Выступление по теме: Применение активных методов обучения на различных этапах урока в рамках ФГОС НОО школе.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Реализуя системно-деятельностный подход, каждый учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение необходимо выстраивать как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. На передний план в образовательном процессе выходят технологии активных методов обучения.
Активные методы обучения
– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения помогают мне эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока, развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.
Активные методы обучения подразделяются на:
методы начала урока;
методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
методы презентации учебного материала;
методы организации самостоятельной работы;
методы релаксации;
методы подведения итогов.
Активные методы начала урока.
Цель – настроить детей на продуктивную работу.
Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить позитивный рабочий настрой давно зарекомендовали себя методы:
«Здороваемся глазами»;
Моим детям очень понравился метод «Самолётик пожеланий». На перемене вместе с детьми складываем самолётик и на крыльях записываем свои пожелания классу. Затем по моей команде дети запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётик приземляется, каждый поднимает находящийся рядом и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями.
Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений
Очень важным для меня является включение в урок следующих активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений:
"Дерево ожиданий";
"Поляна снежинок";
"Фруктовый сад";
«Что у меня на сердце»;
"Солнышко и туча";
"Осенний сад";
«Ковер идей»
Они позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, помогает каждому ученику определиться с собственной целью. Методы заключаются в следующем. Я раздаю учащимся заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагаю детям попробовать более четко определить и записать, что они ожидают от сегодняшнего урока и чего опасаются и прикрепить на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения мы систематизируем сформулированные цели, пожелания, опасения и подводим итоги. В конце занятия мы обязательно возвращаемся к данной визуализации и выясняем, оправдались ли перечисленные ожидания и опасения.
Активные методы презентации учебного материала
Этот этап требует проявление творчества учителя. Чем ярче,
интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.
Я использую следующие методы представления нового материала:
Мозговой штурм;
верные и неверные утверждения или "верите ли вы";
бортовой журнал;
кластер;
корзина (идей, понятий, имен);
инсерт;
интеллект-карта;
верные и неверные утверждения или "верите ли вы"
Начать урок мне помогают методы «Верные и неверные утверждения», «Бортовой журнал».
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
Заполняется на стадии вызова | Заполняется при чтении (по мере чтения) во время пауз и остановок |
Корзина (идей, понятий, имен)
Каждый ученик записывает в тетради всё, что ему известно по проблеме, затем обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты. Я записывает все на доске. Далее связываем в логические цепи, по мере усвоения новой информации исправляем ошибки.
Метод «Составление кластера»
На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления «Кластер». Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Он тоже позволяет систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
Для того, чтобы детям было проще запомнить новую информацию использую на уроке метод «интеллект-карт».
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Он создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными. Метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.
Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)
Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие).
От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.
Активные методы релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. На данном этапе я применяю следующие методы:
Команда «Штиль» - все замирают. При команде «Волны» - дети встают по очереди, с интервалом в 2 сек. Сначала - все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши. Затем в таком же порядке класс садится. «Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, без пауз, друг за другом. Завершаем игру командой «Штиль».
Закрепления изученного материала
Цель: закрепление пройденного материала.
На этапе закрепления изученного материала использую такие методы:
Всем известный метод «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Знакомлю учеников с маркировочными знаками и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
После прочтения текста, заполняем таблицу "Инсерт", где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Для заполнения таблицы детям понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
Работу с приемом начинаю с небольших текстов, чтобы дети привыкли к обилию значков. На начальном этапе, дети не записывают тезисы, а говорят их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки, на начальном этапе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
Например, итогом изучения темы «Имя существительное» является разбор имени существительного как часть речи. Раздаю детям памятки «Порядок разбора существительного. Ученик внимательно читает, расставляя знаки - символы. Далее он уже самостоятельно ищет ответ на свой вопрос, используя учебник или обращается за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.
Ромашка Блума
На уроках литературного чтения я использую – метод Ромашка Блума. Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.
Классификация вопросов Б. Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше? Правильно ли поступил...?
Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
«Лэпбук».
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме, использую на уроках создания лэпбука.
«Лэпбук» (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно собрать, закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.
Определяем тему, делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Рефлексия
Используя активные методы можно эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
На данном этапе я применяю следующие методы:
«Шесть шляп» - один из самых популярных методов организации мышления.
Суть метода состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
«Белая шляпа» СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
«Желтая шляпа» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
«Черная шляпа» НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
«Синяя шляпа» АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);
«Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые «бредовые идеи и предположения»);
«Красная шляпа» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом).
«Итоговый круг» - Даю минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
«Телеграмма». Очень краткая запись. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
С 3 класса учу детей написанию Эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Главное – высказать свои собственные мысли по данной проблеме, привести собственные примеры
На этом этапе хорошо использовать знакомый всем метод "Синквейн". Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Существует множество других разнообразных активных методов обучения, кроме того, инновационная деятельность педагогов не прекращается ни на минуту, рождая новые формы и методы повышения эффективности образовательного процесса.
Уроки с использованием активных методов обучения эффективны и интересны не только для учащихся, но и для учителей.