
промтоварные магазины:
универсальные промтоварные магазины:
«Средства связи»
Экскурсия на почту. (Виды бандеролей и посылок. Стоимость пересылки, заполнение бланков).
«Учреждения, организации, предприятия»
Экскурсия. Знакомство с предприятиями города.
8 класс.
«Личная гигиена»
Экскурсия в магазин парфюмерии и косметики (аптека)
(косметические средства)
« Одежда»
Экскурсия в магазин «Мастер-клуб» (виды тканей)
« Грудной ребенок»
Экскурсия в аптеку; магазин детской одежды (знакомство с предметами по уходу за новорожденным).
«Торговля»
Специализированные промтоварные магазины.
Экскурсия в хозяйственный магазин (ассортимент, стоимость товара)
Экскурсия в магазин бытовой техники
«Предприятия, организации, учреждения »
Муниципальная власть. Администрация города.
9 класс.
«Жилище»
Экскурсия в ТЦ « Фаворит» мебельный магазин (виды мебели, виды светильников и т. д., стоимость товара)
Экскурсия в магазин бытовой химии (выбор пятновыводителя)
«Предприятия, организации, учреждения».
Экскурсия на предприятия бытового обслуживания
(парикмахерская, ателье по пошиву одежды, сапожная мастерская).
(виды услуг, правила пользования)
«Торговля»
Экскурсии на рынки (открытые, крытые)
«Экономика домашнего хозяйства»
Экскурсия в Сбербанк.
« Трудоустройство»
Экскурсии в Центр по трудоустройству населения.
Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся
овладевают навыками делового общения,
получают знания о профессиях взрослых, значении труда;
не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.
Таким образом, экскурсия – эффективная организационная форма учебно - воспитательной работы. Учебные экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.
- при проведении экскурсии следует стремиться к тому, чтобы все обучающиеся поняли смысл изучаемого материала, приобрели новые знания;
- обязательно после проведения экскурсии провести беседу с целью закрепления материала экскурсии.
Экскурсия, как форма организации учебно - воспитательного
процесса позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью и позволяет обучающимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных условиях.