СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Создание условий для качественного образования обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был прочитан на методическом совещании

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Создание условий для качественного образования обучающихся начальной школы"»


Детей должны воспитывать люди,

которые по природе своей тяготеют к этому делу,

требующему великой любви к ребятишкам,

великого терпения и чуткой осторожности

в обращении с будущими строителями нового мира.

М. Горький

Свою главную задачу образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения учителя начальной школы видят в создании условий для качественного образования обучающихся начальных классов.

В последнее время широко обсуждаются вопросы создания условий для качественного образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

Каждая из этих составляющих имеет своё важное значение. В данный момент мы хотели бы рассказать о работе учителей начальных классов и о том, от чего зависит успешность обучения учащихся в начальных классах.

У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?

Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегоднейший день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?

Прежде чем ответить на этот вопрос разберем несколько терминов. Что же такое качество образования?

Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Существуют основные направления в улучшении качеством образования.

  1. Обеспечение нового качества образования.

  2. Развитие воспитательной системы школы.

  3. Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.

  4. Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.

  5. Выдвижение новых требований к системе управления.

  6. Нормативно-правовое обеспечение.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

  • Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;

  • Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.

Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы. Исходя из этого, мы поставили перед собой такие задачи:

1. Формирование физически здоровой личности:

  • недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;

  • оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;

  • соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;

  • привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.

2. Развитие творческих способностей учащихся:

  • создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных недель, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.

3. Организация учебно-воспитательного процесса:

  • совершенствование учебного плана, программ;

4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:

  • совершенствование работы методического объединения учителей начальных классов;

  • систематизация наработок учителей;

  • подготовка материалов для аттестации учителей.

Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Новые направления развития школы, а именно:

Современные тенденции реформирования начального образования определяют:

  1. Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.

  2. Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.

  3. Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.

  4. Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.

  5. Постоянное внедрение в образовательный процесс электронных учебных пособий и освоение учителями компьютерных методов обучения.


  1. Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

  2. Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.

В нашей школе уже наметилось немало положительного:

  • вариативность педагогических подходов к начальному образованию;

  • свобода для творческого поиска у педагогов;

  • растет родительское самосознание;

  • педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.

Об улучшении качества образования можно говорить очень много. Но мы хотели бы вам рассказать о том направлении, которое в нашей школе уже апробировано. Ведь цель нашей педагогической деятельности – сформировать физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями.

Актуальным стал вопрос о стандартизации диагностических средств применяемых с целью оценки уровня обученности учащихся школы. Поэтому для повышения качества образования недостаточно работы одного учителя. В нашей школе ведется тесное сотрудничество со службой индивидуального сопровождения ученика (социальным педагогом, логопедом, психологом) проводят многофакторный мониторинг для оценки результативности обучения и развития личности обучающегося. Исследования проводятся по разным диагностикам:

- психодиагностика;

- диагностика здоровья;

- социодиагностика;

- диагностика уровня обученности.

Мы считаем, что эта служба играет огромную роль в повышении качества образования.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителя.

В последние годы у детей, поступающих в 1 класс, наблюдается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая маторика, неадекватные эмоции и другие особенности. Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования. Для этого в нашей школе в тесном сотрудничестве с педагогом работает логопед. И учитель, и логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам.

В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях логопед проводит работу, направленную на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приёмов умственной работы, которая необходима для овладения грамматикой. В связи с этим на занятиях логопед создаёт разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, а речемыслительную деятельность школьников. На занятиях детей учат рассуждать и давать развёрнутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функции речи.

В целях пропаганды логопедических занятий логопед проводит индивидуальные беседы и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

Результатом всего этого является существенное повышение успеваемости и качества знаний школьников, имевших на начало учебного года речевые дефекты. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развивать устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться.

Взаимосвязь с психологом.

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему обучению.

Все это отразится в последствии на качестве образования. Чтобы этого не произошло, нас посещает психолог, целью которого является формирование у учащихся психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу.

Интегрированные уроки.

Вообще слово интеграция довольно часто стала встречаться в начальном образовании. И наша школа тоже стала не исключением. Ведь в начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого в своей работе мы используем все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.

«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В. Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания. Чтобы добиться желаемого результата, мы в своей работе используем интегрированные уроки.

Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе и своем месте в них, позволяет учителю расширять границы предметности, указывая ученику путь поиска решения проблем. Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические и нравственные аспекты мышления. И как правило, детям очень нравится проведение таких уроков.

Целью организации работы с детьми является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей с разными потребностями, раскрытие их индивидуальности, творческих способностей и системного мышления в различных областях деятельности. Работа с детьми по разным предметам включает в себя: организацию и сопровождение научно-исследовательской, проектной, творческой и спортивной деятельности обучающихся.
Развитию способностей обучающихся способствуют образовательные события: предметные недели, конкурсы, участие в научно-практической конференции, олимпиады, викторины.

В начальных классах школы созданы все условия для индивидуального развития учащихся. Это прежде всего, организация внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность имеет 5 направлений:

Спортивно-оздоровительное направление. Здесь дети проявляют свои способности на кружке «Легкая атлетика».

Духовно-нравственное направление.Это уроки милосердия и тематические классные часы по планам классных руководителей.

Интеллектуальное направление.Действуют такие кружки,как «Юный книголюб», «Умники и умницы», «Юный математик», «Математика на 5», «Занимательная грамматика», «К тайнам русского языка», «В гостях у слова», «Считайка». Результатом деятельности обучающихся здесь являются проекты, которые дети создают как индивидуально, так и коллективно.

Художественно-эстетическое направление. Кружки «Бумагопластика», «Вокальный», «Танцевальный». Результатом деятельности этих кружков является выступления детей как на школьном уровне,так и на районном.

Содержание занятий по внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий и выбора обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы.

А также социальное направление,которое подразумевает выполнение коллективных творческих дел класса,коллектива.

Что касается урочной деятельности,то каждый учитель начальных классов старается осуществлять индивидуальный подход,готовит разноуровневые контрольные работы, самостоятельные работы, также домашние работы стараемся давать разноуровневые.

Большое значение для получения качественного образования обучающимися имеет взаимодействие с родителями. Родители должны активно участвовать в жизни своего ребенка,класса,школы. В начальных классах родители достаточно активно участвует в жизни школы,даже проводят мастер-классы,помогают в приготовлении классных часов и т.д.


Таким образом, в школе мы создаем все условия для качественного образования обучающихся с разными потребностями и возможностями. У выпускника современной начальной школы качественного образования должны быть сформированы умения самостоятельно учиться, понимать взаимосвязи явлений внешнего мира, у него должны быть развиты способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознавать внешний мир (реальный, объективный) .


























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Тамбовской области Моршанского района











Методическое совещание


доклад на тему


«Создание условий для получения качественного образования обучающимися начального общего образования»















подготовила заместитель директора

по начальным классам

Анисимова Оксана Михайловна






2019г.