СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Система подготовки к ОГЭ по географии».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Система подготовки к ОГЭ по географии».»

Доклад на тему:

«Система подготовки к ОГЭ по географии».

Подготовила:

Учитель географии

Алексеевского филиала

МКОУ «Коровяковская СОШ»

Устьянцева О. М.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Экзамен по географии не является обязательным. Как правило, его выбор обусловлен решением родителей, в лучшем случае, положительными результатами обучения по предмету, сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету. Поэтому первым шагом является личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой - выявить отношение к экзамену, мотив, установить самооценку готовности.

Географию в основном, к сожалению, сдает тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому географию они считают шансом успешно закончить девять классов. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников и психологическая готовность самого учителя работать в таких условиях.

В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:

  • планирование работы по подготовке к ОГЭ на консультациях, на уроках;

  • диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;

  • повтор и структурирование школьных знаний по предмету;

  • более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ;

  • обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

Мониторинг динамики готовности учащихся к экзамену является важнейшим слагаемым успешной подготовки. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ и ЕГЭ», «Решу ОГЭ»).

Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Первая работа дается в виде демо-версии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая Демо-версию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету.

Как правило, последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными.
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

Подготовка в не рамок урока осуществляется по специально составленной программе, в рамках еженедельных консультаций. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ. Для успешного решения заданий ОГЭ необходима постоянная тренировка. Практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. 
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика. Приходится учить некоторых заново пользоваться транспортирами, линейками, решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа.

При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).

Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Например, алгоритмы решения типовых тестовых заданий ГИА по топографической карте.

Задания 19-22 выполняются с использованием приведенной карты.

Задание 19.

Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно рассмотрите топографическую карту, изучите помещенные к ней условные знаки.

  2. Найдите нужные объекты на карте.

  3. Определите масштаб карты, величину масштаба.

  4. Измерьте расстояние на карте с помощью линейки. Измерение проводите точно между центрами условных знаков.

  5. Соотнесите измеренный отрезок на карте и величину масштаба, найдите расстояние.

  6. Округлите полученный результат до десятков метров, запишите полученный результат в виде числа.





Задание 20.

Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните основные направления сторон горизонта.

  2. Найди на карте стрелку, которая показывает С – Ю. Помните, что за север принимается верхняя часть карты, за юг – нижняя, за запад – левая, за восток – правая. Через любую точку на карте можно провести эти направления.

  3. Найдите указанные объекты на карте.

  4. Постройте через исходную точку линию С – Ю.

  5. Проведите стрелку от первой точки ко второй, определите направление.

  6. Запишите ответ (например, северное или северо-восточное), либо краткий (например, С или С – В).

Задание 22.

Алгоритм выполнения задания:

На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – Б разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

  1. Найди точки А и Б на карте. Соедините их линией. С помощью горизонталей определите, на какой высоте они находятся.

  2. Определите характер поверхности между точками. На полоске бумаги обозначьте все точки, которые пересекает профиль.

  3. Соотнесите с предложенными профилями. Выберите верный вариант ответа.

Ключи к заданиям 19 – 22:

19 – 150 м;

20 – З, Запад;

22 – 3.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий будет способствовать повышению качества подготовки и приведёт к наиболее высоким результатам при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

3