Практико-ориентированные подходы к обучению биологии.
Великая цель образования -
это не знания, а действия.
Герберт Спенсер.
Введение.
В условиях нового ФГОС третьего поколения утверждаются качественно иные принципы организации обучения. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний.
Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки.
Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря знаниям, они станут успешными специалистами. Типичное высказывание работодателя о качестве подготовки специалистов. «Я беру, – говорит он, – на работу в основном, выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют делать. Знаний много, при этом они абсолютно не умеют применять их на практике». Причин здесь может быть несколько.
Во-первых, для работы нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист. Таким образом, традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: «Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности»
Проблеме практико-ориентированного подхода в обучении уделяли внимание такие педагоги,как Гвоздева Е. Е. практико-ориентированные подходы к обучению;Гузеев В.В , Калугина И.Ю, Селевко Г.К.и др.
И.Ю Калугина даёт определение практико –ориентированного обучения как дидактического подхода к обучению учащихся, основанного на единстве эмоционально образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования, эмоционального и познавательного компонентов при выполнении творческих заданий.(2)
Глава 1
Практико – ориентированное обучение.
Однако, несмотря на то, что в образовательных учреждениях существуют творчески работающие педагоги, новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются в массовой практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, далеко отстаёт от живой практики и жизненного опыта обучающихся. На учебных занятиях редко обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни. Вследствие этого учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса обучающихся к обучению. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность детей становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:
• в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;
• в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;
• система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.(1)
Практико-ориентированное обучение биологии - это дидактический подход в силу следующих обстоятельств:
• он имеет всеобщий для обучения характер;
• выполняет регулирующую функцию в разработке содержания и технологии обучения;
• указывает, каким должно стать соотношение теоретического и практического в обучении биологии;
• его реализация дает иной качественный результат, значительно меняя отношение к предмету;
• позволяет ликвидировать функциональную безграмотность в области применения биологических знаний;
• способствует изменению ситуации с изучением биологии;
• соответствует требованиям времени.
Целью практико-ориентированного обучения служит:
развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.
Глава 2
Практико – ориентированный подход в обучении биологии.
Существует два взаимосвязанных пути решения практико-ориентированного подхода в обучении:
- через содержание учебного материала;
- через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала: рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с привлечением внимания к логической стройности биологических теорий, экспериментальным доказательством выдвинутых идей, с показом прогнозирующей роли научных, в том числе, биологических задач важного практического содержания, с использованием литературы и других художественных произведений.
Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися биологических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; проведение домашних биологических опытов; изучение первоисточников и их анализ; организация эстафет и путешествий; уроков-конференций, семинаров и диспутов; КВН.
А) Лабораторные и практические работы.
Одно из направлений осуществления практико-ориентированного обучения в биологии и служат лабораторные и практические работы. Лабораторные работы - это один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с обучающимися. Уроки с лабораторными работами являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии. Во-первых, знания, полученные на лабораторных работах, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. Во-вторых, обучающиеся приобретают знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, а не в готовом виде; в-третьих, в процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков; в-четвертых, лабораторные работы развивают у учащихся интерес к изучению природы; в-пятых, приучают учащихся доводить работу до определенного результата, воспитывают сознательную дисциплину труда.
Для систематического проведения ЛПЗ занятий необходимо запланировать их в рабочей программе по предмету «Биология». Специально оборудовать лабораторные кабинеты, разработать инструкции, методические рекомендации по обеспечению процесса проведения ЛПЗ. В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где дети могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где обучающиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний. Важное значение при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа преподавателя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Преподаватель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.
В качестве примера приведу лабораторную работу, тема “ Морфологические особенности растений различных видов.”
Цель:
Обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику 2-3 растений.
Изучить видовой состав комнатных растений кабинета биологии.
Как мы видим в самой постановке цели занятия уже осуществляется практико – ориентированный подход. Активную мыслительную деятельность у обучающихся вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить. Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся к практико – ориентированной деятельности. Исследования по биологии начинается со сбора информации, посредством применения органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния. « Исследование – это процесс поиска и уточнения объяснений научных явлений. (Д.Ж.Галлахер, 2007).
Оборудование:
Ход работы:
Рассмотрите предложенные вам для работы 2-3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)
Заполните таблицу:
“Морфологические особенности растений”
Доказательства принадлежности растений к одному виду (план описания, сравнения) | Доказательства принадлежности растений к разным видам |
Описание стебля Форма листа Сложность листа Жилкование листа Тип корневой системы. Описание строения цветка Принадлежность к классу Принадлежность к виду | Для описания морфологических особенностей комнатного растения используй Приложение № 1 к лабораторной работе. |
Вывод:
каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений?
Можно ли по одному морфологическому критерию. Определить принадлежность к виду?
Выступить с сообщением по данному виду комнатного растения.( самостоятельная работа, опережающего характера)
Правильная организация и проведение лабораторной работы позволяет добиться эффективного усвоения материала непосредственно на уроке. Данная работа послужила и развитию экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся. Ясно, что спасти окружающую среду от разрушения, загрязнения и исчезновения человечество сможет при условии каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля. Поскольку ответственное отношение это нравственное качество, а сформировать его можно только при условии обновления всей учебно-воспитательной работы в школах и других типах учебных заведени(2).
Б) Практико – ориентированный подход через исследовательскую деятельность.
Лабораторная работа по теме : “ Морфологические особенности растений различных видов,”послужила «толчком» для проектной , а в дальнейшем исследовательской работы обучающейся Зыковой Марии по теме « Влияние комнатных растений на здоровье человека». Научное исследование начинается тогда, когда обучающийся сталкивается с вопросами , проблемами, явлениями, которые значимы для него.
В ходе выполнения работы обучающаяся познакомилась с фитонцидными свойствами комнатных растений нашего учебного –аведения . Узнала, что такое фитонциды и фитодизайн? Познакомились с растениями , которые обладают лечебными свойствами.Не только изучила видовой состав растений , но и разработала рекомендации по озеленению комнатных кабинетов. Правильно был сделан вывод по работе, чтоправильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения, помогают создать здоровьесберегающую среду в помещении, оказывая положительное влияние на физическое состояние человека. Научный подход к расположению растений в интерьере учебных классов позволит грамотнее подойти к оформлению кабинетов, что может способствовать оздоровлению обучающихся и созданию комфортной обстановки в учебных помещениях. Народная мудрость гласит: «Если в доме цветы – значит, нет в нём беды» Наполним же свой «дом» живой красотой, сделаем каждодневным счастьем общение с природой. Помните, что растения в классах – не только для уюта, но и для здоровья!
Когда мы входим в класс иль в дом,
Где всё нам мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Мы знаем: в комнатных цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать!
« Учащиеся, которые занимаются исследованиями, как правило , относятся к естественно –научным дисциплинам более благосклонно. Когда учащиеся производят собственные знания и понимаю значимости предмета изучения в их жизни , отношения к нему улучшается. « (Дж. Новак, 1988)
в) Практико – ориентированный подход при изучении новых тем.
Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были не способны увидеть то, что находится у них буквально перед носом, но современные технические средства и компьютерное моделирование помогает хоть немного разобраться в том, как устроен окружающий мир, и попытаться скопировать из него некоторые детали для собственных нужд.
Урок по теме: Бионика.
Бионика — наука, изучающая живую природу с целью использования полученных знаний в практической деятельности человека. Проблемы бионики: изучение закономерностей структуры и функции отдельных частей живых организмов (нервной системы, анализаторов, крыльев, кожи). С целью создания на этой основе нового типа вычислительных машин, локаторов, летательных, плавательных аппаратов и т. д.;
БИОНИКА - пограничная наука, воплощающая природные "идеи" в инженерные.
ПРИМЕРЫ:
1) на идее пчелиных сот построены многоэтажки. Не точный повтор конструкции, а идея о том, что под одной крышей - разные ячейки жизни.
2) Опорные конструкции Эйфелевой башни и ей подобных, -это копия переплетений костной ткани в трубчатых костях человека. Так достигается прочностью и гибкостью одновременно.
3) Идея об автономных отсеках в подводных лодках "подсмотрена" во внутреннем строении дождевого червя.
4) Присоски на игрушках и сувенирах - точная копия присосок у пиявок.
5) Застёжки-липучки - копия приспособлений семян репейника для распространия в среде обитания.
6) Самое простое в природе и технике сочленение — шарнирное. Оно позволяет вращаться одной части вокруг другой и при этом не сдвигаться с места. Тихоокеанские сердцевидки-великаны, для того чтобы сложить две свои створки, ракушки используют шарниры. Величина тихоокеанских сердцевидок-великанов достигает почти 15 сантиметров, и поэтому их сочленение хорошо видно невооруженным глазом. У меньших по размерам сердцевидок наших побережий оно точно такое же. Это шарнирное соединение состоит только из двух частей, которые очень прочно смыкаются друг с другом, выполняя свою задачу наилучшим образом.. Компактный вид шарнира был со временем разработан и в технике. Вспомним защелкивающуюся крышку, например крышку шампуня, футляр очков.
В изучение нового материала (основной объем) через лекционное преподнесение вводится практическая или демонстрационная работа, которая позволяет компактно передать учащимся дидактическую единицу предмета.
При проведении семинаров для изучения дополнительно объема материала, в котором одни ученики должны разобраться во всем и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим –достаточно усвоить основы знаний использую дифференцированное обучение, систему индивидуальных заданий, возрастающих по сложности, информационные носители, расширяющие знания материала.
Семинары углубляют и систематизируют знания, конференции их расширяют. Так в конце курса биологии проводится семинар и конференция по теме : Экологические проблемы России. Пути их решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении биологии позволит сделать биологию не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”. Новая технология и структура практико-ориентированного урока позволяет поднять личностный интерес учащихся к предмету, сделать обучение мотивированным.
Новая структура практико-ориентированного урока в отличие от структуры традиционного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико-ориентированного построения учебного процесса.
Литература:
- Ахмедова А.М Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде.
Библиографическое описание: Гвоздева Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 21-25.
Библиографическое описание: Касимов Ш. У. Анализ процесса и сущности практико-профессионального образования в колледжах [Текст]
- Калугина И.Ю Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся.
Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
Интернет - источники
http://www.dissercat.com/
9