Управление Культуры, спорта и молодёжной политики
Администрации Тайшетского района
МКУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Г. ТАЙШЕТ
Доклад на тему:
«Работа над штрихами в классе скрипки»
Преподаватель первой
квалификационной категории
по классу скрипки
Григорян Сирануш Камоевна
Работа над штрихами в классе скрипки
Необходимыми условиями для достижения успешных результатов в работе над штрихами являются: соответствие музыкально-выразительного значения того или иного штриха характеру исполняемого произведения, качество его звучания, ритмическая точность, координация движения обеих рук, целесообразность распределения смычка.
Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии с вибрато и определяют культуру звука скрипача.
Изначально понятие «штрих» имеет несколько значений. Это и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения, связанный со специфическим приѐмом воздействия смычка на струну (легато, деташе, мартеле и пр.), а также способ артикулирования звуков внутри музыкальной фразы.
Понятие «штрих» применительно к смычковым инструментам, должно рассматриваться как продиктованный образно-интонационным содержанием мелодии характер произнесения музыкальных звуков, достигаемый соответсвующими движениями смычка.
Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные. К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартле, сотийе и спиккато.
Первые три из них представляют собой фундамент классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях Корелли, Вивальди, Тартини и других скрипачей-композиторов 17-18 веков, а так же (в значительной мере) у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сотийе и спиккато рассматриваются в качестве виртуозного владения смычком, поэтому и объединены они в одном разделе, несмотря на существенные различия по ряду параметров.
Остальные скрипичные штрихи можно считать производными, поскольку в их звуковых характеристиках и приѐмах исполнения так или иначе комбинируются отдельные элементы названных пяти типов.
Для выработки штриховой техники, надо ясно представлять себе характер штриха и функции правой руки. Привычный штрих легато не просто ведение смычка по струне, в то время, как левая рука играет несколько нот. Легато - это штрих, который имеет своё начало, развитие и конец. Главная трудность этого штриха -соединение певучести звучания в целом и певучести и звучания ноты. Поэтому полагаться только на действие правой руки нельзя, в певучем легато активны обе руки.
ЛЕГАТО
Легато – основа звуков и всех штрихов. Основное упражнение для легато - это длительное звучание одной ноты. И чем звучание дольше, тем лучше. При исполнении легато необходимо помнить об атаке – начала звука. Для этого нужно проделать, следующее упражнение – сперва на каждой струне, не касаясь ее, провести смычек вверх и вниз. Затем, положив смычек на струну у колодки, научиться делать рывок вниз движениями кисти и пальцев. Тоже проделать кончиком смычка при движении вверх. После этого добавить движение смычка при минимальном нажиме на струну. Еще одно упражнение - смычок проводится попеременно по двум соседним открытым струнам. Нужно, как можно быстрее менять струны, проводя смычком вверх и вниз, начиная от середины расстояния между грифом и подставкой, приближаясь к подставке. Звукоизвлечение у подставки затруднено, поэтому многие скрипачи, начинают легато ближе к грифу, подводя затем смычек ближе к подставке, вверх движется плечо, затем предплечье, кисть, слегка отставая, делает поворот. Наиболее плохое звучание происходит при исполнении пиано. Для исправления этого недостатка нужно, сначала извлечь форте у подставки и затем уменьшить скорость ведения смычка и получим яркое пиано. Главное условие - все делать запоминая мышечное ощущения.
ДЕТАШЕ
Среди других скрипичных штрихов деташе (значит «отделяемый») по своим музыкально-выразительным возможностям в наибольшей мере приближается к легато.
Несмотря на иной способ игры – извлечение каждого звука отдельным движением смычка – деташе, как и легато, прежде всего выявляет вокальную, мелодическую природу скрипки.
Поэтому важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка.
Отличается деташе от легато более отчѐтливым началом каждого звука, благодаря чему появляется возможность варьировать характер их соединения. Изучать деташе сначала нужно большими участками смычка, сначала верхними, потом нижними, лишь после этого можно переходить к игре всем смычком и комбинированным штрихам.
Всё время играть в разных частях смычка таким образом, чтобы не было изменения звучания. Именно это даёт свободу игры, качественность и звучность штриха. Главное в этом штрихе – атака звука, как вверх, так и вниз.
Первая ошибка - оставление нажатия на смычек на протяжение всего смычка и это делает звук сухим, в то время, как насыщенность звучания является основной прелестью этого штриха.
Вторая ошибка – чрезмерная скорость смычка, вследствие употребления большей, чем нужно, части смычка. При исполнении штриха деташе нужно хорошо чувствовать смычком струну, следить за свободой кисти.
Исходя из артикуляционных особенностей можно выделить три разновидности деташе:
1. певучее, слитное
2. декламационное (часто называемое «баховским»)
3. маркированное
Слитное деташе, передающее певучесть, требует соответствующей слуховой настройки. Ученик должен, прежде всего, ясно представлять и активно воспринимать напевность звукового потока, контролировать силу звучания, осуществляемую противоположными движениями смычка (вниз и вверх).
Декламационное деташе отличается иной артикуляцией смежных звуков – скорее разделительным, нон-легатным соединением. Эта разновидность штриха применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более чѐткого произнесения каждого звука фразы. Подобное речевое артикулирование звуков свойственно исполнению скрипичных сочинений И.-С. Баха. Способ исполнения декламационного деташе имеет две особенности. Первая состоит в том, что в момент смены направления смычка давление на струну несколько ослабляется. Другой особенностью является то, что ведущее движение здесь осуществляется не предплечьем, а плечом.
Маркированное деташе чаще всего применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующего особого подчѐркивания, как бы утяжеления каждого звука. Маркированное деташе, как правило, употребляется в мелодических построениях, изложенных четвертями или восьмыми, реже – половинными нотами. (А. Вивальди «Концерт a-moll, ч.1) Штрих этот характеризуется акцентировано-активной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым ослаблением к концу. При этом реально воспринимаемая пауза между звуками отсутствует. Итак, раннее освоение всех трѐх видов деташе – слитного, декламационного и маркированного – создаѐт прочный фундамент для дальнейшей разносторонней работы над данным штрихом и гибкого его применения в процессе исполнения музыки самого различного характера.
МАРТЭЛЕ
Мартле – отрывистый штрих, исполняемый обычно в верхней половине смычка. Особенностью исполнения является наличие пауз между штрихами и отрывистая атака звука. Для того, чтобы штрих получился острым, коротким и в то же время лѐгким, необходимо во время остановки смычка сделать небольшой нажим на трость и отпустить этот нажим во время движения смычка.
Стоит отметить, о необходимости следить, чтобы он не сводился к одной атаке. Чем резче движение смычка, тем жѐстче рессора пальцев.
СТАКАТТО
Часто можно услышать, что этот штрих врожденная способность. Одни скрипачи исполняют его расслабленной рукой, другие, как Венявский, судорожно напряженной. Фактически этот штрих получается при сложении двух движений.
Одно движение мелкое дрожание кисти. Чем чаще дрожание, тем быстрее штрих. ( Упражнение - положить смычек на струну и потрясти кистью, двигая его на месте, затем выполнить дрожание поочередно на двух струнах.)
Второе движение- это обычное легато. Чтобы такое стакатто получилось, необходимо выполнить два условия:
1. сильнее прижимать смычек к струне.
2.- скорость кисти в ее дрожании и ведение смычка должны быть одинаковы, при этом необходимо найти нужную скорость легато. Движение дрожания можно выполнить в состоянии положении кисти у конца смычка. Такое движение выполняется в основном пальцами, кисть слегка согнута вниз и немного напряжена, напряженный локтевой сустав. Можно слегка опустить кисть и повесить ее, положение пальцев, как у колодочки, таким стаккато играл Паганини. Возможно еще какие-то промежуточные состояния руки, но состояние дрожание и легато должно быть обязательно.
СПИККАТО
Крупное – практически всей рукой, мелкое- кисть и пальцы.
СОТИЙЕ
Маленький, очень плотный смычек в определенной, довольно узкой зоне близко к середине смычка. Упругая природа смычка, заставляет самопроизвольно отскакивать от струны. В этом принципиальное отличие от спиккато - штрих идёт от струны, а не бросок на струну. Правильно отрегулированный приём отличается стабильностью, устойчивостью, звучностью.